Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть практику бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам на примере ООО «Стронг».
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях.
2. Оценить организацию учета расчетов по налогам и сборам на исследуемом предприятии.
Введение……………………………………………………..….…………..3
1. Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам………………………………5
1.1 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам…………………………………………….……5
1.2 Теоретические основы организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам……………………………………….……...10
2. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Стронг»……………………………..………….………….…...21
2.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия……………………….……………………………..……………....21
2.2 Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам…...23
Заключение……….…………………………………………….……........43
Список используемой литературы………………………….….…..........46
19
Введение……………………………………………………..
1. Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам………………………………5
1.1 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам…………………………………………….……5
1.2 Теоретические основы организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам……………………………………….……...10
2. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Стронг»……………………………..………….…………
2.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия……………………….………………………
2.2 Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам…...23
Заключение……….…………………………………………
Список используемой литературы………………………….….…......
ВВЕДЕНИЕ
Хозяйственную деятельность организации неэффективна, если не организованы наблюдение и контроль за всеми фактами, явлениями, из которых она складывается. Учет – это непременная функция управления. Он состоит в наблюдении, измерении, регистрации и группировке учитываемых явлений. В показателях учета раскрываются количественная и качественная стороны хозяйственных процессов, характеризуя факторы хозяйственной жизни.
Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц. Одна из целей организации – выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями. Оптимизация налогообложения – это Стронг различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретного случая хозяйственной деятельности организации. Оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами, и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности. Можно выделить следующие возможные пути оптимизации объемов налоговых платежей:
- выбор соответствующей организационно-правовой формы;
- использование возможностей хозяйственных договоров (комбинирование);
- грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета;
- использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.
Предмет исследования в данной работе – процесс организации учета налогов и сборов на предприятии. Объект исследования – ООО «Стронг».
Цель работы – рассмотреть практику бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам на примере ООО «Стронг».
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях.
2. Оценить организацию учета расчетов по налогам и сборам на исследуемом предприятии.
3. Выявить недостатки учета и проанализировать основные пути совершенствования бухгалтерского учета и расчетов по налогам и сборам на предприятии.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Н.П. Кондракова, В.Г. Панскова, И.Н. Соловьева, А.Д. Шеремета, Т.Ф. Юткиной, Р.С. Юрмашева и др.
Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения, финансов, налогового менеджмента. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по налогам, финансам, бухгалтерскому учету, аудиту, налоговому менеджменту, экономической теории, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также учредительные документы, финансовая отчетность за 2008–2010 г. предприятия ООО «Стронг».
1. Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
1.1 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.
Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. К первому уровню системы следует также отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. №222-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. №208-ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. №283 и др.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном учете – положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности; из них особенно важным является ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.)[1].
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Закон о бухгалтерском учете. 21 ноября 1996 г. в России был принят специальный ФЗ «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений. Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку: повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах; повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства[2].
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Указанное Положение утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. В дальнейшем в него внесены изменения и дополнения приказами Минфина от 30.12.99 г. №107 и от 24.03.2000 г. №31н. Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
В системе нормативного регулирования ПБУ являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон «О бухгалтерском учете» по каждому объекту учета. ПБУ обычно включает следующие элементы: название и номер ПБУ; общие положения (сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета); определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета); оценка (различные виды применяемых оценок по объекту); порядок учета (порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета); раскрытие информации (состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности). Отечественные ПБУ в отличие от МСФО носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинство ПБУ предусматривает различные варианты учета соответствующих объектов.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
Основными нормативными документами при учете расчетов предприятия с государственным бюджетов по налогам и сборам являются:
1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.04 г. №58-ФЗ).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 г. №166-ФЗ, от 31.12.02 г. №191-ФЗ и от 07.07.03 г. №117-ФЗ).
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н, с последующими изменениями и дополнениями.
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н.
7. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» – Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н.
8. «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения». Приказ Минфина РФ от 29.12.2009 №145н.
9. «Об утверждении формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5)». Приказ ФНС РФ от 12.01.2010 №ММ-7-6/4.
10. «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения». Приказ Минфина РФ от 20.02.2008 №27н.
11. «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и порядка ее заполнения». Приказ Минфина РФ от 10.07.2007 №62н.
12. «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Приказ ФНС РФ от 05.12.2008 №ММ-3-1/643[3].
Таким образом, в нашей стране на протяжении последних двадцати лет ведется целенаправленная нормотворческая работа по формированию нормативно-правовой базы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.
1.2 Теоретические основы организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Налоги и сборы Российской Федерации, как отмечалось выше, разделены на три группы: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы. Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин. По данному признаку различают следующие налоги, сборы, пошлины:
- относимые на счета продажи (90,91) – НДС и акцизы;
- включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44) – транспортный налог, налог на приобретение транспортных средств, земельная пошлина, таможенная пошлина, арендная плата за землю, налог на воду, отчисления во внебюджетные экономические фонды в виде платы за нормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и др.;