Учет расчетных и кредитных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 17:51, курс лекций

Описание работы

В зависимости от содержания операций расчеты производится по товарным операциям (реализация готовой продукции, заготовка ТМЦ) и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств (расчеты с бюджетом, банком, органами социальной защиты населения, рабочими и служащими и пр.).
В зависимости от местонахождения плательщика и получателя расчеты бывают:
одногородними
иногородними
В практике могут применяться:
наличная форма расчета (расчеты наличными денежными средствами)
безналичная форма расчета путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью банковских операций, заменяющих обращения денежных средств. В этом случае посредником между плательщиком и получателем является банк, между предприятиями, как правило, применяется безналичный расчет.
В зависимости от способов и приемов осуществления платежей, порядка документооборота денежных средств между участниками платежа определяются и форма безналичных расчетов. Выбор более рациональной формы расчета остается за субъектом хозяйствования и обязательно оговаривается в договоре между партнерами.

Работа содержит 1 файл

Учёт расчётных кредитных операций.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    2.непокрытый (гарантированный) – банку поставщика при установлении корреспондентских отношений с банком покупателя даётся право списывать всю сумму аккредитива, но при условии выполнения договора

    3.отзывной, при котором он может быть  изменён или даже отозван банком покупателя без предварительного согласия с поставщиком

    4. безотзывной, при котором аккредитив  не может быть изменён или  отозван без предварительного  согласования с поставщиком при  выполнении договорных условий.

    При оплате счетов поставщика с аккредитива у плательщика на основании выше сказанного делается проводка Д60,76 К55/1

    При закрытии аккредитива Д51,52,90 К55/1 

    
  1. Расчёты в порядке плановых платежей.
 

    Плановые  платежи применяются между партнёрами в том случае, если у них регулярные взаиморасчёты, т.е. в этом случае оговаривается в договоре данная форма расчётов. При этом оговаривается объём поставок, ассортимент, цены, сроки, плановость поставок. Плательщик в свою очередь обязуется в договоре планово перечислять определённую сумму в установленные сроки.

    На  платёжных документах подаваемых в  банк обязательно делается пометка (плановый платёж за период ___ по соглашению от  ___), а в конце месяца производится обязательная сверка расчётов и долги  погашаются следующим периоде. 

    
  1. Расчёты, основанные на зачёте взаимных требований.
 

    При этой форме расчётов взаимные требования партнёров погашаются в равновеликих суммах по согласованию с банком, а  фактические платежи деньгами производится только на разницу. Зачёт может осуществляется по сальдо встречных требований между партнёрами, на которое и производится платёж. Если в платёж включена сумма за возвратную тару, то производится зачёт её стоимости при оформлении платёжных документов за основную продукцию без открытия счёта встречных требований.

    В расчётных документах кроме обычных данных пишется слово «зачёт». Зачёт взаимных требований может производиться по решению правительства разносторонний. Намечается максимальное сокращение этой формы расчётов. 

    
  1. Расчёты посредствам факторинговых  операций.
 

    Факторинг – торгово-комиссионная операция, сочетающаяся с финансированием оборотного капитала поставщика, связана с уступкой поставщика другому лицу (фактору т.е. банку) подлежащих оплате плательщиком денежных требований за поставленные товары и передачей фактору (т.е банку) право получения платежа по ним.

    В роли факторов выступают банки-резиденты  РБ, которые имеют согласие Национального  банка РБ на проведения факторинговых  операций.

    Поставщиками  являются резиденты РБ поставляющие товары внутри страны и за её пределы, и нерезиденты РБ поставляющие товары в РБ.

    Оплата  банком (фактором) поставщику средств  за отгруженный товар в адрес  получателя (третьему лицу) может производиться, как в виде предоплаты части денежных средств с перечисления остатка  лишь, после того как плательщик оплатит всю сумму или оплаты всей суммы причитающейся от плательщика.

    Фактор  вправе получить за проведение факторинговых  операций доход в виде процента по факторингу, суммы комиссионного  вознаграждения либо дисконта. Все  эти выплаты или вознаграждения оговариваются в договоре на официальное обслуживание.

    Размер  дисконта – это разница между суммой денежных требований и суммой финансирования поставщика фактором (банком).

    Факторинговых операции в РБ классифицируют:

    а) по месту проведения факторинга: внутренние и международные.

    б) по форме факторингово обслуживания: открытые – плательщик уведомлён  об участии в сделке фактора и  закрытые (конфиденциальные) – плательщик не уведомлён об участии в сделке фактора.

      в) по условиям платежа:      без права регресса (предъявления поставщику в случае неуплаты  плательщиком долга) и с правом регресса. Когда фактор (банк) может потребовать у поставщика вернуть денежные средства, если плательщик не оплатил сумму в определённый срок, а поставщик принял на себя обязательство (поручительство) за плательщиком перед фактором (банком). 
 

    
  1. Расчёты в порядке «Уступки требования долга», «Перевод долга».
 

    Это расчёты, производимые между тремя и более партнёрами. Суть этих расчётов заключается в возможности одного партнёра уступить свои требования к третьему партнёру. При осуществлении таких операций составляется договор между всеми участниками, и каждый из партнёров подтверждает своё согласие на участие в операции посредствам подписей ответственных лиц и печати предприятия. При этом все финансовые операции между участвующими в таких расчётах партнёрами должны быть подтверждены договорами о фактически проведённых операциях и копиями документов подтверждающими, что факт операции состоялся. На основании заключённого договора между тремя партнёрами в расчётах участвуют все три партнёра, но средства перечисляет один из них.  

    Отражение на счетах бухгалтерского учёта расчётов при  различных формах. 

    
  1. Учёт  расчётов чеками из чековой книжки.
 

    При получении чековой книжки на депонированную сумму согласовано выписки банка на предприятии делается проводка: Д55/2 К51,66,52,67 и по Д55/2 – в ведомость №5, по К51,52 – в журнал-ордер №2, по К66,67 – в журнал-ордер №4.

    При оплате счетов поставщиков чеками на основании на основании выписки  банка Д60 (журнал-ордер №6) К55/2 (журнал-ордер №3).

    После использования чеков, если на книжке осталось ещё депонированная сумма. То книжка закрывается в банке, а  оставшаяся сумма зачисляется корреспонденцией:К51,52,66,67 К55/2. Аналогичный учёт ведётся по каждой чековой книжке. 
 
 
 

    
  1. Учёт  расчётов в порядке  плановых платежей.
 

    Для учёта таких расчётов предназначен счёт 62/2. По мере отгрузки поставщик  даёт корреспонденциюД62/2 К45,90,91 (журнал-ордер  №11)

    При поступлении планового платежа  Д51 К62/2 (журнал-ордер №11)

    У покупателя учёт ведётся на счёте 60 Д10,10/9,16 К60

    Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное вмешательство векселедателя  уплатить по наступлении срока указанную  в нём сумму векселедателю. Различают  процентные векселя, - по которым обязательство  платить составляем сумму денежных средств за отгруженную продукцию и проценты, начисленные на эту сумму.

                                           - дисконтные векселя, – по  которым обязательство платить  составляет только определённую  сумму денежных средств.

    Дисконт – это разница между номинальной стоимостью векселя и полученной векселедателем суммы.

    Векселя бывают: 1. простые - участвуют только две стороны векселедатель и  векселедержатель.

                               2. переводные – выписывается  поставщиком, который содержит  приказ векселедателя плательщику уплатить определённую сумму предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе либо тому, кого он укажет по истечении срока векселя. Переводной вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком.

    Задолженность расчёта с покупателями, заказчиками и другими дебиторами обеспечивается полученными векселями, учитывается на счёте 62/3 «Векселя полученные». На полученные векселя за отгруженную продукцию делается проводка Д62/3 К91. По мере погашения задолженности обеспеченной векселями Д51,52 К62/3. Задолженность по расчёту с поставщиками, подрядчиками и другими кредиторами обеспечиваются выданными векселями, учитываемыми на счёте 60 либо обособленно в аналитическом учёте. На стоимость фактически поступивших ценностей обеспеченных выданными векселями даётся проводка Д 10,43,10/9,23 … К60. При погашении задолженности обеспеченной выданными векселями даётся проводка Д60 К51. Уплаченные проценты по выданным векселям в учёте отражается Д 20,23.… К 51,52,55. Аналитический учёт полученных и выданных векселей  должен обеспечить данные о векселях с просроченными сроками оплаты и векселях, срок оплаты которых ещё не наступил.

    Банки принимают векселя на инкассо, т.е. когда векселедержатель передаёт банку  векселя на учет по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это определённую сумму по векселю за вычетом учётного процента (дисконта). В этом случае уже банк должен получить платёж по векселю в установленный срок в общем порядке.

    Банки могут открывать клиентам ссудные  счета для выдачи кредитов под вексельное обеспечение. При этом у предприятия проводки: Д51,52 К66,67 по номинальной стоимости, Д99 К51,52 на сумму учётного процента уплаченного банку.

    На  основании извещения банка об оплате дисконтированного векселя  плательщик составляет проводку Д66,67 К62/3 на номинальную стоимость векселя.

    При возврате векселедержателем денег  полученных от банка в результате ранее переданных на учёт векселей из-за невыполнения в установленный  срок векселедателем или другим плательщиком своих обязательств по векселю Д66,67 К51. Аналитический учёт векселей переданных на учёт банком ведется по каждому банку и векселям. 

    3. Учёт расчётов по претензиям. 

    В результате расчётов и взаимоотношений  предприятий друг с другом могут  возникать различные претензии. Для обобщения информации по претензиям предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям предназначен пассивный счёт 76. На сумму претензий предъявляемых виновникам составляются проводки Д76, К07,08,10,12,15,41 на сумму предъявляемых претензий к поставщику, подрядчику  и транспортной организации в связи с неправильным применением цен, тарифов, арифметическими ошибками после оприходования полученных ценностей, завышения объёмов работ и т.д.

    Д76К20,23,26 на сумму затрат и потерь от простоев по внешним причинам.

    Д76 К28 претензии за брак, возникший  по вине поставщика, подрядчика, транспортной организации.

    Д76 К60 на сумму недостачи материальных ценностей выявленных при приёме груза, завышении цен, после акцепта  платёжных документов.

    Д76К80 на сумму признанных должником или  присуждённых хозяйственным судом, штрафов, пени.

    Д76К51,52,55,66,67 на сумму предъявленных претензий  банку за ошибочно списанные по счетам предприятия.

    Д76К79 при предъявлении претензии сторонним  организациям по суммам. Ранее отнесённым на дочернее предприятие.

    Суммы удовлетворяющие претензиям отражаются записями:

    Д10,12,07,08,15 К76 на сумму поступивших ценностей  в счёт удовлетворения претензий.

    Д20,23,25,26,29 К76 при списании ранее предъявляемых  претензий, не подлежащих взысканию.

    Д50,51,52,55,66,67,К76 на сумму поступлений по претензиям.Д92К76 на списание ранее предъявляемых  сумм претензий по штрафам, неустойкам, не подлежащим взысканию.

    Д92К76 на сумму потерь ранее предъявляемых  по взысканию, по которым арбитражем отказано в иске.

    Аналитический учёт по счёту 76 ведётся по каждому  дебитору и отдельным претензиям. 

    4.учёт расчётов с бюджетом. 

     В соответствии с Законом "О бюджете Республики Беларусь" за счет налогов формируется около 85% бюджета.

    Налоги  – основной источник доходов государственного бюджета.

    Налоги  взыскиваются с плательщиков на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты.

    Поступления из бюджета сводятся лишь к целевому финансированию и поступлению разницы в ценах при расчетах за продукцию, на закупку которой из бюджета выделяются дотации.

    Организации постоянно ведут расчёты с бюджетом по платежам в бюджет и ассигнованиям из него. Для обобщения информации о расчётах с бюджетом по уплаченным и причитающимся суммам предназначен счёт 68.

    Счет 68 активно-пассивный. Сальдо по К-ту отражает сумму задолженности предприятия перед бюджетом по налогам и сборам. Оборот по К-ту отражает сумму увеличения задолженности предприятия перед бюджетом  по налогам и сборам. Оборот по Д-ту отражает сумму уменьшения задолженности предприятия перед бюджетом по налогам  и сборам.

Информация о работе Учет расчетных и кредитных операций