Учет нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время конкурентоспособность и доходность многих предприятий в значительной степени определяются их способностью адаптироваться к динамическим изменениям, происходящим во внутренней и внешней среде их функционирования. С развитием рыночных отношений, быстротой и масштабностью технологических изменений невозможно обеспечить конкурентоспособность лишь за счет использования имеющихся материальных и финансовых ресурсов и, прежде всего, без учета нематериальных активов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическая характеристика нематериальных активов………...…5
2. Задачи учета нематериальных активов……………………………….13
3. Цель и задачи курсовой работы……………………………………….14
4. Характеристика ОАО «Этанол» ………………………………………15
5. Виды нематериальных активов, их оценка. Затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов нематериальных активов……………..20
6. Принципы начисления амортизации нематериальных активов и учет их износа в ОАО «Этанол»……………………………………………………...25
7. Аналитический учет нематериальных активов и документальное оформление их движения в ОАО «Этанол»…………………………………...29
8. Учет поступления материальных активов в ОАО «Этанол»…….….31
9. Учет выбытия нематериальных активов в ОАО «Этанол»…….……33
10. Организация учета налога на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам в ОАО «Этанол»…………………35
11. Отражение в бухгалтерской отчетности движение нематериальных активов …………………………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………..43
Список используемых источников………………………………………45

Работа содержит 1 файл

курсовая учет нематериальных активов 2011г.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Деловая репутация в широком смысле представляет собой немате­риальный актив, означающий цену репутации (стабильные высокие прибыли, высокий потенциал рентабельности активов или собствен­ного капитала, деловые связи, благоприятное месторасположение, ор­ганизация маркетинга и другие привлекательные преимущества) орга­низации, выставленной на продажу (на аукционе или по конкурсу), которую покупатель приобретает по результатам состоявшихся торгов. Деловая репутация является частью обшей балансовой стоимости имущества всей организации-покупателя и не относится к какому-то отдельно взятому активу. Ее стоимость определяется расчетным путем и представляет собой положительную или отрицательную разницу (по­ложительную или отрицательную деловую репутацию) между покуп­ной стоимостью приобретенного предприятия как имущественного комплекса (стоимостью чистых активов предприятия) и балансовой стоимостью тех же активов, взятых индивидуально на дату приобрете­ния предприятия. Стоимость выставленного на торги предприятия, объявленная перед началом торгов, признается организацией-покупателем, одержавшей победу (заплатившей наибольшую цену), учетной оценкой (первоначальной стоимостью) купленного и принятого к бух­галтерскому учету имущественного комплекса проданного предпри­ятия, а разница между объявленной и фактически уплаченной покупной стоимостью составляет первоначальную стоимость приобретенной де­ловой репутации (п. 44 ПБУ14/2007). В качестве объекта бухгалтерско­го учета деловая репутация признается при условии покупки предпри­ятия в целом и на дату перехода права собственности к покупателю (новому владельцу).

В международной практике (например, МСФО (IFRS) 3 «Объ­единение бизнеса») положительная деловая репутация — гудвилл (англ. good will — термин, как правило, используемый для обозначения нематериального актива «деловая репутация») и отрицательная — бэдвилл (англ. bad will— противоположность гуд-виллу) исчисляются как разница между стоимостью покупки (инвестиций) над приобретен­ным интересом (долей инвестора) в справедливой (оценочной) стои­мости идентифицируемых приобретаемых активов и обязательств на дату совершения операции покупки. Гудвилл признается активом, бэдвилл — пассивом (прибылью).

В соответствии с п. 45ПБУ 14/2007 положительная деловая репута­ция организации рассматривается как сумма надбавки к цене куплен­ного предприятия, выплачиваемая покупателем в качестве определен­ного залога будущих экономических выгод, поскольку им приобрете­ны неидентифицируемые активы, и признаваемая в бухгалтерском учете в качестве самостоятельного объекта нематериальных активов. Отрицательная разница, напротив, представляет собой скидку с пред­лагаемой продавцом стоимости приобретаемого предприятия, предос­тавленной продавцом в силу объективных условий, свойственных рынку. Сумма такой разницы (бэддвилл), как и в МСФО 38 «Нематери­альные активы», признается пассивом, но через прочие доходы, в со­став которых она единовременно зачисляется (п. 47ПБУ 14/2007) [25, C.11].

Пунктом 2 ст. 39 НК РФ предприятие как имущественный ком­плекс, выставленная на продажу на аукционе или по конкурсу, в сис­теме налогообложения признается товаром, следовательно, его прода­жа по договору купли-продажи составляет оборот по продаже пред­приятия, облагаемый у организации — продавца НДС как любая другая продажа имущества (после перехода права собственности к по­купателю). Право собственности на приобретенное предприятие как имущественный комплекс переходит к организации-покупателю на дату государственной регистрации этого права в одном государствен­ном реестре непосредственно после передачи предприятия покупате­лю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (ст. 564 ГК РФ). Перевод прав требования и обязательств, относящихся к продан­ному предприятию как имущественному комплексу, входит в круг обязанностей организации-продавца (ст. 131, 564 ГК РФ). Состав и стоимость продаваемого предприятия как естественного имуществен­ного комплекса определяются по договору купли-продажи на основе полной инвентаризации его имущества, прав требований и обяза­тельств (п. 2 ст. 561 ГК РФ).

В бухгалтерском учете и при налогообложении прибыли в состав не­материальных активов не включаются (последний абз. п. 4 ПБУ 14/2007 и последний абз. п. 3 ст. 257 гл. 25 НК РФ):

- организационные расходы — расходы учредителя на юридиче­ские и иные процедуры создания коммерческой организации, признаваемые другими учредителями (участниками) вкладом в уставный (складочный) капитал организации;

- НИОКР и ТР, по которым не получены проектируемые результа­ты; интеллектуальные к деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду, так как исключается возмож­ность выполнения принципа идентификации объекта нематериаль­ных активов. Кроме того, в состав нематериальных активов не включа­ются затраты на незаконченные и неоформленные в установленном порядке НИОКР и ТР и материальные носители (вещи) — физический (натуральный) результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (п. 2 ПБУ 14/2007).

При налогообложении прибыли результаты интеллектуальной дея­тельности и другие объекты нематериальных активов признаются амортизируемым имуществом, когда они находятся у организации на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются для извлечения дохода и их стоимость погашается на­числением амортизационных отчислений. При этом амортизируе­мым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб [25, C.13].

Таким образом, в современных рыночных условиях имущество хозяйствующих субъектов возрастает именно за счет увеличения нематериальных активов. Это обусловлено быстротой технологических изменений, развитием информационных технологий, инвестиционной и инновационной деятельностью, конкурентной борьбой, стремлением получить признание на внутреннем и внешнем рынках. Но, несмотря на особую важность нематериальных активов в бухгалтерском учете, они являются новой и мало исследованной категорией, и их истинное значение и важность остаются не всегда понятными для общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Задачи учета нематериальных активов

 

Бухгалтерский учет решает множество хозяйственных задач, важнейшей из которых является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. Для организации учета нематериальных активов было принято руководствоваться “Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению” (приказ МФ РФ от 1 ноября 1991 г. № 56 в редакции изменений и дополнений), “Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ” (приказ МФ РФ от 26 декабря 1994 г. № 170). Система бухгалтерского учета нематериальных активов строилась аналогично учету основных средств. Приказом Министерства Финансов Российской федерации от 16 октября 2000 года № 91н для организации учета нематериальных активов было принято руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000, которое определяет методику отнесения активов к нематериальным, правила их стоимостной оценки и учета их поступления, амортизации и выбытия с учетом всех особенностей НМА. С 1 января 2008 года Минфин России утвердил обновленное Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов - ПБУ 14/2007. Правила, содержащиеся в этом нормативном акте, следует рассматривать в тесной взаимосвязи с частью четвертой Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с ПБУ 14/2007 из состава нематериальных активов исключены организационные расходы, связанные с образованием юридического лица (п. 4 ПБУ 14/2007). В этой связи достаточно логичным выглядит решение Минфина России о списании остаточной стоимости ранее учтенных организационных расходов на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

 

 

3 Цель и задачи курсовой работы

 

Целью курсовой работы является изучение учета нематериальных активов предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать экономическую характеристику нематериальных активов,

- охарактеризовать задачи учета нематериальных активов,

- определить цель и задачи курсовой работы,

- дать характеристику ОАО «Этанол»,

- рассмотреть виды нематериальных активов, их оценка. Затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов нематериальных активов,

- изучить принципы начисления амортизации нематериальных активов и учет их износа в ОАО «Этанол»,

- провести аналитический учет нематериальных активов и документальное оформление их движения в ОАО «Этанол»,

- проанализировать учет поступления материальных активов в ОАО «Этанол»,

- провести учет выбытия нематериальных активов в ОАО «Этанол»,

- изучить организацию учета налога на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам,

- исследовать отражение в бухгалтерской отчетности движение нематериальных активов.

Объектом исследования является ОАО «Этанол».

Предметом исследования являются вопросы совершенствования теоретических, организационных и методических аспектов ведения бухгалтерского учета нематериальных активов.

 

 

 

4 Характеристика ОАО «Этанол»

 

ОАО «Этанол» учрежден в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерное общества от 01.07.1992 года №721 и от 29.01.1992года №66.

ОАО «Этанол» является юридическим лицом.

Основными видами деятельности ОАО «Этанол» являются производство и реализация по нарядам и договорам:

- спирта этилового ректификованного:

- масла сивушного;

- углекислоты;

- дрожжей хлебопекарных прессованных;

- вина плодово — ягодного;

- напитка винного;

- водки и ликероводочных изделий;

- виноматериалы плодовые сброженно-спиртованные.

Дополнительными видами деятельности ОАО «Этанол» являются:

- торгово-закупочная деятельность;

- производство сельскохозяйственной продукции;

- коммерческая и посредническая деятельность;

- организация общественного питания;

- бытовые услуги;

- внешнеэкономическая деятельность и другие виды хозяйственной деятельности.

Акционерное общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности за исключением запрещенных законодательными актами Российской Федерации в соответствии с его целями и задачами.

ОАО «Этанол» может создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за ее пределами, имеет свои штампы и бланки. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам предусмотренных законодательством и установленных самостоятельно.

Учетная политика по бухгалтерскому учету на ОАО «Этанол» осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” № 129-ФЗ от 21.11.96, (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ, от 28.3.2002 № 32-Ф3, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-Ф3) и приказом Минфина России от 06.10.08 .№106н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету» «Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008) начиная с 1 января 2009 года применяется следующая учетная политика предприятия:

1.                  Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции. Отражение фактов хозяйственной деятельности производить с использованием принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета, который подразумевает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

2.                  Бухгалтерский учет в 2009 году вести с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31.10.00 №94н (с последующими изменениями и дополнениями. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляет бухгалтерская служба как структурное подразделение.

3.                  В качестве форм бухгалтерской отчетности использовать образцы форм, приведенные в приложении к приказу Минфина РФ от 22.07.2003 №67Н и приложении №3 к данному приказу.

4.                  В бухгалтерском учете НДС начисляется:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имуществённых прав.

Ведение журналов полученных и выданных счет-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по НДС вести согласно главы 21 Налогового кодекса, а также Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 №914 (с последними изменениями). Книги покупок и продаж вести электронным способом.

Кроме генерального директора и главного бухгалтера счет-фактуры могут подписывать и другие уполномоченные лица утвержденные отдельным приказом.

5.                  Бухгалтерский учет в 2009 году вести:

а) с использованием бухгалтерской компьютерной программы “1С Бухгалтерия.

б) с использованием журнально-ордерных регистров.

К нематериальным активам на предприятии относятся патенты, товарные знаки. Амортизация по нематериальным активам начисляется линейным способом, исходя из полезного срока использования путем накопления сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов». Нематериальные активы принимаются по первоначальной стоимости, учет нематериальных активов вести на счете 04 «Нематериальные активы и расходы на НИОКР» субсчет 04/1 «Нематериальные активы».

Информация о работе Учет нематериальных активов