Учет нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Учет хозяйственных операций, связанных с движением нематериальных активов, осуществляется на основании первичных учетных документов, которые содержат основание ее совершения (документы, подтверждающие права правообладателя (включая охранные документы), договоры об уступке прав, лицензионные или авторские договоры, договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ). Первичные учетные документы должны составляться в момент совершения хозяйственных операций, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания [4, с.247].

Работа содержит 1 файл

глава 2.docx

— 56.28 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА  НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

2.1 Документальное оформление операций с нематериальными активами

Учет хозяйственных операций, связанных с движением нематериальных активов, осуществляется на основании  первичных учетных документов, которые  содержат основание ее совершения (документы, подтверждающие права правообладателя (включая охранные документы), договоры об уступке прав, лицензионные или  авторские договоры, договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ). Первичные  учетные документы должны составляться в момент совершения хозяйственных  операций, а если это не представляется возможным - непосредственно после  ее окончания [4, с.247].

Создание объектов интеллектуальной собственности, имущественные права  на которые включаются в состав нематериальных активов, возможно в результате выполнения работ самой организацией, а также  с участием сторонних организаций.

Отношения между организацией-заказчиком, с одной стороны, и юридическим  или физическим лицом (далее - исполнителем), с другой, оформляются договором  на выполнение научно-исследовательских  работ, опытно-конструкторских и  технологических работ или договором  о создании и использовании результатов  интеллектуальной деятельности.

Фактические затраты, связанные  с созданием объекта интеллектуальной собственности, имущественные права  на который принимаются к учету  как нематериальный актив, отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» в суммах, указанных в первичных документах, с кредита счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. [2, с.208].

Законодательством четко  не установлено, на основании каких  документов должны передаваться объекты  интеллектуальной собственности, нематериальных активов. Поэтому такими документами могут быть акты:

  • Акт приема-передачи исключительного права. Данный акт применяется для отражения операций, связанных с приемом-передачей нематериальных активов по договору ступки права на нематериальный актив на нематериальный актив;
  • Акт приема-передачи неисключительного (исключительного) права на использование  нематериального актива. Данный акт применяется для отражения операций, связанных с приемом-передачей нематериальных активов по лицензионным, авторским и другим договорам.
  • Акт о фактическом использовании нематериального актива. Используется для подтверждения факта использования нематериального актива организацией, содержит информацию об оценке, сроке полезного использования для дальнейшего начисления амортизации нематериального актива;
  • Акт об изменении первоначальной стоимости нематериальных активов. Составляется в случае изменения первоначальной стоимости нематериального актива в результате вложений, связанных с доведением до использования в запланированных целях, улучшением нематериальных активов промышленной собственности и другими случаями, предусмотренными законодательством;
  • Акт об изменении срока полезного использования и (или) выбранного способа начисления амортизации нематериального актива. Данный акт применяется для отражения случаев изменения доходности нематериального актива, срока полезного использования, способа начисления амортизации;
  • Акт о списании нематериальных активов. Используется для отражения случаев прекращения использования нематериальных активов организации.

Однако для того чтобы  можно было принять к вычету налог  на добавленную стоимость, должен быть составлен также документ соответствующей  формы, например, товарная накладная, счет-фактура  по налогу на добавленную стоимость  и т.д. [9].

При вводе в действие прав на объекты интеллектуальной собственности  производится запись по дебету счета 04 «Нематериальные активы» и кредиту счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» на сумму произведенных затрат.

Таким образом, бухгалтерский  учет нематериальных активов осуществляется на основании документов:

- подтверждающих права правообладателя (охранные документы: патенты, свидетельства);

- определяющих сущность  хозяйственной операции и ее правомерность (договор об уступке прав, лицензионный договор, договор на выполнение НИОКР, договор о создании нематериального актива и пр.);

- отражающих факт поступления,  внутреннего перемещения или  списания нематериального актива (акт о приеме нематериальных  активов, инвентарная карточка  учета нематериальных активов  и т.д.);

- подтверждающих осуществление  платежей и иных расходов по  операциям с нематериальными  активами (платежные поручения, квитанции  к приходным кассовым ордерам, товарные накладные, счета-фактуры и т.д.) [2, c. 88].

Пунктом 11 Инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 08.12.2003 № 168, установлено, что документом на оприходование нематериальных активов является акт о приеме нематериальных активов (форма НА-1). Составляется он в одном экземпляре и хранится в бухгалтерии. Акт составляется комиссией, назначаемой приказом руководителя организации. В состав комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, а также специалисты, владеющие вопросами учета нематериальных активов.

Выбытие (снятие с учета) инвентарных объектов нематериальных активов осуществляется в случае:

  • реализации;
  • безвозмездной передачи;
  • списания по истечении нормативного срока службы или срока его полезного использования;
  • внесения в качестве вклада в уставный фонд другой организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Данные результатов выбытия  вносятся в инвентарную карточку по учету нематериальных активов (форма НА-2).

Несмотря на то, что нематериальные активы не имеют материально-вещественной формы, единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, который определяется как совокупность имущественных прав, возникающих из одного патента, свидетельства, лицензии, договора или иных правоустанавливающих документов.

Основным признаком, по которому один инвентарный объект нематериальных активов отличается от другого, является выполнение каждым самостоятельной  функции в хозяйственной деятельности организации.

Пунктом 4 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 09.07.2003 № 1472, установлено, что для осуществления бухгалтерского учета и обеспечения контроля за движением нематериальных активов каждому инвентарному объекту нематериального актива присваивается инвентарный номер. Инвентарные номера присваиваются бухгалтерией организации в момент принятия инвентарных объектов к бухгалтерскому учету в составе нематериальных активов.

Аналитический учет нематериальных активов ведется бухгалтерией организации  в инвентарной карточке учета  нематериальных активов по каждому  инвентарному объекту.

Инвентарная карточка учета  нематериальных активов (форма НА-2) заполняется в одном экземпляре на основании акта приемки нематериальных активов и других документов и  применяется для учета нематериальных активов, поступивших в организацию. Карточка ведется в бухгалтерии  на каждый объект. Заполняется она  на основании первичных документов, подтверждающих факт совершения хозяйственной  операции (акт о приеме-передаче, накладная и другие аналогичные  документы).

Сроки хранения документов по оформлению операций с нематериальными  активами.

Исходя из Перечня типовых документов органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Госкомархива РБ от 06.08.2001 № 38 (с изменениями и дополнениями), сроки хранения составляют:

  • для лицензий (разрешений) на осуществляемые виды деятельности - 3 года после окончания срока действия лицензии и проведения налоговой проверки;
  • актов о приеме нематериальных активов - 3 года при условии завершения ревизии и после проведения налоговой проверки;
  • инвентарных карточек - 3 года после списания нематериальных активов, проведения налоговой проверки [21, с.129].

На  ОАО «Ляховичский консервный завод»  бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме счетоводства с  применением автоматизированной формы учета. Предусматривается постоянное совершенствование автоматизации бухгалтерского учета. Регистрами синтетического учета являются главная книга, журналы-ордера, оборотные ведомости, группировочные ведомости. Ведутся регистры налогового учета.

Учет  нематериальных активов ведется в журнале-ордере №13.

На  ОАО «Ляховичский консервный завод» для получения информации о движении НМА используются акт о приеме-передаче нематериальных активов (Приложение Н) и инвентарная карточка (Приложение П).

Таким образом, на предприятии для учета  поступления, движения и выбытия  нематериальных активов используют акт о приеме-передаче нематериальных активов, инвентарную карточку, а также ведется журнал-ордер №13.

2.2 Аналитический и синтетический учет нематериальных активов

Для отражения информации о наличии и движении нематериальных активов на ОАО «Ляховичский консервный завод» в соответствии с учетной политикой и рабочим планом счетов используется активный счет 04 «Нематериальные активы», к которому открываються субсчета:

04-1 «Права на пользование  имуществом»;

04-2 «Права на осуществление  лицензируемых видов деятельности»;

04-3 «Права на объекты  интеллектуальной собственности»;

04-4 «Товарные знаки, знаки  обслуживания».

Для обособленного учета  выбытия нематериальных активов  открывается субсчет:

  04-9 «Выбытие нематериальных активов».

Учет поступления нематериальных активов.

Нематериальные активы принимаются  к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости и отражаются по дебету счета 04 "Нематериальные активы" в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" или счетов учета расчетов.

Основанием для оприходования  нематериальных активов служит «Акт о приеме нематериальных активов» формы  НА-1 (Приложение Н).

Аналитический учет нематериальных активов ведется в «Инвентарной карточке учета нематериальных активов» формы НА-2 (Приложение П). Она открывается на основании первичных документов, подтверждающих факт совершения хозяйственной операции.

Нематериальные активы могут  поступать в результате:

  • Приобретение за плату у сторонних организаций и лиц;
  • Получение безвозмездно от других организаций и лиц;
  • Поступление в счет вклада в уставный капитал;
  • Производства собственными силами организаций;
  • Приходования излишков, выявленных при инвентаризации, и др. [1, с.123].

Фактические затраты, связанные  с приобретением объектов нематериальных активов у организаций и физических лиц по договорам купли-продажи (уступки), отражаются:

Дт 08 "Вложения в долгосрочные активы"

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

     76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в суммах, указанных в первичных учетных документах, за вычетом налога на добавленную стоимость,

     70 "Расчеты персоналом по оплате труда",

     69 "Расчеты по социальному страхованию" и других счетов.

Суммы налога на добавленную  стоимость, указанные в первичных  учетных документах, отражаются:

 Дт 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам"

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

     76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Фактические затраты, связанные  с приобретением объектов нематериальных активов по лицензионным или авторским  договорам:

Дт 08 " Вложения в долгосрочные активы "

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

     76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в сумме разового (паушального) платежа, предусмотренного лицензионным и авторским договорами на приобретение (получение) имущественных прав, за вычетом налога на добавленную стоимость,

      70 "Расчеты  персоналом по оплате труда",

      69 "Расчеты  по социальному страхованию"  и других счетов.

 Суммы налога на  добавленную стоимость, указанные  в первичных учетных документах

Дт 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам"

Кт  60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

    1. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

К таким затратам наряду со стоимостью самого актива относятся суммы вознаграждения, регистрационных сборов, государственных пошлин, иные платежи и затраты, непосредственно связанные с приобретением (получением) имущественных прав на нематериальный актив и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию [15].

За первое полугодие 2012 г. на ОАО «Ляховичский консервный завод» поступали нематериальные активы в форме специального разрешения (лицензия). 31 марта 2012 года ОАО «Ляховичским консервным заводом» была получена лицензия от Министерства внутренних дел Республики Беларусь на право осуществлять охранную деятельность № 02010/14190, сроком на 10 лет.

Информация о работе Учет нематериальных активов