Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики работы ОАО «Барановичхлебопродукт» дать рекомендации по совершенствованию учета формирования и использования прибыли.
Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:
исследовать категории доходов, расходов, прибыли и механизм формирования конечного финансового результата отчетного периода;
определить цели, задачи, принципы учета доходов, расходов, прибыли организации;
исследовать методику учета доходов и расходов по основным видам деятельности организации;
разработать пути совершенствования учета формирования и использования прибыли в условиях применения ПЭВМ и международных стандартов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………...………………………….………. 4
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………….
9
1.1 Сущность и значение прибыли в условиях рыночных отношений……………………………………………………………
9
1.2 Механизм распределения и использования прибыли в современных условиях………………………………………………
14
1.3 Нормативное правовое регулирование учета формирования и использования прибыли……………..…………………...…………
18
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ……………………………….
22
2.1 Учет финансовых результатов от видов деятельности….…. 22
2.2 Учет операционных доходов и расходов……………………… 28
2.3 Учет внереализационных доходов и расходов……...………. 31
2.4 Учет использования прибыли отчетного года и нераспределенной прибыли прошлых лет………………………..
36
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ………………………… 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..…..…………… 47
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………..……………………..…….. 51
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.: одобрено Советом Республики 18 декабря 2009г. (с изменениями и дополнениями от 30.12.2011 №330-З). Данный документ является основополагающим законодательным актом, определяющим виды налогов, сборов и пошлин, установленных на территории Республики Беларусь, а также порядок исчисления и уплаты налогов, возможности применения различных налоговых льгот.
Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16.10.2009. № 510, с изменениями и дополнениями от 09.03.2010 № 143. Данный указ утвержден в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, определения единого порядка ее проведения, создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования.
Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями» от 29.06.2000г.№ 359 (с изменениями и дополнениями от 24.10.2011г. № 482)
Указ Президента Республики
Беларусь «О дополнительных мерах по
регулированию экономических
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь» от 04.05.1998 № 694 с изменениями и дополнениями от 09.07.2003 № 922. Данное постановление принято с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.
Ко второму уровню относятся положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Ко второму уровню относятся:
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 30.05.2003 № 89 с изменениями и дополнениями от 25.06.2010г № 77. Данный документ устанавливает применение Типового плана счетов бухгалтерского учета. С 01.01.2012 года данный документ утратил силу и организации используют постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 29.06.2011 № 50.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об учетной политике для целей бухгалтерского учета» от 17.04.2002 № 62 с изменениями и дополнениями от 26.05.2008 № 85. Данный документ устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации.
Третий уровень – это методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов. К этому уровню относятся:
«Инструкция по инвентаризации активов и обязательств», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями от 22.04.2010 № 50. Инструкция устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
«Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 с изменениями и дополнениями от 25.06.2010 № 77. Инструкция устанавливает единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.
Четвертый уровень занимают рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно ОАО «Барановичхлебопродукт», в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.
К этому уровню относятся:
Учетная политика ОАО «Барановичхлебопродукт» на 2012 год, утвержденная руководителем организации. Она разработана Главным бухгалтером ОАО «Барановичхлебопродукт» и раскрывает особенности бухгалтерского учета (Приложение А).
Рабочий план счетов, разработанный и утвержденный в организации на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета, в котором предусмотрены аналитические счета для ведения бухгалтерского учета (Приложение Б).
Вышеизложенная нормативная правовая база, регулирующая учет финансовых результатов, используется ОАО «Барановичхлебопродукт», а также использовалась ревизором в ходе проверки правильности ведения бухгалтерского учета и написания акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Барановичхлебопродукт».
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
2.1 Учет финансовых результатов от видов деятельности
Порядок формирования финансовых результатов в Республике Беларусь в 2011 году регламентировался Инструкцией по применению Типового плана счетов №89, Инструкцией по бухгалтерскому учету «Доходы организации» №181 и Инструкцией по бухгалтерскому учету «Расходы организации» №182. Ими определена классификация доходов и расходов для целей бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
В основу классификации
положен признак состава
В зарубежной экономической теории при классификации доходов для целей бухгалтерского учета придерживаются подходов, которые во многом совпадают с подходами, принятыми в Республике Беларусь, но содержание формируемых категорий доходов существенно отличается.
В соответствии с МСФО №8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» в Отчете о прибылях и убытках должна быть представлена информация о доходах и расходах от обычной деятельности и от чрезвычайных обстоятельств.
Для Республики Беларусь понятия «доходы от обычной деятельности» и «доходы от чрезвычайных обстоятельств» являются новыми и до настоящего времени законодательно не определены. В то же время в Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета чрезвычайные доходы упоминаются в составе внереализационных доходов без указания их состава.
Отражение операций по реализации продукции (работ, услуг) и отражению доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета зависит от способа определения выручки, признания дохода, который закреплен в учетной политике организации.
Установленный метод учета
выручки применяется
Синтетический учет доходов и расходов по видам экономической деятельности, предусмотренным уставом организации, в 2011 году ведется на счете 90 «Реализация». Аналитический учет счета 90 «Реализация» обеспечивает дальнейшую детализацию информации по видам экономической деятельности и составу полученных доходов и расходов. К счету 90 «Реализация» открываются следующие субсчета:
В комментариях к счету 90 «Реализация», содержащихся в Инструкции по применению Типового плана счетов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 с изменениями и дополнениями от 25.06.2010 № 77, закреплено, что сумма выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации.
Согласно учетной политике ОАО «Барановичхлебопродукт» (Приложение А) выручка от реализации товаров, основных средств и прочих активов признают по мере их реализации.
В ОАО «Барановичхлебопродукт» согласно Рабочего плана счетов в 2011 году к счету 90 «Реализация» открыты следующие субсчета:
90–1–1 «Доходы и расходы от мукомолье»;
90–1–10в «Доходы и расходы от мясопроизводителей» (Восточное)
90–1–12 «Доходы и расходы от оптовой торговли»;
90–2–15 «Доходы и расходы от хлебопечения»
90–2–18 «Торговая выручка (столовая)»;
90–3–20 «Реализация услуг(ФОК)» и другие.
В ОАО «Барановичхлебопродукт» бухгалтерский учет ведется с помощью КСА «Ветразь». Организацией применяется комбинированная форма бухгалтерского учета с частичной автоматизацией отдельных участков бухгалтерского учета.
Так, на основании обработанных товарно-денежных отчетов с приложенными первичными документами, операционист вносит бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям, связанным с поступлением и реализацией товаров. В конце месяца выходной информацией по счету 90 «Реализация» является мемориальный ордер. Закрытие данного счета осуществляется на счет 99 «Прибыли и убытки» с целью формирования конечного финансового результата организации.
Корреспонденция счетов по учету финансовых результатов от основных видов деятельности ОАО «Барановичхлебопродукт» за декабрь 2011 года приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Корреспонденция счетов по учету финансовых результатов от основных видов деятельности ОАО «Барановичхлебопродукт» за декабрь 2011 года
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
Источник информации | |
Дебет |
Кредит | |||
Списаны затраты транспортного цеха |
90/2 |
23/5 |
310124 |
Главная книга |
Списана стоимость товаров, отпущенных в счет погашения задолженности работникам по заработной плате |
90/2 |
41 |
196676636 |
Главная книга |
Списана фактическая себестоимость реализованной продукции |
90 |
43/3 |
1718500 |
Главная книга |
Списаны расходы по сбыту продукции |
90/2 |
44/1 |
351885079 |
Главная книга |
Оприходована выручка от реализации продукции за наличный расчет |
50 |
90/1 |
231260 |
Главная книга |
Отражена задолженность покупателей за проданную продукцию |
62 |
90/1 |
6967013975 |
Главная книга |
Начислен НДС из выручки |
90/3 |
68 |
638343305 |
Главная книга |
Списан финансовый результат (прибыль) |
90/9 |
99 |
495414539 |
Главная книга |
Примечание – Источник: собственная разработка
Следуя логике МСФО №8, обычную деятельность организации можно рассматривать как любую деятельность, отличную от чрезвычайных обстоятельств. Соответственно, под определение доходов от обычной деятельности в Республике Беларусь попадают доходы от всех видов деятельности, а также операционные и внереализационные доходы, за исключением чрезвычайных. Такая группировка доходов не согласуется с Инструкцией о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, в которой выделены доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления – операционные и внереализационные доходы. Все это свидетельствует о несоответствии порядка формирования основополагающих показателей финансовой отчетности в Республике Беларусь требованиям МСФО.