Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы решить поставленные задачи, а именно:
 раскрыть понятие и основные принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности;
 провести классификацию дебиторской и кредиторской задолженности для целей учета;
 отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов;
 рассмотреть особенности учета при не денежных формах расчетов, вопросы инвентаризации расчетов;
 найти пути совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками.

Содержание

Введение
1. Понятие, основные принципы учета дебиторской и кредиторской
задолженности
1.1. Критерии признания дебиторской и кредиторской задолженности
1.2. Классификация дебиторской и кредиторской задолженности для целей учета
1.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
1.4. Раскрытие информации о дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО
2. Учет и раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.1. Учет и отражение в отчетности расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
2.2. Особенности учета погашения дебиторской и кредиторской задолженности при не денежных формах расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
2.3. Отражение в учете результатов инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
2.4. Учет списания дебиторской и кредиторской задолженности. Учет сомнительных долгов
2.5. Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

Учет расчетов векселями у получателей. В настоящее время учет расчетов с использованием векселей рекомендуется осуществлять по упрощенной схеме на тех же счетах, на которых отражаются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете.

Выданные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей отражают по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов. На этих счетах задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента ее погашения. По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 с кредита счетов по учету денежных средств (50, 51, 52 и др.). Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учете отдельно.

При выдаче векселей, предусматривающих выплату процентов за пользование полученным товаром без его оплаты в течение определенного периода, сумму уплачиваемых процентов относят на увеличение операционных расходов. При этом если начисленные проценты будут оплачены в текущем отчетном периоде, то они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет векселей у поставщика. Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные». Счет 62 дебетуется на указанные в векселях суммы с кредита счетов учета продажи готовой продукции (90) или другого вида имущества (91).

Оплаченные векселя отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62.

В соответствии с ПБУ 9/99 (п. 6.2) при продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.

Это нововведение означает, что с 1 января 2000 г. (с момента ввода ПБУ 9/99 в действие) сумма процентов по векселю должна отражаться в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг).

С начала 2008 г. изменился порядок вычета НДС в ситуациях, когда покупатель отдает поставщику не деньги, а собственный вексель. Теперь можно не ждать полгашения векселя и применять вычет, как только компания примет купленные товары, работы или услуги к учету.

Следует отметить, что инструкцией к новому Плану счетов (по счету 62) предусмотрено осуществлять учет процента по векселю на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При погашении задолженности по полученному векселю на общую сумму задолженности рекомендовано дебетовать счета учета денежных средств (51, 52 и др.) и кредитовать счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и счет 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).

Не оплаченные в срок векселя считаются отказными.

Номинальную сумму отказного векселя с процентами списывают со счета 62, субсчет «Векселя полученные» в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76—2 «Расчеты по претензиям».

До наступления срока оплаты по векселю организация-векселедержатель может получить в банках ссуды под вексель. Полученные кредиты отражают по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов учета денежных средств (50, 51, 52 и др.) в фактически полученных суммах. При этом задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченная векселями, продолжает учитываться по счетам дебиторской задолженности (62 и др.).

При невыполнении векселедателем или другим плательщиком долговых обязательств организация-векселедержатель обязана возвратить полученные в результате дисконтирования векселей денежные средства банкам. Перечисленные средства списываются с кредита денежных счетов в дебет счета 66 или 67. Просроченные обязательства по векселям остаются на счетах учета дебиторской задолженности.

В условия перехода к рыночной экономике, когда денежные расчеты стали затруднительными, предприятия очень часто стали использовать натуральный обмен, то есть оплата за приобретение материальных ценностей производится не деньгами, а материальными ценностями. Для осуществления этой операции заключается договор мены. 

В соответствии с ГК РФ договор мены предусматривает обмен между контрагентами равноценный по стоимости имущества, если иное не предусмотрено договором.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (ст.576 ГК РФ).

К договору мены применяются соответственно правила о купле - продаже, если это не противоречит существу мены. Однако особенность заключается в том, что договор купли - продажи предусматривает обязанность продавца передать товар в собственность покупателя и обязанность покупателя уплатить за товар определенную денежную сумму. В то же время договор мены не предполагает денежные обязательства (при обмене равноценными товарами).

В соответствии со ст.568 ГК РФ товары, подлежащие обмену, должны быть равноценными. Если обмениваемые по договору мены товары неравноценны, то сторона, передающая более дешевый товар, должна доплатить покупателю разницу в ценах.

Для учета расчетов, основанных на зачете взаимных требований в децентрализованном порядке и расчетов по сальдо взаимных требований, предназначены журнал-ордер N 5 и ведомость N 4. В журнале-ордере отражаются кредитовые обороты по указанному счету, в ведомости - дебетовые. Записи в журнале-ордере и в ведомости производятся на основании выписок банка из лицевого счета участника зачета с указанием сальдо зачета в порядке, предусмотренном для отражения операций по расчетному счету в банке.

В соответствии со ст.570 ГК РФ право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеим сторонам.

Пунктом 9 Положения о ведении бухгалтерского учета установлен принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, в соответствии с которым реализация товаров на счетах бухгалтерского учета отражается в момент перехода права собственности на него к покупателю.

Таким образом, при бартерных операциях исполнение встречных обязательств, по сути, является оплатой товара контрагентом, поэтому момент перехода собственности на товар и момент его оплаты совпадают.

Исходя из сказанного отражение в бухгалтерском учете бартерной операции при одномоментном обмене товаров может быть следующим (Таблица 3):

 

Таблица 3. Отражение операции на бартерной основе

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена договорная стоимость товара, отгруженного по договору мены

62

90.1

Начислен НДС на договорную стоимость товара, отгруженного по договору мены

90.1

68

Списывается на реализацию себестоимость отгруженного товара

90.2

45

Продолжение таблицы 3

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оприходован товар, поступивший по договору мены

41

60

Отражен НДС согласно счету - фактуре по договору мены

19

60

Закрываются взаимные задолженности по договору мены

60

62

НДС, списанный в зачет

68

62

Финансовый результат

90

99


 

В соответствии с НК РФ обмен должен совершаться по текущей рыночной стоимости, кроме того, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/07 предусматривают, что в бухгалтерском учете приобретенное имущество (МПЗ, ОС, нематериальные активы) принимаются к бухгалтерскому учету по цене переданного в обмен имущества. Налоговое законодательство предусматривает также, что НДС, выплаченный контрагентом от стоимости обмениваемого имущества, должен быть перечислен контрагенту платежным поручением. При отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете каждая из сторон договора мены выступает одновременно и получателем и поставщиком. Право собственности на обмениваемое имущество переходит только в том отчетном периоде, в котором каждая из сторон выполнила свои обязательства по договору. В том случае, если отгрузка имущества, являющегося предметом договора мены, произведена в разных отчетных периодах, то контрагент, отгрузивший имущество в более раннем отчетном периоде использует счет 45 "Товары отгруженные", а контрагент принявший это имущество до исполнения своих обязательств учитывает его на забалансовом счете 002 "ТМЦ принятые на хранение". После выполнения всех обязательств забалансовый счет закрывается, и имущество принимается на баланс. На основании сопроводительных документов договор может предусматривать обмен неравноценный по стоимости имущества, в этом случае, контрагент, получивший более дорогое по стоимости имущество должен оплатить разницу в стоимости обмениваемого имущества.

 

2.3. Отражение в учете результатов инвентаризации расчетов с  покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками

 

Инвентаризация является одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены в Федеральном законе от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательна инвентаризация. Правила ее проведения определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49.

Инвентаризации подлежат не только имущество организации, но и ее обязательства.

Порядок проведения инвентаризации расчетов в целом схож с порядком проведения инвентаризации имущества и активов. Для инвентаризации расчетов так же, как и для инвентаризации имущества, создается инвентаризационная комиссия. По итогам работы комиссии составляется акт инвентаризации. Но сроки проведения этих видов инвентаризации отличаются. Инвентаризация имущества может начинаться с 1 октября, в то время как инвентаризацию расчетов можно провести только по окончании года. Различается и состав комиссии: при инвентаризации расчетов в комиссию не входят материально ответственные лица.

Инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Для этого составляются акты сверки расчетов (Приложение 8) с контрагентами. В них указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.

На подготовительном этапе лица, ответственные за отражение соответствующих хозяйственных операций, представляют инвентаризационной комиссии:

 регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов;

 первичные учетные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов;

 акты сверки.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

 правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

 правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

 правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

При инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками проверке подвергается счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарно-материальным ценностям, оплаченным, но находящимся в пути. Необходимо проверить по заключенным с поставщиками таких ценностей договорам, когда происходит момент перехода права собственности на эти товарно-материальные ценности.

Проверке подлежат также расчеты с поставщиками по неотфактурованным поставкам (поставкам товарно-материальных ценностей без сопроводительных документов). Необходимо проверить наличие приказа руководителя предприятия на оприходование конкретно этих поставок и (или) наличие номенклатуры-ценника с установлением цены на подобные товарно-материальные ценности, а также сам факт оприходования поставок.

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками следует проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Сальдо по всем счетам расчетов должно быть показано в развернутом виде, т.е. кредиторская задолженность не может быть зачтена за счет дебиторской задолженности.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками