Учет НМА и их амортизация

Автор: Алина Жолудь, 10 Июня 2010 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Нематериальные активы – принципиально новый для отечественной теории и практики вид имущества, подлежащий бухгалтерскому учёту. Впервые в отечественной бухгалтерской практике нематериальные активы появились в мае 1988г. Но только для совместных предприятий с иностранным участием. В июле 1990г. использование нематериальных активов в бухгалтерском учёте было разрешено также для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Эти нововведения были вызваны тем, что новым законодательством СССР было предусмотрено внесение объектов нематериальной собственности в счёт вкладов в уставной капитал юридических лиц. До этого даже программы для ЭВМ учитывались в составе основных средств – электронно-вычислительных машин.

Содержание

Введение 3
1. Правовое регулирование возникновения нематериальных активов 7
2. Учёт нематериальных активов 12
2.1. Поступление нематериальных активов 12
2.1.1. Приобретение нематериальных активов за плату 12
Создание нематериальных активов собственными силами 13
Амортизация нематериальных активов 15
Амортизируемые нематериальные активы 15
Неамортизируемые нематериальные активы 18
Амортизация деловой репутации организации 20
Выбытие нематериальных активов 22
3. Пример учёта нематериальных активов 23
4. Аудит учёта нематериальных активов 26
Заключение 37
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовичок.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

      Отражение затрат по созданию объекта нематериальных активов по счёту 46 влечёт за собой  необходимость исчисления налогов, объектом которых является выручка (налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы). 

      2.2.Амортизация  НА.

      2.2.1.Амортизируемые  НА.

      В процессе хозяйственной деятельности коммерческой организации и выпуска продукции (производства работ, оказания услуг) нематериальные активы используются в производственной деятельности и приносят доход.

      Наличие ряда нематериальных активов (таких, как  различного рода лицензии — транспортная, фармацевтическая, строительная, аудиторская, юридическая, медицинская, ветеринарная, риэлтерская, охранная и др.) прямо обуславливает момент начала деятельности, избранной юридическим лицом для извлечения прибыли в качестве основной деятельности предприятия. В соответствии с постановлением Правительства РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 24 декабря 1994г. № 1418 (с учётом последующих дополнений и изменений), а также в соответствии с отдельными актами законодательной и исполнительной власти заниматься многими видами деятельности без получения соответствующих лицензий запрещено. Имеющиеся лицензии на определённые виды деятельности подлежат отражению по дебету счёта 04 "Нематериальные активы", что установлено письмом Минфина России и Госналогслужбы от 01 ноября 1994г. № 119, НП-4-04/172.

      В соответствии  с подпунктом “ц”  п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включается "амортизация нематериальных активов, используемых в процессе осуществления уставной деятельности, по нормам амортизационных отчислений, рассчитанным организацией исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности организации). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчёте на 10 лет (но не более срока деятельности предприятия)".

      Таким образом, первое, с чем сталкивается бухгалтер при начислении амортизации по нематериальным активам, — это установление срока полезного использования, который может быть определён двумя способами:

  1. Экспертным, при котором в качестве эксперта может выступать либо организация, уступающая права на пользование нематериальным активом, либо специалист-оценщик;
  2. Расчётным, при котором организация самостоятельно рассчитывает срок полезного использования нематериального актива.

        В основу обоих способов должны  быть положены:

  • Срок, на который в соответствии с лицензионным (или иным) договором получены права на использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • Срок, в течение которого происходит полное моральное старение нематериального актива (например, права пользования бухгалтерской программой для ПЭВМ полностью теряют актуальность через 3 года вследствие постоянного изменения нормативной и методической базы, регулирующей вопросы бухгалтерского учёта и отчётности).

      Однако  для обоснования включения в  себестоимость износа по нематериальным активам факт их использования именно в производственных целях должен быть подтверждён документально.

      Это требование подтверждено в постановлении  Высшего арбитражного суда РФ от 17 мая 1995г. по делу № К4-Н/918: "участие  в процессе производства продукции (работ, услуг) нематериальных объектов должно подтверждаться технологическими документами, фиксирующими факт совершения хозяйственной операции с этими нематериальными объектами". В этом постановлении подчёркнуто, что для включения в себестоимость износа по нематериальным активам должны быть подтверждены не только их участие в процессе производства, но и доказательства того, что их использование приносило доход.

      Начисление  износа (амортизации) по нематериальным активам производственного назначения отражается в бухучёте следующими бухгалтерскими записями:

      Д-т 20 "Основное производство" (23, 25, 26, 43, 44) — К-т 05 "Амортизация нематериальных активов".

      Однако  если речь идёт о нематериальных активах  для обслуживающих производств и хозяйств, то их износ отражается проводкой:

      Д-т 29 "Обслуживающие производства и  хозяйства" — К-т 05 "Амортизация  нематериальных активов".

      Если  же нематериальные активы использовались для непроизводственных нужд, то их амортизация отражается следующей  бухгалтерской проводкой:

      Д-т 81 "Использование прибыли" (88 "Нераспределённая прибыль") — К-т 05 "Амортизация нематериальных активов".

      Определённые сложности возникают у коммерческих организаций при необходимости амортизации стоимости лицензий, срок действия которых составляет менее чем 1 год. Данный вид нематериальных активов противоречит определению, содержащемуся в п. 48 Положения по бухгалтерскому учёту, в котором предусмотрено использование нематериальных активов в течение длительного времени (свыше 1 года). Тем не менее рекомендуется стоимость такого рода лицензий учитывать по дебету счёта 31 "Расходы будущих периодов" и списывать на издержки производства и обращения ежемесячно равными долями бухгалтерскими записями:

      Д-т 26 "Общехозяйственные расходы" (44 "Издержки обращения") — К-т  31 "Расходы будущих периодов".

      При этом лицензии на право осуществления  отдельных видов деятельности следует отличать от лицензионных сборов на право торговли ликёроводочными изделиями и сборов на право торговли, которые подлежат отнесению на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении организации после уплаты налогов.

      Основные  требования к амортизируемым нематериальным активам изложены в совместном приказе Минфина РФ от 05 августа 1996г. № 71 и ФКЦБ России “О порядке оценки стоимости чистых активов АО” № 149. Эти нематериальные активы должны:

  • непосредственно использоваться в основной деятельности  и  приносить доход;
  • иметь документальное подтверждение затрат, связанных с их изобретением или приобретением (созданием). Кроме того, право организации на владение данными нематериальными активами должно быть подтверждено документом (патентом, лицензией, актом, договором и др.), выданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Но  и здесь существуют исключения. Нематериальным активом является не сама компьютерная программа, а лишь право на её использование. При этом срок использования нематериального актива, а следовательно, и срок амортизации не может быть меньше 1 года — по определению нематериальных активов. Тем не менее в подпункте 2.4.7 Методических рекомендаций по составу затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательной продукции (работ, услуг) для строительства, и формированию финансовых результатов, утверждённых Минфином России 23 мая 1994г. № 66, предусмотрено, что “стоимость ПМО для ЭВМ разового использования включается в себестоимость данной работы полностью в случае использования только в период выполнения работы”, что равносильно трактовке компьютерной программы не как результата интеллектуальной деятельности, а как услуги или МБП. 

      2.2.2.Неамортизируемые  нематериальные активы.

      Наряду  с амортизируемыми нематериальными  активами существуют также нематериальные активы, которые не амортизируются.

      В настоящее время к ним относятся  в соответствии с подпунктом 4.23.1 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчётности, утверждённой приказом Минфина от 12 ноября 1996г. № 97, относятся организационные расходы, товарные знаки и знаки обслуживания.

      Под организационными расходами как  объектом неамортизируемых нематериальных активов в соответствии с этим же подпунктом Инструкции понимается "сумма расходов по созданию организации, связанных с образованием юридического лица, признанная в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал".

      Вместе  с тем "расходы организации, связанные  с возникающей в ходе её функционирования необходимостью переоформления учредительных и других документов (расширение организации, изменение видов деятельности, представление образцов подписей должностных лиц и пр.), изготовления новых штампов, печатей и т. п., подлежат учёту по дебету счёта 26 "Общехозяйственные расходы".

      Однако  в случае изменения организационно-правовой формы (например, преобразование ТОО в ЗАО) все организационные расходы подлежат финансированию за счёт чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

      Хочу остановиться на спорной ситуации, когда нематериальные активы получены в качестве взноса в уставный капитал.

      В подпункте “ш”  п. 2 Положения  о составе затрат (действовавшего до внесения в него изменений постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661) содержалось следующее определение: “К нематериальным активам относятся затраты предприятий в нематериальные активы, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход …”.

      В настоящее время Положение о  составе затрат не содержит этого  определения. Однако действующее в  настоящее время Положение о  бухгалтерском учёте предписывает учитывать нематериальные активы опять таки “через затраты”: "Нематериальные активы отражаются в учёте и отчётности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях".

      А как же быть с нематериальными  активами, полученными организацией безвозмездно (если только одна из сторон не является коммерческой организацией) или в качестве вклада учредителя в уставный капитал? План счетов предусматривает и такие возможности: оценка вкладов учредителей производится согласно учредительному договору, а оценка безвозмездных – экспертным путём.

      В плане счетов приведены и соответствующие  проводки:

  • Д-т 04 "Нематериальные активы" — К-т 75 "Расчёты с учредителями" — на сумму вклада учредителя в оценке, предусмотренной учредительным договором;
  • Д-т 04 "Нематериальные активы" — К-т 87 "Добавочный капитал" / субсчёт 87-3 "Безвозмездно полученные ценности" — безвозмездное получение нематериального актива.

      В обоих указанных случаях при  поступлении нематериальных активов  отсутствуют “затраты” организации. 

      2.2.3.Амортизация  деловой репутации организации.

      В соответствии с п. 4.23.1 Инструкции о  порядке заполнения форм годовой  бухгалтерской отчётности, утверждённой приказом Минфина России от 12 ноября 1996 г. № 97, по статье “Деловая репутация организации” показывается превышение покупной цены приватизируемого имущества над его оценочной (начальной) стоимостью, отражённой по дебету счёта 04 "Нематериальные активы" / субсчёт "Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью".

      В письме Минфина РФ “Об отражении  в бухгалтерском учёте и отчётности операций, связанных с приватизацией предприятий” от 23 декабря 1992г. № 117, в частности, предусмотрено:

      в случае приобретения предприятия по цене, отличной от оценочной (начальной) стоимости его имущества, разница отражается в следующем порядке:

      на  приватизированном предприятии –

      а) при превышении покупной цены над  оценочной (начальной) стоимостью разница включается в состав нематериальных активов и отражается по дебету счёта 04 "Нематериальные активы" и кредиту счёта 85 "Уставный капитал" с соответствующим увеличением доли каждого участника (собственника). Указанная разница в течение 10 лет (но не более срока деятельности организации) переносится ежемесячно на издержки производства (обращения) путём отражения соответствующих сумм по дебету счетов учёта затрат на производство и кредиту счёта 04, субсчёт "Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью имущества";

      б) при превышении оценочной (начальной) стоимости над покупной ценой  имущество оценивается по оценочной (начальной) стоимости;

      у организации-участника (собственника) —

      а) в первом случае полная сумма затрат по покупке учитывается как вклад  в уставный капитал приобретённого (частично приобретённого) предприятия, то есть по дебету счёта 06 "Долгосрочные финансовые вложения" и кредиту счетов учёта денежных средств;

Информация о работе Учет НМА и их амортизация