Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение вопросов учета основных средств; выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств в основном в части автоматизации и компьютеризации учета. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, а также представлена оценка основных средств.
Исходя из целей курсовой работы перед нами стоят такие задачи,как:
-изучить теоретические основы учёта основных средств
-изучить организацию учёта основных средств
-рассмотреть все пути совершенствования основных средств

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты основных средств……………………………………...5
1.1 Основные нормативные документы………………………………………..5
1.2 Понятие, классификация и оценка основных средств…………………….7
1.3 Инвентаризация основных средств……………………………………….12
2 Особенности учёта основных средств………………………………………....15
2.1 Учёт наличия и движения основных средств…………………………….15
2.2 Учёт амортизации основных средств…………………………………….18
2.3 Учёт лизинговых операций………………………………………………..21
3 Направления совершенствования системы учета основных средств……….25
3.1 Возможность создания единого стандарта на средства автоматизации учета основных средств…………………………………………………………25
3.2 Введение дополнительного контроля за учетом основных средств..……26
3.3 Пути улучшения анализа эффективности использования основных средств………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Основные средства.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    - изготовленном на самом предприятии, а также приобретённых за плату у других организаций и лиц – исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

- внесённых учредителями  в счёт их вкладов в уставный  капитал (фонд) – по договорённости  сторон;

  - полученных от  других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтённых объектов  основных средств – по рыночной стоимости на дату оприходования;

  - приобретённых по  договорам, предусматривающим исполнение  обязательств (оплату) неденежными  средствами – по стоимости  ценностей, переданных или подлежащих  передаче организацией. Стоимость  этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим использование обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

     Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:

  - сумм, уплачиваемых  организацией в соответствии  с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационных сборов, государственных пошлин и других  аналогичных платежей, произведённых  в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

  - таможенных пошлин и иных  платежей;

  - невозмещаемых налогов, уплачиваемых  в связи с приобретением объекта  основных средств;

- вознаграждений, уплачиваемых посреднической  организации, через которую приобретён  объект основных средств;

   - иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению до их состояния, в котором они пригодны к использованию

     Фактические  затраты на приобретение и  сооружение основных средств  определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учётом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранно валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублёвой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия её к бухгалтерскому учёту, и рублёвой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату её погашения.  Коммерческая организация может не чаще 1 раза в год (на начало отчётного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей стоимости путём индексации или прямого пересчёта по документально подтверждённым рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которым они отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности, существенно не отличалась от текущей стоимости.

     При определении  рыночной стоимости могут быть  использованы данные о ценах  на аналогичную продукцию, полученные  в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекции организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

     Не включаются  в фактические затраты на приобретение  основных средств общехозяйственные  и иные аналогичные расходы,  кроме случаев, когда они непосредственно  связаны с приобретением основных средств.

 

 

 

 

          1.3 Инвентаризация основных средств

 Сведения о фактическом наличии  имущества записывается в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учёта, а также технических паспортов и другой технической документации;

   - наличие документов  на основные средства, сданные  или принятые  организацией в  аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление).

     При обнаружении  расхождений и неточностей в  регистрах бухгалтерского учёта  или технической документации  должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоёмы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации. При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

     Оценка  выявленных инвентаризацией неучтённых  объектов должна быть произведена  с учётом рыночных цен, а  износ определён по действительному  техническому состоянию объектов  с оформлением сведений об  оценке и износе соответствующими  актами. Основными средствами вносят в описи по наименованиям в соответствии с основными назначениями объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

     Если комиссией  установлено, что работы капитального  характера (надстройка этажей, пристройка  новых помещений и др.) или частичная  ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учёте, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объект и привести в описи данные о производственных изменениях. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и др. .Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковые стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учёта, в описях приводится по наименования с указанием количества этих предметов.

     Основные  средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и др.), инвентаризуются до момента временного их выбытия. На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении или арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой даётся ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости по дебету счёта 01 с кредита счёта 91.

     При недостаче  и порче объектов основных  средств их остаточную стоимость  списывают с кредита счёта  01 в дебет счёта 94, а сумму амортизации – с кредита счёта 01 в дебет счёта 02. При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные средства  оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счёта 94 в дебет счёта 73. Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счёта 94 и кредиту счёта 98. По мере погашения задолженности её виновником соответствующую часть списывают со счёта 98 в кредит счёта 91.

    Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредита счёта 94 на финансовые результаты у коммерческой организации (счёт 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2  Особенности учёта основных средств

 

2.1 Учёт наличия и движения основных средств

 

     Документальное  оформление движения основных средств. Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учётной документации. Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтённых ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение. Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно одного и того же лица.

     В актах  указывают наименование объекта,  год постройки или выпуска  заводом, краткую характеристику  объекта, первоначальную стоимость,  присвоенный объекту инвентарный  номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учёта основных средств. После оформления акт приёмки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).

     На основании этих  документов бухгалтерия производит  соответствующие записи в инвентарные  карточки основных средств, после  чего техническую документацию  передают в технический или  другой отделы предприятия.

     Акт утверждает руководитель организации. При передачи основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей, и организации, принимающей основные средства).

     Поступившие на склад  оборудование для установки оформляют актом о приёмке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт

составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приёмной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке является предварительным, составленным по наружному осмотру.

     Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нём монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.  На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нём указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы  для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

     Приемки  законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ – по договору). Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учёту основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам) .Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, одела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств. Акт-накладную выписывают в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остаётся у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств. Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или лёгкого автомобиля, прицепа –актом на списание автотранспортных средств. В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

 

 

     2.2  Учёт амортизации основных средств

Информация о работе Учет основных средств