Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, надо:
Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.91 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ не содержит определения налоговой системы. В экономической и юридической литературе происходит смешение двух понятий: "система налогов" и "налоговая система".
Система налогов ― более узкое понятие, предполагающее определенные правила систематизации различных видов налогов, их рациональное количество и соотношение между собой, объединение их в завершенной форме в определенные группы. Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.
Организационно-правовое
единство системы налогов выражается
в централизованном порядке установления
видов налогов и основных элементов
их юридического состава. Оно обусловлено
общими для любых налогов
Экономическое
единство системы налогов в Российской
Федерации выражается в том, что
налоги и сборы должны иметь экономическое
основание и не могут быть произвольными.
Кроме того, недопустимы налоги и сборы,
препятствующие реализации гражданами
своих конституционны
Схема 1.1. Принципы построения налоговой системы РФ
Принцип справедливости:
Эффективное
с точки зрения сохранения и лучшей
адаптации существующего в
Налогообложение
должно быть справедливым и равным
для всех субъектов, в полной мере
обеспечивать поступления средств
в бюджет, содействовать социально-
Следует
руководствоваться также
Принцип простоты:
Создаваемая налоговая система должна быть максимально проста и, в то же время, обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания.
Принцип установления налогов:
На протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентаций не могли существовать без налогов. Как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков (законных или уполномоченных), налоговых агентов. Кроме того, участниками налоговых отношений являются банки как юридические лица, выполняющие ряд возложенных на них функций, связанных с налогообложением. Участниками налоговых отношений являются также лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные палаты, органы лицензирования). Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере, и структуры, наделенные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов). Специальные правоохранительными органами, выполняющими функции предупреждения, пресечения и расследования нарушений законодательства о налогах и сборах, являются федеральные органы налоговой полиции. Кроме того, лицами, участвующие в мероприятиях налогового контроля являются судьи, процессуальные лица и др. Налогоплательщик (субъект налогообложения) ― это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. При этом следует иметь в виду, что в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В
соответствии со ст. 24 части первой
НК РФ налоговыми агентами признаются
лица, на которых в соответствии с Налоговым
Кодексом возложены обязанности по исчислению,
удержанию у налогоплательщика и перечислению
в соответствующий бюджет (внебюджетный
фонд) налогов. Налоговые агенты имеют
те же права, что и налогоплательщики,
если иное не предусмотрено Налоговым
Кодексом РФ. Налоговыми органами в Российской
Федерации в соответствии со ст. 30 части
первой НК РФ являются Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам (МНС России)
и его подразделения в Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных Налоговым
Кодексом, полномочиями налоговых органов
обладают таможенные органы и органы государственных
внебюджетных фондов. Налоговые органы,
органы государственных внебюджетных
фондов и таможенные органы осуществляют
свои функции и взаимодействуют посредством
реализации полномочий и исполнения обязанностей,
установленных Налоговым Кодексом и иными
федеральными законами, определяющими
порядок организации и деятельности налоговых
органов.
Схема 1.2. Участники налоговых правоотношений
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783, МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.
Схема 1.3. Система налоговых органов Российской Федерации
Функции
налоговых органов ―
Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам федерации выполняют, наряду с перечисленными, следующие функции: организация, координация и контроль за деятельностью нижестоящих управлений и инспекций; аналитическая и статистическая работа; разработка и издание инструктивных и методических указаний и иных документов по применению налогового законодательства; участие в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении, сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.
Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами и несут определенные обязанности. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ, Федеральным законом "О налоговых органах в Российской Федерации" и другими законодательными актами приведены в схеме 1.4.
Схема 1.4. Органы налогового контроля РФ
Кроме того, письмо Госналогслужбы России от 19.11.1998 № ВК–6-09/843. Госналогслужба России сообщает, что согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), утвержденного 31.07.98 N 146-ФЗ, с 1 января 1999 года обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, тое есть в рублях. Это положение распространяется на все категории налогоплательщиков, в том числе и на нерезидентов Российской Федерации. Иностранные юридические лица должны осуществлять уплату налогов в общеустановленном порядке, то есть в рублях через уполномоченные банки Российской Федерации.
Также
письмо МНС РФ от 19 апреля 2004 г. N 01-2-03/555
"О налогообложении
1.3. Влияние особенностей
деятельности и учетной
политики хозяйствующего
субъекта на содержание
и организацию бухгалтерского
учета по налогам и сборам
В начале работы предприятия и затем в начале каждого календарного года предприятие заявляет в налоговые органы, ведающие его регистрацией, так называемую учетную политику предприятия на текущий год.
Учетная политика предприятия – это выбор самим предприятие определенных и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учета, исходя из установленных правил и особенностей деятельности фирмы.
При формировании учетной политики предприятия предполагается имущественная независимость и непрерывность деятельности организации, а также последовательность применения выбранной учетной политики.
Учетная
политика организации формируется ее
руководителем и подлежит оформлению
соответствующей организационно-