Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:48, реферат
Целью данной работы является исследование особенностей учета основных средств в бюджетных организациях.
Исходя из поставленной цели в ходе написания дипломной работы были определены и решены следующие задачи:
- изучение классификации основных средств;
- изучение теоретических аспектов оформления операций по поступлению, перемещению, ремонту, выбытию и инвентаризации основных средств и отражение данных операций на счетах бухгалтерского учета;
- рассмотрение способов и порядка начисления амортизации основных средств;
- определение особенностей бухгалтерского учета основных средств в бюджетных организациях;
- изучение отчетности по учету основных средств.
Введение
1 Классификация основных средств в бюджетных учреждениях
2 Учет поступлений и выбытий основных средств
3 Документооборот по учету основных средств
4 Амортизация по основным средствам
5 Инвентаризация основных средств
6 Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях
7 Бухгалтерский учет и отчетность по основным средствам
Заключение
Список используемой литературы
При инвентаризации основных средств комиссия производит
осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов,
не принятых на учет, а также объектов,
по которым в регистрах
значение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а амортизация определена по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и амортизации соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответст-
вующим новому назначению. Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.)
или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бюджетном учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в
описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т. п. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, проводятся в описях по наименованиям с указанием количества
этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации могут находиться вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т. п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).
Одновременно с
При проведении инвентаризации основных средств в бюджетных учреждениях необходимо обращать внимание на объекты, не числящиеся в бюджетном учете. Зачастую таковыми могут быть подарки шефов или спонсоров, которые забыли поставить на баланс.
Нередко бывают и такие ситуации, когда сотрудники учреждения приносят свое имущество (телевизоры, аудиоаппаратуру и т. п.) для выполнения служебных обязанностей либо для личного пользования. Отметим, что если не издан приказ руководителя учреждения либо другой документ, где указано, какому лицу и какие личные материальные ценности разрешено использовать в учреждении, выявленные объекты должны считаться излишками.
6 Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях
При ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями хозяйственные операции отражаются на счетах Плана счетов бюджетного учреждения, содержащих в 9 разрядах код финансового обеспечения, номер счета, аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду Классификации операций сектора государственного управления, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.
Новые формы и правовой статус бюджетных учреждений вводятся Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ). К существующим типам государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) добавляется еще один — казенное учреждение. Отныне бюджетные учреждения, кроме казенных, смогут функционировать на основе рыночных принципов с расширенными полномочиями.
Исходя из организационно-
Имущество бюджетного учреждения (БУ), согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества БУ является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться, в том числе сдавать в аренду, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств собственника.
Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, кроме совершения крупной сделки, которая должна быть одобрена Учредителем.
Виды особо ценного движимого имущества определяют соответствующие органы исполнительной власти. В свою очередь перечни особо ценного движимого имущества определяет Учредитель. Бюджетное учреждение должно вести перечень особо ценного движимого имущества на основании сведений бухгалтерского учета. При этом указываются полное наименование объекта, его балансовая стоимость и инвентарный (учетный) номер (при его наличии).
Критерием разделения имущества на «движимое» и «недвижимое» служит статья 130 ГК РФ.
Существенный момент, на который как руководителю, так и бухгалтеру государственного (муниципального) учреждения следует обязательно обратить внимание. С 1 января 2011 года бюджетные и автономные учреждения обязаны в бухгалтерском учете из состава объектов нефинансовых активов выделять объекты, относимые к особо ценному движимому имуществу (далее — ОЦДИ).
Особенность этого объекта учета заключается в том, что к ОЦДИ относятся объекты нефинансовых активов не только по их экономическому смыслу (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы), но и по другим критериям. Отметим, что жестких критериев отнесения объектов к ОЦДИ в целях бухгалтерского учета не существует. Порядок отнесения объектов к ОЦДИ устанавливается соответствующим органом исполнительной власти, реализующим функции и полномочия Учредителя по отношению к данным автономным и бюджетным учреждениям.
Большинство министерств и ведомств, являющихся Учредителями, уже издало соответствующие приказы и распоряжения. При отнесении имущества к ОЦДИ, как правило, рассматриваются три основных критерия:
балансовая стоимость имущества;
возможность осуществления уставной деятельности без данного имущества;
специальный порядок отчуждения имущества.
Очевидно, что бухгалтер не может самостоятельно, руководствуясь только экономическим предназначением имущества, отнести тот или иной объект движимого имущества к ОЦДИ. Следовательно, первичные документы, поступающие в бухгалтерию и являющиеся основанием для отражения операций по поступлению основных средств, должны содержать указание на то, относится ли данный объект к ОЦДИ или нет.
Инструкцией № 157н с 2011 года введен еще один новый объект учета основных средств — это основные средства, являющиеся предметами лизинга. С 2011 года казенным, бюджетным и автономным учреждениям разрешено заключать договоры финансовой аренды (лизинга). Понятие «лизинг» приведено в федеральном законе «О финансовой аренде» 164-ФЗ:
Лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, в соответствии с которыми арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
Предметом лизинга могут быть любые неупотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, земельные участки и другие природные объекты. С целью обособления в учете нефинансовых активов — предметов лизинга в план счетов бюджетного учета, применяемый участниками бюджетного процесса, введены новые счета учета лизингового имущества. Объекты лизинга учитываются на счете, содержащем согласно п.37 Инструкции № 157 «аналитический код группы синтетической счета 40 «Имущество — предметы лизинга».
Для учета операций, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда, прочих основных средств, а также драгоценностей и ювелирных изделий используется счет 10601 «Вложения в основные средства».
Расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование относятся на статью 310 КОСГУ, в том числе:
- жилых и нежилых зданий, сооружений, помещений;
- драгоценных камней, самородков
драгоценных металлов, слитков и
брусков золота, серебра, платины
и палладия, а также монет из
драгоценных металлов (золота, серебра,
платины и палладия), за исключением
монет, являющихся валютой
- рабочего, продуктивного
и племенного скота, иных
- объектов основных фондов имущества казны;
- изготовление объектов основных средств из материала подрядчика;
другие аналогичные расходы.
По статье 410 КОСГУ отражаются доходы от выбытия основных средств, в том числе:
- доходы от реализации основных средств;
- доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств;
- другие аналогичные доходы.
7 Бухгалтерский учет и отчетность по основных средств
При ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает:
- формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);
- предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.
Бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, их изменяющих (далее - хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция по применению Единого плана счетов) и настоящей Инструкции.