Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы решить поставленные задачи, а именно:
раскрыть понятие и основные принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности;
провести классификацию дебиторской и кредиторской задолженности для целей учета;
отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов;
рассмотреть особенности учета при не денежных формах расчетов, вопросы инвентаризации расчетов;
найти пути совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками.
Введение
1. Понятие, основные принципы учета дебиторской и кредиторской
задолженности
1.1. Критерии признания дебиторской и кредиторской задолженности
1.2. Классификация дебиторской и кредиторской задолженности для целей учета
1.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
1.4. Раскрытие информации о дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО
2. Учет и раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.1. Учет и отражение в отчетности расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
2.2. Особенности учета погашения дебиторской и кредиторской задолженности при не денежных формах расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
2.3. Отражение в учете результатов инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
2.4. Учет списания дебиторской и кредиторской задолженности. Учет сомнительных долгов
2.5. Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками
Заключение
Список использованных источников
К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также выполняющие разные работы (капитальный, текущий ремонт основных средств и др.) и оказывающие различные виды услуг[3].
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс. Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном, счете независимо от времени оплаты.
На этом счете учитываются расчеты:
за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке (когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков);
за услуги по перевозкам, в том числе по недоборам и переборам тарифа (фрахта);
за все виды услуг связи;
генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;
генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР).
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используют следующие документы:
накладная, оформляемая при отгрузке товара; на ее основании производят оприходование (постановку на учет) товарно-материальных ценностей, она содержит их основные характеристики;
товарно-транспортная накладная (предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом, унифицированная форма ТТН № 1-Т, утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, состоит из 2-х разделов – товарного и транспортного. Первый заполняет отправитель или получатель, а второй – организация, осуществляющая доставку.) (Приложение 1);
счет — документ, выписываемый поставщиком до поставки товарно-материальных ценностей или исполнителем работ заказчику; является уведомлением, за что и в какой сумме должна быть произведена оплата (Приложение 2);
счет-фактура — документ, выписываемый поставщиком для правильного расчета и платежа налога на добавленную стоимость (Приложение 3);
доверенность применяется для оформления права отдельного лица выступать в качестве доверенного для получения материальных ценностей (Приложение 4);
акт о приемке материалов — документ, составляемый при поступлении материальных ценностей, если обнаруживается недостача или они не соответствуют требуемым качественным параметрам; является основанием для предъявления претензий к поставщику (Приложение 5);
коммерческий акт (составляется, если недостача произошла в пути следования).
Поставщики ведут книгу продаж (Приложение 6), которая предназначена для регистрации счетов-фактур. Целью ведения книги продаж является определение суммы налога на добавленную стоимость по отгруженным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.
В книге продаж отражаются все реквизиты, содержащиеся в счетах-фактурах, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения налогом 10 % и 20 %, отдельно показываются продажи, не облагаемые налогом, из них экспорт.
В свою очередь у покупателя товаров, работ, услуг ведется книга покупок (Приложение 7), в которой регистрируются счета-фактуры, представляемые поставщиками. Цель ведения книги покупок заключается в определении суммы налога, подлежащей зачету (возмещению) в соответствии с Налоговым Кодексом.
Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарно-материальным ценностям принимается к зачету у покупателя только при наличии оригинала счета-фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных товаров и запись об этом в книге покупок.
Книга покупок включает все реквизиты поступающих счетов-фактур поставщиков, причем суммы налога фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения 20 % и 10 %, отдельно показываются покупки, не облагаемые по действующему законодательству.
За каждый отчетный период в книгах покупок и продаж выводятся итоги, которые используются для составления декларации по налогу на добавленную стоимость.
Предприятие-покупатель при получении материальных ценностей проверяет соответствие их ассортимента договорам, регистрирует в журнале учета поступивших грузов, делает отметку в книге учета выполненных договоров и акцентирует счет, т.е. дает согласие на оплату. С этого момента в бухгалтерском учете возникают расчеты с поставщиками.
Счет на оплату служит для оформления намерения покупателя приобрести товар или услугу. Строгой формы бланка счета не существует, организация вправе сама разрабатывать форму счета на плату.
В счете должны содержаться следующие реквизиты:
уникальный порядковый номер;
дата выставления;
платежные реквизиты стороны;
наименование предлагаемых товаров или услуг и их стоимость с указанием налоговых особенностей;
признак облагается ли сумма НДС.
Полные платежные реквизиты могут быть представлены в счете в виде готового образца заполнения платежного поручения. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 169, глава 21)и постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах на добавленную стоимость».
Он содержит в себе обязательные реквизиты: порядковый номер и дата выписки, наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, номер платежно-расчетного документа, наименование поставляемых товаров, описание выполненный работ и оказанных услуг, количество поставляемых по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения, цена за единицу измерения по договору без учета налога, стоимость товаров, имущественных прав за все количество поставляемых по счету-фактуре товаров, переданных имущественных прав без налога, сумма акцизов по подакцизным товарам, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателя товаров, имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, стоимость всего количества поставляемых по счету-фактуре товаров, переданных имущественных прав с учетом суммы налога, страна происхождения товаров, таможенной декларации.
Организация-поставщик выписывает счет-фактуру на стоимость товара, определенную исходя из цены с учетом транспортных расходов.
Согласно п. ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, либо иными лицами, уполномоченными на то.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является активно-пассивным. Дебетовое сальдо означает сумму авансов (предоплаты), выданных поставщикам и подрядчикам.
Субсчета счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
Субсчет 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Предназначен для обобщения информации о задолженности за полученные товарно-материальные ценности (работы, услуги), цена которых указана в рублях;
Субсчет 60.2 «Расчеты по авансам выданным». Предназначен для обобщения информации об авансах, выданных поставщикам и подрядчикам в валюте Российской Федерации;
Субсчет 60.3 «Векселя выданные». Предназначен для обобщения информации о векселях, выданных поставщикам и подрядчикам.
Субсчет 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)». Предназначен для обобщения информации о задолженности за полученные товарно-материальные ценности (работы, услуги), цена которых указана в иностранной валюте.
Субсчет 60.22 «Расчеты по авансам выданным (в валюте)». Предназначен для обобщения информации об авансах, выданных поставщикам и подрядчикам в иностранной валюте.
Субсчет 60.31 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в у.е.)». Предназначен для обобщения информации о задолженности за полученные товарно-материальные ценности (работы, услуги), если их цена указана в условных единицах, а оплата поставщику производится в рублях.
Субсчет 60.32 «Расчеты по авансам выданным (в у.е.)». Предназначен для обобщения информации об авансах, выданных в счет предстоящих поставок товарно-материальных ценностей (работ, услуг), если аванс выдан в рублях, а цена товарно-материальных ценностей указана в условных единицах[4].
Кредитовое сальдо по счету 60 свидетельствует о суммах задолженности организации поставщикам и подрядчикам по неоплаченным расчетным документам и неотфактурованным поставкам. Оборот по дебету счета показывает суммы оплат, списаний и зачетов за товарно-материальные ценности, работы и услуги в отчетном месяце. Оборот по кредиту счета отражает стоимость полученных от поставщиков товарно-материальных ценностей, выполненных подрядчиками работ и оказанных услуг за отчетный месяц.
По кредиту счета 60 отражают стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг.
На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»)[5].
Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду электроэнергию, почтово-телеграфные услуги и др.
Аналитический учет по счету 60 ведется, по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: поставщикам; по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты, которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам с просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Обособленно на счете 60 ведется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность.
Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведется в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность ведется на счете 60 обособленно.
Синтетический учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6 и «Реестре операций по расчетам с поставщиками» (приложение к журналу ордеру № 6). В этом журнале синтетический учет сочетается с аналитическим. Журнал-ордер № 6 является комбинированным регистром, где осуществляется аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для каждого из них отводится одна строка, в которой фиксируется начальное сальдо, начисление кредиторской задолженности и ее погашение, конечное сальдо. После подведения итогов по журналу-ордеру № 6 и их сверки с другими регистрами полученный кредитовый оборот переносят в Главную книгу.
Журнал хозяйственных операций, связанных с расчетами с поставщиками и подрядчиками представлен в таблице 1.
Таблица 1. Журнал хозяйственных операций, связанных с расчетами с поставщиками и подрядчиками