Учет производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализировать и исследовать учёт производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии. Рассмотреть сопроводительную документацию при поступлении в бухгалтерию сделать анализ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– изучить методологические основы бухгалтерского учета материально-производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии;
– провести анализ бухгалтерского учета материально-производственных запасов ООО «Юргинский машзавод»;

Работа содержит 1 файл

11 КУРСОВИК от 27122012.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

   В изучении темы, предстоит решить важную проблему организации эффективной системы учета производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии на ООО «Юргинском машзаве».

Рассмотреть основные принципы, изучить  теоретические и практические основы учета материально-производственных запасов.

   С учетом этого, провести анализ организации учета в ООО «Юргинский машзавод». 

   Определить пути совершенствования учета производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии на основе сложившихся особенностей хозяйственной деятельности организаций в современных условиях.

   Важнейшей предпосылкой организации ООО «Юргинский машзавод» учета производственных запасов является их оценка. Она имеет немаловажное значение в деле машинной обработки данных учета. В соответствии с законом «О бухгалтерском учете и отчетности» все производственные запасы в учете и отчетности отражаются по фактической стоимости.

Цель работы – анализировать  и исследовать учёт производственных запасов в местах хранения и в  бухгалтерии. Рассмотреть сопроводительную документацию  при поступлении в бухгалтерию сделать анализ.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

– изучить методологические основы бухгалтерского учета материально-производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии;

– провести анализ бухгалтерского учета материально-производственных запасов ООО «Юргинский машзавод»;

– разработать предложения  по совершенствованию бухгалтерского учета материально-производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии на анализируемом предприятии.

Каждый бухгалтер неизбежно  сталкивается с необходимостью отражения  в учете операций с материально-производственными  запасами в местах хранения и в  бухгалтерии изучение и правильное понимание сущности запасов товарно-материальных ценностей, их значения и роли в экономике предприятий, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ценностей. Этим и обусловлена актуальность темы работы.

Предмет исследования - бухгалтерский учет материально-производственных запасов предприятия в местах хранения и в бухгалтерии.

Объект исследования - ООО «Юргинский машзавод»

Результат  работы составить  мероприятия по совершенствованию  учёта производственных запасов, отчёт  за месяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СИНТАКСИЧЕСКИЙ И  АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЁТ МАТЕРИАЛЬНО  – ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

 

 

Учет материально-производственных запасов осуществляют на балансовых и забалансовых счетах. Материалы, принятые на ответственное хранение, учитывают  на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, но неоплачиваемые (давальческое сырье), отражают на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Для учета производственных запасов в Плане счетов предусмотрены балансовые счета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Счет 10 «Материалы» активный, обобщает информацию о наличии и  движении принадлежащих организации  сырья, материалов, топлива, тары, тарных и строительных материалов, запасных частей и других ценностей, включая находящиеся в пути и в местах переработки. В ООО «Юргинский машзавод» к этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

10/1 «Сырье и материалы»;

10/3 «Покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, конструкции  и детали»;

10/4 «Топливо»;

10/5 «Тара и тарные  материалы»;

10/6 «Запасные части»;

10/11 «Инвентарь и хозяйственные  принадлежности».

Субсчета 10/1, отражают отраслевые особенности организаций машиностроительного  комплекса.

Субсчет 10/3 «Покупные  полуфабрикаты и Комплектующие изделия, конструкции и детали» необходим для учета наличия и движения крупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, требующих дополнительных затрат по их обработке и сборке.

На субсчете 10/4 «Топливо»  учитывают наличие и движение горючего, смазочных материалов, твердого и газообразного топлива, приобретенных или заготовленных для технологических нужд, для работы транспортных средств, машин, для выработки энергии, отопления зданий (дизельное топливо, мазут, газ,  уголь и другие виды топлива). [4]

Учет топлива осуществляют по каждому получателю (водителям, трактористам-машинистам) в единицах измерения. Субсчет 10/4 дебетуется на стоимость топлива,полученных от нефтебаз и других поставщиков, с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Фактическая стоимость приобретения (заготовления) материально-производственных запасов, в том числе топлива, регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44.

В сроки, предусмотренные  документооборотом и утвержденные руководителем организации, материально  ответственные лица на основе приходных  и расходных документов составляют отчет о движении топлива и  представляют его в бухгалтерию.

Стоимость использованного на производство, отопление, выработку энергии горючего на основании отчета о движении нефтепродуктов, сверенного с путевыми листами автомобилей, учетными листами тракторов и другими документами, отражают по кредиту счета 10 в дебет счетов затрат на производство (20, 23, 25, 26, 29) в зависимости от направления использования топлива. [13]

На субсчете 10/5 «Тара  и тарные материалы» учитывают наличие  и движение всех видов тары (деревянная, картонная, пластмассовая, тканевая и  др.). К тарным материалам относят материалы и детали, необходимые для изготовления и ремонта тары (детали для сборки ящиков, железо обручное, бочковая клепка и др.).

Материалы, предназначенные  для дополнительного оборудования автомобилей (наращивания бортов), вагонов, барж, судов в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции учитывают на субсчете 10/1 и к таре не относят.

На субсчете 10/6 «Запасные  части» учитывают (по группам и маркам машин) наличие и движение приобретенных  или изготовленных для нужд организации  запасных частей, предназначенных для ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте.

Учет наличия и движения аккумуляторов ведут по их маркам. Новые аккумуляторы хранят и учитывают  отдельно от бывших в эксплуатации или принятых для обмена в агросервисных организациях.

Шины учитывают отдельно с выделением размеров ободных лент по маркам машин. Автомобильные и  тракторные шины (покрышки, камеры, ободные  ленты), находящиеся на колесах и  в запасе при автомобиле, на этом субсчете не отражаются; их учитывают в составе основных средств на счете 01.

На субсчете 10/10 «Строительные  материалы» отражают наличие и движение всех видов строительных материалов, используемых для ремонтных, строительных, монтажных работ или для возведения, отделки конструкций и частей зданий, сооружений, для изготовления строительных деталей (дверные, оконные блоки, двери и т. п.). Аналитический учет по этому субсчету ведут по наименованиям строительных материалов, конструкций, деталей в местах их хранения (использования) по количеству и стоимости.

Порядок учета инвентаря  и хозяйственных принадлежностей (субсчет 10/11)

Для учета наличия  и движения инвентаря, инструмента, хозяйственных принадлежностей  со сроком полезного использования до 12 мес. независимо от их стоимости в Плане счетов предусмотрен субсчет 11 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Вместе с тем инвентарь и хозяйственные принадлежности могут также отражаться на счете 01. Поэтому руководство организации принимает решение, какие средства труда на каком счете учитывать, что фиксируется в учетной политике. При выборе счетов основным критерием является срок службы названных объектов.

Инвентарь и хозяйственные  принадлежности объединяют в следующие  группы:

1. пресс-формы и подобные им предметы, используемые для выполнения только одного индивидуального заказа или производства определенных изделий (изготовления деталей и узлов, сборки и испытания изделий в целом и т. п.);

2. инструменты и приспособления  общего назначения - режущий, абразивный, слесарно-монтажный и подобный им инструмент, измерительные приборы и/или приспособления, которые имеют универсальное применение и употребляются при изготовлении различных видов продукции;

3. технологическая тара, используемая непосредственно в технологическом процессе (ящики, коробки, бочки, контейнеры для транспортировки продукции и деталей, и т. п.);

4. производственный инвентарь;

5. хозяйственный инвентарь  (инвентарь для социально-культурных  мероприятий, спортивный и туристский инвентарь, брезент и др.);

6. приборы, средства  автоматизации и лабораторное  оборудование;

7. специальная одежда, специальная обувь и предохранительные  приспособления - комбинезоны, костюмы,  куртки, брюки, халаты,  различная  обувь, рукавицы, очки, каски,  и т. п.;

8. прочий инвентарь  и хозяйственные принадлежности.

Инвентарь и хозяйственные  принадлежности считаются находящимися в эксплуатации с момента их отпуска  со склада организации (подразделения) для нужд производства (под отчет  материально ответственным лицам, непосредственно на рабочее место и т. п.). Как на складах, так и в эксплуатации они должны закрепляться за лицами, ответственными за их сохранность. Материальная ответственность за необеспечение сохранности данного вида имущества определяется в соответствии с действующим законодательством и утвержденным в организации порядком. [8]

Инвентаризация материально-производственных запасов проводится в целях проверки и документального подтверждения  их наличия, состояния и оценки. В  обязательном порядке ее осуществляют перед составлением годового отчета, при смене материально ответственных лиц, при фактах хищения, порче имущества и в некоторых других случаях. Инвентаризация проводится комиссией, назначенной приказом (письменным распоряжением) руководителя организации.

Проверка осуществляется по местам хранения и материально  ответственным лицам, следующим  образом.

До начала инвентаризации у материально ответственного лица берут расписку о том, что первичные  учетные документы по приходу  и расходу материальных ценностей сданы им в бухгалтерию или переданы комиссии, что у него нет не оприходованных или не списанных в расход ценностей.

В ходе инвентаризации определяется наличие материально-производственных запасов путем пересчета, взвешивания, обмера при непосредственном участии материально ответственного лица и всех членов комиссии. Инвентаризационные описи составляются в двух экземплярах шариковой ручкой, четко, ясно, без помарок и подчисток. Наименования проверяемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в бухгалтерском учете, с указанием вида, группы, сорта и других характеристик.

В зависимости от принятой организацией учетной политики учет поступления материалов может осуществляться, как отмечалось ранее, одним из двух методов: с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и без их использования.

При первом варианте на основании  поступивших от поставщиков расчетных  документов производят запись на сумму фактических расходов по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т. д. в зависимости от того, откуда поступили материалы, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. На сумму транспортно-заготовительных расходов кредитуются счета 23, 60, 71, 76, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. [7]

Оприходование материалов, поступивших в организацию, отражается по дебету счета 10 «Материалы» и  кредиту счета 15 по учетным ценам.

В конце месяца по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражают стоимость  материалов, находящихся в пути или  не вывезенных со складов поставщиков. В следующем месяце эти суммы  сторнируются и в текущем месяце числятся по дебету счета 15. Остаток списывают в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Накопленные на счете 16 разницы относят в дебет счетов затрат на производство (20, 23, 25, 26, 29, 08, 44 и др.) пропорционально стоимости по учетным ценам израсходованных материалов с кредита счета 16, если фактическая себестоимость выше учетной цены. Если учетная цена выше фактической себестоимости, применяют метод «красное сторно». Записи производят в указанной выше корреспонденции.

При использовании традиционного варианта учета оприходование материалов отражают по дебету счета 10 «Материалы» с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщикам и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др. в зависимости от каналов поступления материалов и расходов по их доставке в организацию.

Информация о работе Учет производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии