Учет на забалансовых счетах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выработка рекомендаций забалансовому учету имущества и обязательств на примере смоделированного предприятия ООО «Кедр».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать состояние законодательно-нормативной базы по учету имущества и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах;
2.изучить понятие и классификацию забалансовых счетов;
3. рассмотреть особенности документального оформления операций по забалансовому учету имущества и обязательств

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………2
1 . Основные положения бухгалтерского учета на забалансовых
Счетах
1.1 Понятие, сущность и классификация забалансовых счетов…………..4
1.2 Законодательно-нормативное регулирование…..6
1.3 Особенности и документальное оформление операций по учету имущества и обязательств на забалансовых счетах………13
1.4 Актуальные проблемы в учете на забалансовых счетах…..22
2 Учет на забалансовых счетах
2.1 Учет имущества, не принадлежащего на праве собственности………24
2.2 Учет материальных ценностей принятых на ответственное хранение..26
2.3 Учет обязательств……………..32
3 Учет НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ ООО «Тополь»
3.1 Краткая характеристика ООО «Тополь»….37
3.2 Учет на забалансовых счетах ООО «Тополь»…..38
3.3 Рекомендации по учету на забалансовых счетах по результатам проведенного исследования…………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………..54

Работа содержит 1 файл

учет забалансовых счетов.docx

— 95.25 Кб (Скачать)

Учет товаров, принятых организацией-комиссионером  от физических и юридических лиц (комитентов) для продажи, ведется  на счете 004 «Товары, принятые на комиссию»  в оценке, указанной в приемо-сдаточных  актах, включая налог на добавленную  стоимость, выделенный в счете-фактуре (Приложение В1). Цена товара определяется соглашением комиссионера и комитента.

С точки зрения торговых работников продажа по договору комиссии ни чем существенным не отличается от продажи по договору купли - продажи.

Приём товаров на комиссию оформляется путём составления  документа (договор комиссии, квитанция, накладная и другие виды). Вид  документа устанавливается комиссионером  самостоятельно.

Порядок оформления товаров, принимаемых на забалансовый учет, отличается от правил документирования поступления товаров, отраженных на балансе организации.

Постановлением Госкомстата  РФ [16] утверждено около десяти форм для оформления операций комиссионной торговли. Наиболее распространенной унифицированной формой является бланк  перечня товаров, принятых на комиссию формы N КОМИСС-1 (Приложение Г1). Этот документ применяется при заключении договора комиссии и получении от комиссионера товаров, в нем указываются практически все данные, необходимые для синтетического и аналитического учета товаров, принятых на комиссию (количество принятых, возвращенных, реализованных товаров, их продажная стоимость, дата продажи, возможная уценка товара и др.).

К товару прикрепляется товарный ярлык (Приложение Г2), а на мелкие изделия – ценник.

При продаже товаров составляется справка о продаже товаров, принятых на комиссию. Если товар не продается  ввиду отсутствия на него спроса, комиссионер с разрешения комитента может уценить товар. При этом составляется акт об уценке, на основании которого делаются отметки об уценке в перечне товаров, принятых на комиссию, и в карточке учета товаров и расчетов с комитентами.

Если комиссионер снимает  с продажи товар (в случае возврата комитенту, ремонта, передачи в чистку и др.) об этом составляется акт снятия товара с продажи.

Счет 005 используется организациями-подрядчиками, выполняющими строительно-монтажные  работы, чтобы обеспечить контроль за сохранностью, наличием и движением оборудования, передаваемого заказчиком подрядчику для монтажа. При этом оборудование считается требующим монтажа, когда необходимо провести работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям зданий и сооружений) или сборке.

Учет оборудования на счете 005 ведется по стоимости, указанной  в сопроводительных документах. Передача оборудования заказчиком подрядчику при  сдаче в монтаж производится на основании  акта о приемке-передаче оборудования в монтаж по форме N ОС-15 (Приложение Ж).

Счет 006 «Бланки строгой  отчетности» в отличие от всех остальных счетов предназначен только для контроля движения символических  ценностей. В связи с этим руководитель должен утвердить:

1) перечень документов, которые  рассматриваются как бланки строгой  отчетности;

2) состав лиц, на которых  возложено их хранение степень  их ответственности за это  хранение;

3) образцы учетных книг, в которых следует вести учет  движения этих бланков (унифицированной  формы такой книги не предусмотрено,  поэтому организации могут разработать  ее самостоятельно и закрепить  в учетной политике).

4) образцы документов, которыми  оформляется приёмка и выдача  бланков строгой отчетности и  актов, составляемых на ликвидацию  неиспользованных бланков.

К бланкам строгой отчетности относятся: квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различных  абонементов, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов, трудовые книжки, бланки ценных бумаг и т.п.

Каждая партия бланков, поступающая  из типографии, должна оформляться  сопроводительным документом (накладной, счетом и т.п.), в котором должны быть указаны наименование бланков, их серия и номера.

Бланки строгой отчетности выдают работникам (кассирам, приемщикам заказов и др.) под отчет на основании соответствующего документа, один экземпляр которого отдают работнику, а второй – передается в бухгалтерию.

Работники, использовав бланки, возвращают в бухгалтерию документы, по которым их получали, с приложением корешков (копий) квитанций, испорченных форм бланков, отрывных талонов, подтверждающих получение денег, которые хранятся в организации не менее пяти лет.

Стоимость использованных бланков  строгой отчетности списывается  со счета 006 на основании требования-накладной  по форме М-11 (Приложение Т). Списание бланков в случае их порчи осуществляется на основании утвержденного специальной  комиссией акта списания.

Информация о дебиторской  задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должника, отражается на счете 007 «Списанная задолженность  неплатежеспособных дебиторов». Дебиторская  задолженность, по которой срок исковой  давности истек, и другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению  руководителя организации либо за счет резерва по сомнительным долгам, либо на финансовые результаты деятельности организации.

Отражение операций по дебету счета 007 производится на основании:

- акта инвентаризации  расчетов с покупателями, поставщиками  и прочими дебиторами и кредиторами  (форма ИНВ-17);

- первичных документов (договоров  и др.);

- приказа руководителя  о списании дебиторской задолженности.

Списывают в убыток на основании  справки бухгалтера в следующих  случаях:

1) по окончании срока  исковой давности;

2) при не поступлении  платежей за поставленные ценности, выполненные работы и услуги.

3) при получении решения  суда о неплатежеспособности  должника.

Но списание задолженности  не является её аннулированием – она  учитывается за балансом в течение  пяти лет с момента списания с  целью наблюдать за возможностью ее взыскания, если имущественное положение  должника изменится в положительную  сторону.

Для того, чтобы у организации было как можно меньше неплатежеспособных дебиторов, прибегают к тому, что какое-либо третье лицо гарантирует своими активами погашение долга дебитором, если последний не уплачивает свой долг. В этом случае есть необходимость вести учет наличия и движения полученных и выданных гарантий в обеспечение обязательств и платежей.

Данный учет ведется за балансом – на счетах 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»  и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». К таким гарантиям  относятся залог, поручительство, задаток, банковская гарантия, которые служат обеспечением обязательств и платежей (в виде письма поручительства третьих  лиц или акта на передачу ценностей  в залог).

Полученные обязательства  учитываются по стоимости обязательства  или стоимости, установленной договором. Если в гарантии не указана точная сумма, то в бухгалтерском учете она принимается исходя из условий договора.

В качестве обеспечения полученных займов, отгруженных товаров, выполненных  работ, оказанных услуг используются, в частности, облигации, векселя, иные ценные бумаги и виды имущества

Рассмотрим последний  из забалансовых счетов, предусмотренных Планом счетов [5], а именно счет 010 «Износ основных средств». На нем учитывается износ объектов основных средств, стоимость которых не амортизируется.

На целый ряд основных средств еще в советское время  решено не начислять амортизацию. Дело в том, что все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо и, следовательно, все они активные.

Некоммерческие организации, включая бюджетные, не показывают на балансе амортизацию потому, что  они вообще не создают новые ценности и, следовательно, как только они  приобретут основные средства, так  сразу в эту минуту у них  этот объект полностью и амортизируется. Поскольку такие организации  не создают доход, то нет возможности  и растягивать процесс списания расходов, которые с доходами и  должны соотноситься.

Износ ежемесячно начисляется  износ исходя из срока полезного  использования каждого объекта  основных средств. Кроме того, износ  начисляется по объектам жилищного  фонда, внешнего благоустройства и  другим аналогичным объектам, продуктивному  скоту, буйволам, волам, оленям, многолетним  насаждениям, не достигшим эксплуатационного  возраста (при условии, что организация  начала их использовать до 1 января 2006 г.).

В заключение данного вопроса, необходимо добавить, что организация  имеет право ввести дополнительные забалансовые счета. В любом случае такое решение должно быть закреплено в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

 

1.4 Актуальные  проблемы в учете на забалансовых счетах

Существует множество  проблем, связанных с ведением забалансового учета в организациях. Рассмотрим некоторые из них:

1. Отсутствие на предприятиях, имеющих дело с забалансовыми ценностями, забалансового учета.

Многие предприятия вообще не ведут учет поступления, движения и расходования ценностей, не принадлежащих  предприятию, что приводит к отсутствию объективной информации при формировании бухгалтерской отчетности. Самые негативные проявления подобного явления - обращение взыскания на имущество, не являющееся собственностью предприятия (например, на основные средства, находящиеся в организации на основании договора аренды), либо предъявление требований по ранее выданным, но не учтенным в надлежащем порядке векселям (при отсутствии финансовых резервов для исполнения обязательств и в самое «неудобное» для предприятия время).

2. Отсутствие первичной  документации по операциям, отражаемым  на забалансовых счетах.

Несмотря на то что забалансовый учет ведется по простой схеме, требования к оформлению первичных документов, являющихся основанием для бухгалтерских записей, определены Законом о бухгалтерском учете. Первичные документы должны содержать необходимые реквизиты и служить основанием для выполнения проводок. Записи на забалансовых счетах не должны выполняться на основании устных распоряжений либо документов, оформленных с нарушением действующего порядка.

3. Отсутствие регистров  накопительного учета на предприятиях, ведущих забалансовый учет.

Из-за того, что метод однократной  записи на забалансовых счетах не влияет на состояние бухгалтерского баланса предприятия, регистры накопительного учета либо отсутствуют, либо представляют собой разрозненные описи.

Необходимо, чтобы забалансовый учет велся в пронумерованных и сброшюрованных книгах, исключающих возможность произвольного внесения или исправления неоформленных надлежащим образом данных. Особенно важным и обоснованным это требование проявляется, например, в отношении учета списанной в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов, так как пятилетний срок, установленный за наблюдением за ними, достаточно продолжителен и требует организации аналитического учета по каждому должнику, каждому списанному в убыток долгу, с указанием сроков возникновения.

4. Отсутствие инвентаризаций  забалансовых ценностей.

Следует помнить о необходимости  разграничения собственных и  забалансовых ценностей и обеспечении учета имущества, не принадлежащего предприятию. Проверить соответствие данных бухгалтерского учета с фактическим наличием ценностей можно только в ходе инвентаризации с составлением отдельных описей на забалансовые ценности.

В заключение отметим, что, несмотря на то что забалансовый учет организуется по простой схеме, с ростом оборотов на забалансовых счетах он может для предприятий определенных отраслей быть сравнимым с балансовым учетом, и во избежание штрафных санкций следует относиться к его организации и ведению так же внимательно, как и к организации учета на балансовых счетах.

В разделе 1 приведена четырехуровневая система законодательно-нормативного регулирования учета на забалансовых счетах.

Дано определение понятию  «забалансовый счет», рассмотрен порядок документального оформления и отражения в соответствующих регистрах бухгалтерского учета операций по учету движения и наличия ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, условных прав и обязательств.

Приведена общая характеристика забалансовых счетов с учетом принципов и особенностей отражения на них соответствующих хозяйственных операций.

Кроме того, рассмотрены  актуальные на сегодняшний день проблемы в области учета на забалансовых счетах.

 2. Учет на забалансовых счетах

2.1 Учет имущества,  не принадлежащего на праве  собственности

Арендованные основные средства

Забалансовый учет арендованных основных средств необходим не только для оперативного контроля за сохранностью полученного в аренду имущества, но и для того, чтобы обосновать в бухгалтерском и налоговом учете текущие расходы по его содержанию. Кроме того, не исключено, что после окончания срока действия договора аренды организация выкупит арендованное имущество.

Организация - арендатор  учитывает арендованные основные средства на счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, указанной в договоре аренды. Аналитический  учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.

Для учета расчетов с арендодателями используется счет 76 "Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами", начисление арендной платы отражается по дебету счетов учета затрат (20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные  расходы", 44 "Расходы на продажу") в корреспонденции со счетом 76.

Информация о работе Учет на забалансовых счетах