Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
- определить и теоретически исследовать понятие расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить учет расчетов с покупателями и заказчиками в системе хозяйственно-экономической деятельности предприятия;
- изучить документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть порядок списания задолженности;

Содержание

Введение
1. Методологические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1. Нормативно – правовая база
1.2 Синтетический и аналитический учет
1.3. Документальное оформление хозяйственных операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками
2. Действующая практика учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере деятельности ООО «Легенда»
2.1. Порядок учета и расчетов с покупателями
2.2. Особенности учета расчетов с заказчиками
2.3. Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Учет расчетов с покупателями и заказчиками Эссен.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Покупателю готовой продукции счет-фактура необходим для возмещения сумм НДС. Следует обратить внимание на то, что покупатель не может зачесть НДС из бюджета на основании счета-фактуры, который был составлен продавцом при получении аванса, т.к. для зачета налога необходимо еще чтобы ГП была оприходована в учете.

Бланк счета-фактуры может быть изготовлен типографическим способом или самостоятельно с помощью компьютера. Если в процессе изготовления изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их расположения. В счете-фактуре должны быть указанны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой ГП; цена; налоговая ставка и др. реквизиты (приложение 3).

Отличие новой формы счета-фактуры от прежней заключается в ведении двух новых граф: «Страна происхождения» и «Номер грузовой  таможенной декларации». Это позволяет таможенным органам проверять, правильно ли импортер оплатил таможенные платежи. При чем, если раньше проверить это можно было только при растаможивании готовой продукции, то теперь, придя в любой магазин и подняв документы на любую импортную продукцию, таможенным органам по номеру грузовой таможенной декларации определить как продукция проходила таможню.

Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки ГП или получения аванса. Второй остается у организации продувшей эту ГП.

Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации ГП.

Книга продаж должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течении полных 5 лет с даты последней записи.

Платежное поручение выписывается одновременно в нескольких экземплярах, которые должны быть идентичны. Количество экземпляров, которые необходимо представить в банк, зависит от того, каким образом осуществляется платеж как правило представляются 4 экземпляра (по одному экземпляру для плательщика, банка плательщика, покупателя, банка покупателя). Не какие исправления при заполнении платежного поручения не допускаются.

Перед выпиской платежное поручение регистрируется в журнале регистраций платежных поручений. При этом ему присваивается порядковый номер который указывается в соответствующем после банк платежного поручения.

В платежном поручении указывается ИНН; наименование и номер счета в кредитной организации, банковский идентификационный код и др. реквизиты (приложение 4).

Первый экземпляр платежного поручения подписывают гл. бухгалтер и руководитель организации.

Все экземпляры заполненного и подписанного платежного поручения представляются в обслуживающий вас банк.

Последний экземпляр платежного поручения банк должен возвратить клиенту с отметкой «принято к исполнению» и указанием даты принятия поручения. При этом на данном экземпляре ставится штамп банка и подпись операционного работника, принявшего поручение к исполнению.

Помимо этого к документам по учету расчетов с покупателями и заказчиками можно отнести расчетный чек, заявление на аккредитив, платежное требование – поручение.

Таким образом, покупатели и заказчики - это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.

За момент реализации продукции может приниматься момент оплаты ранее отгруженной продукции, тогда дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости; либо за момент реализации принимается момент ее отгрузки, тогда дебиторская задолженность учитывается по цене реализации.


2. Действующая практика учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере деятельности ООО «Легенда»

 

2.1. Порядок учета и расчетов с покупателями

Исследуемое предприятие является обществом с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью – это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц.

Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью данного общества, в пределах уставного капитала. Уставный капитал предприятия состоит из вкладов физических лиц.

Основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля электрооборудованием (электродвигатели, насосные агрегаты, вентиляторы, магнитные пускатели и другое). Кроме того, предприятие вправе осуществлять другие виды деятельности, соответствующие его специализации и не противоречащие законодательству РФ.

Предприятие создавалось в целях:

-              получения прибыли;

-              удовлетворения спроса на поставку промышленного электрооборудования (электродвигатели, насосы, вентиляторы).

В расчетах с покупателями применяется как наличная так и безналичная форма расчетов. Расчеты наличными производятся с июля 2007 года 100000 рублей по одной сделке. В безналичном порядке расчеты проводятся только через банки и другие кредитные организации.

Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в порядке уступки права требования, векселями. При расчетах с поставщиками и подрядчиками наличными денежными средствами оформляются авансовые отчеты на основании выданных контрагентами квитанции к ПКО и кассового чека.

Взаимозачетная операция является односторонней сделкой и может быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны при отсутствии разногласий по проведению взаимозачета. Сторона, принявшая решение о проведении взаимозачетной операции, оформляет заявление о проведении зачета. Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявления другой стороной. Подтверждением получения заявления другой стороной необходимо считать квитанцию, уведомление о получении и так далее.

Предприятие ООО «Легенда» работает с покупателями в основном по предоплате. Оплата счетов покупателем может производиться как в безналичной форме, так и наличными деньгами в кассу предприятия (в пределах лимита, установленного для расчетов между юридическими лицами, наличными деньгами). Банковская выписка по счету поступает на предприятие только на следующий день, поэтому используется система «клиент-банк», которая позволяет увидеть поступление средств на расчетный счет в этот же день. Это оказывается очень удобно для покупателей, которые могут получить товар в день оплаты счета.

Существует множество форм расчетов, но на предприятии используются только некоторые из них. Расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся в основном безналичным образом, с использованием платежных поручений. Основанием для оплаты являются счета или договоры поставщиков, при этом оплата может производиться как по факту отгрузки (в порядке плановых платежей), так и в виде авансовых платежей, что является одним из условий договора. Расчеты наличными средствами подразумевают выдачу средств по авансовым отчетам на приобретение товарно-материальных ценностей. Поставщик предоставляет документы на отгрузку и квитанцию к приходному кассовому ордеру, кассовый чек. Подрядчики выставляют счета и платежные требования за прошедший период (с актом выполненных работ). Счета оплачиваются в обычном порядке, а платежные требования предусматривают списание средств со счета предприятия с акцептом.

Расчеты с покупателями производятся как в наличной форме (через кассу организации – расчеты за отгружаемую продукцию), так и в безналичной форме: как оплата по выставленному счету через банк (авансовые платежи), или оплата за ранее отгруженную продукцию (в случае отсрочки платежа). Покупатели в некоторых случаях в счет оплаты задолженности предоставляют векселя третьих лиц (банковские). В случаях, предусмотренных соответствующими договорами, производятся взаимозачеты за поставленные товары. Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю и заказчику.

Примером операций послужили бухгалтерские записи за декабрь 2009 года в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Бухгалтерские записи по расчетам с покупателями и заказчиками за декабрь 2009 года ООО «Легенда»

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

02.12.07 г. покупатель ОАО «РИАТ» перечислил авансовый платеж по полученному счету на сумму 30 000 рублей.

 

51

62"Авансы полученные"

30 000

62"Авансы полученные"

68

4 576,27

07.12.07г. после отгрузки товара и получения его покупателем в счет окончательных расчетов, ОАО "РИАТ" перечислил 10 000 рублей на расчетный счет и внес 5 000 рублей в кассу организации. Был произведен зачет ранее перечисленного аванса и восстановлена сумма НДС, начисленная ранее в бюджет

51

62

10 000

50

62

5 000

62 субсчет "Авансы полученные"

62

30 000

68

62 субсчет "Авансы полученные"

4 576,27

17.12.07 г. ООО "Восход" в счет погашения задолженности за отгруженную продукцию передал предприятию финансовый вексель на сумму 200 000 рублей. Дата погашения векселя – 17.02.06 г. Вексель был погашен в банке 20.12.06 г. на сумму 180 000 рублей.

58

62

200 000

51

58

180 000

91

58

20 000

22.12.07 г. ООО "Медведь" уступает ООО "Медведь-НН" право требования – получения продукции от предприятия на сумму 40 000 рублей.

 

62 субсчет "Авансы полученные"

62 субсчет "Авансы полученные"

40 000

 

Дебет счета 51 «Расчетные счета».

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В работе предприятия встречаются ситуации, когда отгрузка производится одному покупателю (юридическому лицу), а оплату за него производит другое лицо. В этом случае на платежном поручении указывается «оплата за». С учетом данного вида расчетов на предприятии связано некоторое количество ошибок.

Бухгалтер, формирующий проводки по банковским документам, может не обратить внимание на эту строку в платежном поручении; и получается что деньги предприятие получило как аванс от второго лица, а по первому лицу числится задолженность. Ошибки подобного рода исправляются обычно в конце месяца, когда производится сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Структура счета 62 рабочего плана счетов ООО «Легенда» представлена в Приложении 1.

В форме № 1 – Бухгалтерском балансе – задолженность покупателей и заказчиков перед ООО «Легенда» отражается в разделе «Оборотные активы» по строкам 231 и 241 баланса. Строки заполняются на основании аналитических данных по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет "Расчеты за товары (работы, услуги)".

По строке 231 указывается сумма долгосрочной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков. Долгосрочной считается задолженность, которую погасят не раньше чем через 12 месяцев после 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором дебиторская задолженность была отражена в учете.

В балансе отражается дебиторская задолженность предприятия, уменьшенная на сумму резерва по сомнительным долгам.

По состоянию на 01.01. 2008г. долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков перед ООО «Легенда» составляла 42470 тыс. руб.; на 01.01. 2009г. – 37914 тыс. руб.

По строке 240 баланса отражается общая сумма задолженности, которую покупатели и заказчики должны погасить в течение 12 месяцев после 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором дебиторская задолженность была отражена в учете.

Как и в случае с долгосрочной задолженностью, в балансе отражается краткосрочная дебиторская задолженность предприятия, уменьшенная на сумму резерва по сомнительным долгам.

По состоянию на 01.01.2008г. краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков перед ООО «Легенда», отраженная по стр.241 баланса, составляла 365225 тыс. руб.; на 01.01. 2009г. – 435668 тыс. руб.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками