Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
- определить и теоретически исследовать понятие расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить учет расчетов с покупателями и заказчиками в системе хозяйственно-экономической деятельности предприятия;
- изучить документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть порядок списания задолженности;

Содержание

Введение
1. Методологические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками
1.1. Нормативно – правовая база
1.2 Синтетический и аналитический учет
1.3. Документальное оформление хозяйственных операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками
2. Действующая практика учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере деятельности ООО «Легенда»
2.1. Порядок учета и расчетов с покупателями
2.2. Особенности учета расчетов с заказчиками
2.3. Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Учет расчетов с покупателями и заказчиками Эссен.doc

— 178.50 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

Введение

1. Методологические  аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками

1.1. Нормативно – правовая база

1.2 Синтетический и аналитический учет

1.3. Документальное оформление хозяйственных операций по  учету расчетов с покупателями и заказчиками

2. Действующая практика учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере деятельности ООО «Легенда»

2.1. Порядок учета и расчетов с покупателями

2.2. Особенности учета расчетов с заказчиками

2.3. Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

 


Введение

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями - за купленные ими товары; с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов может привести к снижению конкурентоспособности отдельного экономического субъекта, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Дальнейшее развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с покупателями и заказчиками. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов.

Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Поэтому бухгалтерский учет должен обеспечивать систематический контроль за отгрузками, кроме этого актуален анализ расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

Целью данной курсовой работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.

В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:

- определить и теоретически исследовать понятие расчетов с покупателями и заказчиками;

- изучить учет расчетов с покупателями и заказчиками в системе хозяйственно-экономической деятельности предприятия;

- изучить документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками;

- рассмотреть порядок списания задолженности;

- выявить пути улучшения состояния расчетов с покупателями и заказчиками.

В качестве объекта исследования в курсовой работе выбрано предприятие – ООО «Легенда».

Методологической основой для написания курсовой работы послужили: Федеральный Закон о бухгалтерском учете в РФ; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных ученых.

 


1. Методологические  аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками

 

1.1. Нормативно – правовая база

В бухгалтерском учете необходимо иметь информацию о расчетах с покупателями и заказчиками, которым была отгружена продукция, для которых выполнены работы или услуги, также были реализованы прочие активы.

Покупатели и заказчики - это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. Для обобщения информации о расчетах за продукцию, товары, работы и услуги предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» [10, С.87].

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 21.11. 1996 г. №129-ФЗ документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства предприятия считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Важным элементом контроля движения наличных денежных средств в государстве является установленное федеральным законом обязательное применение специальной контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям или по оказанию бытовых услуг. Эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только предприятия, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки контрольно-кассовых машин, а также некоторые другие организации в связи с особенностями их местонахождения.

Организации и банки - участники безналичных расчетов и посредники в них при их проведении должны соблюдать также требования норм банковского законодательства РФ (в первую очередь - Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), а при проведении безналичных расчетов с использованием иностранной валюты (например, при расчетах с зарубежными контрагентами) - требования норм законодательства о валютном контроле.

Второй уровень системы нормативно-правового регулирования расчетов на территории РФ - это подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также юридические акты федеральных министерств и служб - приказы, инструкции и пр.).

Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ). Он же устанавливает требования к помещению главной кассы (в дальнейшем просто кассы).

Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широко распространены, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных и / или платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тут же за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. В этой связи ЦБ РФ регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетов между юридическими лицами по одной операции в день. В настоящее время, согласно указанию ЦБР от 20 июня 2007 г. №1843-У, лимит составляет 100 тыс. руб.

Кассовые операции являются самыми многочисленными и самыми распространенными на предприятии. Их учет сопровождается оформлением целого ряда типовых документов, формы которых утверждены Госкомстатом РФ.

Нормативно-правовая регламентация порядка проведения безналичных расчетов основывается на Положении ЦБР от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Третий уровень регулирования расчетных отношений - это положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время Минфином РФ принято и нормативно утверждено двадцать одно положение по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Четвертый уровень - внутренние локальные субъектов хозяйствования (учетная политика предприятия, приказы и распоряжения руководителя предприятия и пр.).

 

1.2 Синтетический и аналитический учет

Отражение на счетах синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от ряда факторов, в том числе от условий договора и факта исполнения сторонами своих обязательств. Среди существенных условий договора, как было показано в предыдущем подразделе, выделяют момент перехода права собственности и условия оплаты.

Согласно ГК РФ переход права собственности по договору купли-продажи происходит в момент передачи вещи покупателю, то есть в момент отгрузки со склада поставщика.

Это считается общепринятым моментом перехода права собственности на реализуемый товар. Гражданский кодекс допускает возможность установить другой, отличный от общепринятого, порядок перехода права собственности.

В хозяйственной практике наиболее широко применяется два способа:

1. В момент поступления в оплату денежных средств или иного имущества на предприятие.

2. В момент доставки товара до франко-места.

Франко-место определяется договором и трактуется как место, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик, включая их в расходы на продажу и цену продукции. Франко-местом может быть станция отправления, станция получения, склад поставщика и др. Например, указание в договоре франко-склад покупателя будет означать, что все транспортные расходы по доставке товара до оговоренного места и риск потери товара в процессе транспортировки несет продавец, и переход права собственности произойдет в момент доставки товара на склад покупателя.

Договором может быть предусмотрена оплата денежными средствам, либо иным имуществом. Особым условием договора может быть предусмотрена предварительная оплата (аванс).

Типовые записи по учету расчетов с покупателями и заказчиками представлены в таблице 1.2.1.

Таблица 1.2.1.

Корреспонденция счетов по учету операций с покупателями

Название операции

Дебет

Кредит

Оценка

1

Отгружена готовая продукция и

предъявлен счет покупателю (пере-

ход права собственности к покупателю происходит в момент отгрузки ему продукции (товара) со склада продавца

62

90-1

Цена продажи продукции (товара) согласно до-говору с НДС

 

2

Отгружено имущество и предъявлен

счет покупателю (переход права

собственности к покупателю происходит в момент отгрузки имущества ) 

62

91-1

Цена продажи имущества согласно договору с

НДС

 

3

Начислен НДС в бюджет

90-3

68

Сумма НДС

 

4

Произведена оплата покупателем

(переход права собственности к покупателю происходит в момент отгрузки)

50,51,

52

 

62

Цена продажи продукции (товара, имущества) согласно договору с НДС 

5

Отгружена готовая продукция (то-

вары, имущество) и предъявлен счет

покупателю (переход права собственности к покупателю в момент отгрузки не происходит)

45

 

08,10,

43,41, 01 «Выбытие ОС», 04 «Выбытие НМА»

 

 

Балансовая стоимость актива

 

6

Произведена оплата покупателем

(договором установлен переход права собственности к покупателю в момент поступления денежных

средств продавцу) 

50,51,

52

90-1,

91-1

 

Сумма оплаты

 

7

Списана себестоимость проданной готовой продукции, товара 

90-2

 

45

 

Балансовая стоимость актива

 

8

Получена предварительная оплата

(аванс) 

50,51,

52

 

62 «Авансы полученные»

 

Сумма аванса

9

Произведен зачет аванса 

62 «Авансы полученные»

62

 

Сумма аванса

 

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а в порядке расчетов плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в кредитных организациях; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы отгруженных товаров, продукции, прочих активов, выполненных работ и оказанных услуг, по которым в установленном порядке признан доход. Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей или при погашении дебиторской задолженности иными способами (неденежные расчеты и т.п.). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются на счете 62 обособленно. На счете 62 отражаются также возникающие курсовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по этому счету.

Теперь рассмотрим, как операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками отражаются в бухгалтерском учете.

Надо отметить, что отразить задолженность покупателя (заказчика) организация должна независимо от того, получила ли она от него деньги за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или нет.

Если организация отгрузила покупателю товары (продукцию), то после того, как к покупателю перешло право собственности на них, в учете делается проводка:

Дебет 62 Кредит 90-1 - отражена задолженность покупателя за отгруженные товары (продукцию).

Если организация выполнила для заказчика работы (оказала услуги) и заказчик их принял, делается запись:

Дебет 62 Кредит 90-1 (91-1) - отражена задолженность заказчика за выполненные работы (оказанные услуги).

При поступлении от покупателя (заказчика) денежных средств или имущества в оплату задолженности делается проводка по кредиту счета Дебет 50 (51, 52, 10.) Кредит 62 - поступили средства от покупателя (заказчика) в оплату продукции, товаров, работ, услуг.

 

 

1.3. Документальное оформление хозяйственных операций по  учету расчетов с покупателями и заказчиками

Счета-фактуры выписывают все предприятия и организации, реализующие ГП, как облагаемые так и не облагаемые НДС. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками