Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы решить поставленные задачи, а именно:
раскрыть понятие и основные принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности;
провести классификацию дебиторской и кредиторской задолженности для целей учета;
отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов;
рассмотреть особенности учета при не денежных формах расчетов, вопросы инвентаризации расчетов;
найти пути совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками.
Введение
1. Понятие, основные принципы учета дебиторской и кредиторской
задолженности
1.1. Критерии признания дебиторской и кредиторской задолженности
1.2. Классификация дебиторской и кредиторской задолженности для целей учета
1.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
1.4. Раскрытие информации о дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО
2. Учет и раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.1. Учет и отражение в отчетности расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
2.2. Особенности учета погашения дебиторской и кредиторской задолженности при не денежных формах расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
2.3. Отражение в учете результатов инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
2.4. Учет списания дебиторской и кредиторской задолженности. Учет сомнительных долгов
2.5. Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
Заключение
Список использованных источников
Учет расчетов векселями у получателей. В настоящее время учет расчетов с использованием векселей рекомендуется осуществлять по упрощенной схеме на тех же счетах, на которых отражаются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете.
Выданные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей отражают по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов. На этих счетах задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента ее погашения. По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 с кредита счетов по учету денежных средств (50, 51, 52 и др.). Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учете отдельно.
При выдаче векселей, предусматривающих выплату процентов за пользование полученным товаром без его оплаты в течение определенного периода, сумму уплачиваемых процентов относят на увеличение операционных расходов. При этом если начисленные проценты будут оплачены в текущем отчетном периоде, то они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Учет векселей у поставщика. Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные». Счет 62 дебетуется на указанные в векселях суммы с кредита счетов учета продажи готовой продукции (90) или другого вида имущества (91).
Оплаченные векселя отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62.
В соответствии с ПБУ 9/99 (п. 6.2) при продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
Это нововведение означает, что с 1 января 2000 г. (с момента ввода ПБУ 9/99 в действие) сумма процентов по векселю должна отражаться в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг).
С начала 2008 г. изменился порядок вычета НДС в ситуациях, когда покупатель отдает поставщику не деньги, а собственный вексель. Теперь можно не ждать полгашения векселя и применять вычет, как только компания примет купленные товары, работы или услуги к учету.
Следует отметить, что инструкцией к новому Плану счетов (по счету 62) предусмотрено осуществлять учет процента по векселю на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При погашении задолженности по полученному векселю на общую сумму задолженности рекомендовано дебетовать счета учета денежных средств (51, 52 и др.) и кредитовать счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и счет 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).
Не оплаченные в срок векселя считаются отказными.
Номинальную сумму отказного векселя с процентами списывают со счета 62, субсчет «Векселя полученные» в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76—2 «Расчеты по претензиям».
До наступления срока оплаты по векселю организация-векселедержатель может получить в банках ссуды под вексель. Полученные кредиты отражают по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов учета денежных средств (50, 51, 52 и др.) в фактически полученных суммах. При этом задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченная векселями, продолжает учитываться по счетам дебиторской задолженности (62 и др.).
При невыполнении векселедателем или другим плательщиком долговых обязательств организация-векселедержатель обязана возвратить полученные в результате дисконтирования векселей денежные средства банкам. Перечисленные средства списываются с кредита денежных счетов в дебет счета 66 или 67. Просроченные обязательства по векселям остаются на счетах учета дебиторской задолженности.
В условия перехода к рыночной экономике, когда денежные расчеты стали затруднительными, предприятия очень часто стали использовать натуральный обмен, то есть оплата за приобретение материальных ценностей производится не деньгами, а материальными ценностями. Для осуществления этой операции заключается договор мены.
В соответствии с ГК РФ договор мены предусматривает обмен между контрагентами равноценный по стоимости имущества, если иное не предусмотрено договором.
По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (ст.576 ГК РФ).
К договору мены применяются соответственно правила о купле - продаже, если это не противоречит существу мены. Однако особенность заключается в том, что договор купли - продажи предусматривает обязанность продавца передать товар в собственность покупателя и обязанность покупателя уплатить за товар определенную денежную сумму. В то же время договор мены не предполагает денежные обязательства (при обмене равноценными товарами).
В соответствии со ст.568 ГК РФ товары, подлежащие обмену, должны быть равноценными. Если обмениваемые по договору мены товары неравноценны, то сторона, передающая более дешевый товар, должна доплатить покупателю разницу в ценах.
Для учета расчетов, основанных на зачете взаимных требований в децентрализованном порядке и расчетов по сальдо взаимных требований, предназначены журнал-ордер N 5 и ведомость N 4. В журнале-ордере отражаются кредитовые обороты по указанному счету, в ведомости - дебетовые. Записи в журнале-ордере и в ведомости производятся на основании выписок банка из лицевого счета участника зачета с указанием сальдо зачета в порядке, предусмотренном для отражения операций по расчетному счету в банке.
В соответствии со ст.570 ГК РФ право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеим сторонам.
Пунктом 9 Положения о ведении бухгалтерского учета установлен принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, в соответствии с которым реализация товаров на счетах бухгалтерского учета отражается в момент перехода права собственности на него к покупателю.
Таким образом, при бартерных операциях исполнение встречных обязательств, по сути, является оплатой товара контрагентом, поэтому момент перехода собственности на товар и момент его оплаты совпадают.
Исходя из сказанного отражение в бухгалтерском учете бартерной операции при одномоментном обмене товаров может быть следующим (Таблица 3):
Таблица 3. Отражение операции на бартерной основе
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена договорная стоимость товара, отгруженного по договору мены | 62 | 90.1 |
Начислен НДС на договорную стоимость товара, отгруженного по договору мены | 90.1 | 68 |
Списывается на реализацию себестоимость отгруженного товара | 90.2 | 45 |
Продолжение таблицы 3 | ||
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Оприходован товар, поступивший по договору мены | 41 | 60 |
Отражен НДС согласно счету - фактуре по договору мены | 19 | 60 |
Закрываются взаимные задолженности по договору мены | 60 | 62 |
НДС, списанный в зачет | 68 | 62 |
Финансовый результат | 90 | 99 |
В соответствии с НК РФ обмен должен совершаться по текущей рыночной стоимости, кроме того, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/07 предусматривают, что в бухгалтерском учете приобретенное имущество (МПЗ, ОС, нематериальные активы) принимаются к бухгалтерскому учету по цене переданного в обмен имущества. Налоговое законодательство предусматривает также, что НДС, выплаченный контрагентом от стоимости обмениваемого имущества, должен быть перечислен контрагенту платежным поручением. При отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете каждая из сторон договора мены выступает одновременно и получателем и поставщиком. Право собственности на обмениваемое имущество переходит только в том отчетном периоде, в котором каждая из сторон выполнила свои обязательства по договору. В том случае, если отгрузка имущества, являющегося предметом договора мены, произведена в разных отчетных периодах, то контрагент, отгрузивший имущество в более раннем отчетном периоде использует счет 45 "Товары отгруженные", а контрагент принявший это имущество до исполнения своих обязательств учитывает его на забалансовом счете 002 "ТМЦ принятые на хранение". После выполнения всех обязательств забалансовый счет закрывается, и имущество принимается на баланс. На основании сопроводительных документов договор может предусматривать обмен неравноценный по стоимости имущества, в этом случае, контрагент, получивший более дорогое по стоимости имущество должен оплатить разницу в стоимости обмениваемого имущества.
Инвентаризация является одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены в Федеральном законе от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательна инвентаризация. Правила ее проведения определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49.
Инвентаризации подлежат не только имущество организации, но и ее обязательства.
Порядок проведения инвентаризации расчетов в целом схож с порядком проведения инвентаризации имущества и активов. Для инвентаризации расчетов так же, как и для инвентаризации имущества, создается инвентаризационная комиссия. По итогам работы комиссии составляется акт инвентаризации. Но сроки проведения этих видов инвентаризации отличаются. Инвентаризация имущества может начинаться с 1 октября, в то время как инвентаризацию расчетов можно провести только по окончании года. Различается и состав комиссии: при инвентаризации расчетов в комиссию не входят материально ответственные лица.
Инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Для этого составляются акты сверки расчетов (Приложение 8) с контрагентами. В них указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.
На подготовительном этапе лица, ответственные за отражение соответствующих хозяйственных операций, представляют инвентаризационной комиссии:
регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов;
первичные учетные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов;
акты сверки.
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:
правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
При инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками проверке подвергается счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарно-материальным ценностям, оплаченным, но находящимся в пути. Необходимо проверить по заключенным с поставщиками таких ценностей договорам, когда происходит момент перехода права собственности на эти товарно-материальные ценности.
Проверке подлежат также расчеты с поставщиками по неотфактурованным поставкам (поставкам товарно-материальных ценностей без сопроводительных документов). Необходимо проверить наличие приказа руководителя предприятия на оприходование конкретно этих поставок и (или) наличие номенклатуры-ценника с установлением цены на подобные товарно-материальные ценности, а также сам факт оприходования поставок.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками следует проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Сальдо по всем счетам расчетов должно быть показано в развернутом виде, т.е. кредиторская задолженность не может быть зачтена за счет дебиторской задолженности.