Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение вопросов учета основных средств; выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств в основном в части автоматизации и компьютеризации учета. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, а также представлена оценка основных средств.
Исходя из целей курсовой работы перед нами стоят такие задачи,как:
-изучить теоретические основы учёта основных средств
-изучить организацию учёта основных средств
-рассмотреть все пути совершенствования основных средств

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты основных средств……………………………………...5
1.1 Основные нормативные документы………………………………………..5
1.2 Понятие, классификация и оценка основных средств…………………….7
1.3 Инвентаризация основных средств……………………………………….12
2 Особенности учёта основных средств………………………………………....15
2.1 Учёт наличия и движения основных средств…………………………….15
2.2 Учёт амортизации основных средств…………………………………….18
2.3 Учёт лизинговых операций………………………………………………..21
3 Направления совершенствования системы учета основных средств……….25
3.1 Возможность создания единого стандарта на средства автоматизации учета основных средств…………………………………………………………25
3.2 Введение дополнительного контроля за учетом основных средств..……26
3.3 Пути улучшения анализа эффективности использования основных средств………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Основные средства.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

 

     В соответствии с  ПБУ 6/01 стоимость объектов основных  средств погашается посредством  начисления амортизации, если  иное не установлено Положением. Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).

     Один из способов  применяется к группе однородных  объектов основных средств в  течение всего срока их полезного  использования. Срок полезного  использования объекта основных  средств определяется организацией  при принятии объекта к бухгалтерскому учёту. Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или не установлении в централизованном порядке  производится исходя из:

  - ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

  - ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияний агрессивной среды, системы всех планово-предупредительных видов ремонта;

     - нормативно-правовых  и других ограничений использования  объекта (например, срок аренды).

     В течение срока  полезного использования объекта  основных средств начисление  амортизационных отчислений не  приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трёх месяцев.

     По жилищному фонду,  объектам внешнего благоустройства и других аналогичным объектам (лесного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и др.), продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, амортизация не начисляется. По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций износ начисляется в конце отчётного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счёте.

     Не подлежат амортизации  объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

     Объекты основных  средств стоимостью не более  2000 руб. за единицу, а также  приобретённые книги, брошюры  и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

     В целях обеспечения  сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

     Годовая сумма амортизационных  отчислений определяется:

     при линейном способе  – исходя из первоначальной  стоимости объект основных средств  и нормы амортизации, исчисленной  исходя из срока полезного использования этого объекта.

Пример: Начислить амортизацию на здание администрации первоначальной стоимостью 2 млн. р. И сроком полезного использования 50 лет, если оно находилось в эксплуатации 20 лет.

Решение :                           А=ПС*НА/100 *Т                                                 (1),

Где А-амортизация 

        ПС-первоначальная  стоимость

        Т-срок полезного  использования 

                                             А=2*0,2/100*20=80000

     при способе уменьшаемого  остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ;

      при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта;

     при способе списания  стоимости пропорционально объёму  продукции (работ) – исходя  из натурального показателя объёма  продукции (работ) в отчётном  периоде и соотношения первоначальной  стоимости объекта основных средств  и предполагаемого объёма продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

     В течение отчётного  года амортизационные отчисления  по объектам основных средств  начисляются ежемесячно независимо  от применяемого способа начисления  в размере 1/12 годовой суммы.

     В сезонных  производствах годовая сумма  амортизационных отчислений по  основным средствам начисляется  равномерно в течение периода  работы организации в отчётном  году. Амортизационные отчисления  по объекту основных средств  начисляются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учёту, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгал-

терского учёта в  связи с прекращением права собственности  или иного вещного права.

     Начисление  амортизации прекращается с 1-го  числа месяца, следующего за месяцем  полного погашения стоимости  объекта или его списания.В  отечественной практике до утверждения  Положения по учёту основных  средств применялся в основном  линейный способ начисления амортизации. По некоторым объектам (автотранспорту) применялся также и способ списания стоимости основных средств пропорционально объёму продукции (работ). Способ уменьшаемого остатка и способ списания стоимости объекта по сумме чисел лет полезного использования являются новыми для отечественного учёта. При использовании способа уменьшаемого остатка для списания амортизационной стоимости объекта нужно остаточную стоимость объекта умножить на норму амортизации, исчисленную исходя из срока полезного использования объекта, и коэффициент ускорения.

Приведём пример начисления линейной амортизации.

 

                 2.3 Учёт лизинговых операций

 

     Организация бухгалтерского  учёта лизинговых операций (финансовой  аренды) осуществляется в соответствии с указаниями об отражении в бухгалтерском учёте операций по договору лизинга.

     Учёт у  лизингодателя. Затраты, связанные  с осуществлением капитальных вложений по приобретению лизингового имущества, отражаются на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчёт «Приобретение объектов основных средств». Лизинговое имущество приходуется по дебету счёта 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита 08. Передача лизингового имущества лизингополучателю отражается записями в аналитическом учёте по счёту 03.

     В зависимости  от условий договора лизинговое  имущество может учитываться  на балансе лизингодателя или  на балансе лизингополучателя.  Если по условиям договора  лизинговое имущество учитывается  на балансе лизингодателя, то  затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с ПБУ 10/99 и учитывается на счёте 20 «Основное производство» с кредита материальных, расчётных и других счетов (10, 69, 70 и др.) Начисление амортизации на полное восстановление лизингового имущества отражается по дебету счёта 20 и кредиту счёта 02 «Амортизация основных средств». Ежемесячно учтённые на счёте 20 расходы по лизинговому имуществу списываются с кредита этого счёта в дебет счёта 90 «Продажи». Причитающаяся, исходя из условий договора лизинга сумма лизинговых платежей, отражается по дебету счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учёта денежных средств.

     При возврате лизингового имущества и прекращении его использования для лизинга его стоимость списывают с кредита счёта 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в дебет счёта 01 «Основные средства».  Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то финансовый результат от передачи лизингового имущества лизингополучателю отражается на счёте 91 «Прочие доходы и расходы».Передачу лизингового имущества лизингодателем лизингополучателю оформляют бухгалтерской записью: Д-т 76  К-т 03 или 98.       

     Поступающие  по договору лизинговые платежи отражаются по дебету счётов учёта денежных средств и кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Одновременно на сумму поступивших платежей дебетуют счёт 98 «Доходы будущих периодов» и кредитуют счёт 91 «Прочие доходы и расходы». При возврате лизингового имущества лизингодателю его остаточная стоимость приходуется по счёту 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «Задолженность по лизинговым платежам».

     При возврате имущества с полностью погашенной стоимостью оно приходуется на счёт 03 по условной оценке 1 руб.

     Основные  средства, сданные в аренду, учитывают  на забалансовом счёте 011 «Основные  средства, сданные в аренду» в  оценке, указанной в договорах аренды. Аналитический учёт по счёту 011 ведут по арендаторам и по каждому объекту основных средств, сданных в аренду.

     Учёт у  лизингополучателя. Если лизинговое  имущество учитывается на балансе  лизингодателя, то у лизингополучателя  поступившее лизинговое имущество учитывается на забалансовом счёте 001 «Арендованные основные средства».

     Начисленные  лизингодателю лизинговые платежи  отражаются по дебету счетов  учёта издержек производства  и обращения (20, 26, 44) и кредиту  счёта 76.  При погашении задолженности дебетуют счёт 76 и кредитуют счета учёта денежных средств. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывают со счёта 001. При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывают с забалансового счёта 001 и приходуют по дебету счёта 01 и кредиту счёта 02.  В случае выкупа лизингового имущества до истечения срока договора лизинга досрочно начисленные платежи относят в дебет счёта 97 «Расходы будущих периодов» или в дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы» (при решении использовать собственные источники) с кредита счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «Арендные обязательства».

     Если по  условиям договора лизинга лизинговое  имущество учитывается на балансе  лизингополучателя, то на стоимость поступившего лизингового имущества дебетуют 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчёт «Приобретение объектов основных средств», и кредитуют счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «Арендные обязательства».  Стоимость поступившего лизингового имущества и затраты, связанные с его получением, списывают с кредита счёта 08 в дебет счёта 01.Начисленные лизингодателю платежи отражают по дебету счёта 76, субсчёт «Арендованные обязательства», и кредиту счёта 76, субсчёт «Задолженность по лизинговым платежам».

     Начисление  амортизации по лизинговому имуществу  осуществляют исходя из утверждённых  норм амортизации или норм, увеличенных  в связи с применением механизма  ускоренной амортизации на коэффициент  не выше 3. Начисленная амортизация отражается по дебету счетов учёта издержек или обращения (20, 25, 26, 44 и др.) и кредиту счёта 02 «Амортизация основных средств».

     Возврат  лизингового имущества при условии  полной выплаты лизинговых платежей  отражают на счёте 91 «Прочие доходы и расходы». При этом остаточную стоимость лизингового имущества списывают в дебет счёта 91 с кредит счёта 01. Сумма амортизации по лизинговому имуществу списывается в дебет счёта 02 с кредита счёта 01. При выкупе лизингового имущества при условии погашения всей суммы лизинговых платежей на счетах 01 и 02 осуществляют внутреннюю запись по переходу лизингового имущества в собственные основные средства.

     Досрочно  начисленные платежи за лизинговое  имущество относят в дебет  счёта 97 «Расходы будущих периодов» или счёта 91 «Прочие доходы и расходы» (в случае принятия решения об использовании собственных источников) и кредит счёта 02 «Амортизация основных средств». Одновременно указанная сумма отражается по дебету счёта 76, субсчёт «Задолженность по лизинговым платежам», и кредиту счёта 76, субсчёт «Арендные обязательства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Направления совершенствования системы учета основных    средств.

 

3.1 Возможность создания единого стандарта на средства           автоматизации учета основных средств

 

В настоящее время  появляется все больше и больше фирм, занимающихся изготовлением и распространением программ автоматизации бухгалтерского учета. К сожалению, освоение приобретенных  программ является довольно сложным  процессом, а если на двух предприятиях установлены программы разных фирм, то много времени тратится на переквалификацию бухгалтера.

Информация о работе Учет основных средств