Учет материально-производственных запасов готовой продукции и товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов организации, предназначенных для продажи, и является конечным результатом производственного процесса.
Товары также предназначены для продажи, но они не производятся, а приобретаются у других юридических и физических лиц.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. Учет материально-производственных запасов готовой
продукции и товаров ………………………...………………….4
1.1.Материально-производственные запасы …………………..4
1.2. Классификация материально-производственных запасов .6
1.3. Организация складского хозяйства и учет материально-
2. Учет процесса заготовления материально-производственных
Ценностей………………………………………………………...11
2.1 Документация на поступление, перемещение и расход
товарно-материальных ценностей……………………………...13
2.2 Организация складского хозяйства и учет материально-
производственных запасов в местах их хранения……………..15
2.3 Синтетический и аналитический учет материально-
производственных запасов……………………………………...16
2.4 Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей……...27
3. Приобретение и учет материально-производственных ……..
Запасов…………………………………………………………....29
3.1 Документальное оформление поступления
производственных запасов на примере ООО «Надежда»…….29
3.2 Документальное оформление расхода производственных
запасов на примере ООО «Лукоморе»…………………………..30
Заключение ……………………………………………………....32
Список использованной литературы…………………………....33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по БФУ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

  При использовании традиционного варианта учета оприходование материалов отражают по дебету счета 10 «Материалы» с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщикам и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др. в зависимости от каналов поступления материалов и расходов по их доставке в организацию.

  Продажа материалов учитывается по кредиту счета 10 и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» по балансовой стоимости. Одновременно по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражают суммы, причитающиеся организации за материалы с покупателя по договорной цене, в корреспонденции с дебетом счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

       В начале периода, следующего  за периодом образования резерва,  зарезервированная сумма восстанавливается записью по дебету счета 14 и кредиту счета 91. Таким образом, счет 14 по дебету и кредиту корреспондирует только со счетом 91.

       Аналитический учет по счету  14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей» ведется  по каждому резерву. 

       Для учета хозяйственных операций, отражаемых по кредиту счета  10 «Материалы», в сельскохозяйственных  организациях применяют журнал-ордер  № 10-АПК и ведомость учета  материальных ценностей, товаров  и тары. Учет движения материалов  осуществляют и в других регистрах. Так, учет материалов, поступивших от поставщиков, в корреспонденции со счетом 60 отражают в журнале-ордере № 6-АПК, приобретенных подотчетными лицами в корреспонденции с кредитом счета 71 — в журнале-ордере №7-АПК; при использовании счетов 15 и 16 —в журнале-ордере № 6-АПК (заготовки) и журнале-ордере № 10-АПК.

       Стоимость поступивших материалов  по учетным ценам, суммы отклонений  их фактической себестоимости  от оценки по учетным ценам,  по субсчетам или группе материалов  в целом по организации определяют в специальном расчете, размешенном на первой странице ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Во втором разделе этой ведомости записывают номер склада (фамилию, имя, отчество материально ответственного лица) и учетные группы материалов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, по которым организация считает целесообразным выявлять отклонения от стоимости по учетным ценам. В этом разделе показываются остатки материальных ценностей на начало месяца на складах, у материально ответственных лиц или по группе материалов в учетных ценах и итог по организации в целом. Затем по строкам отражают данные о приходе материалов по учетным ценам, в отдельной строке — их фактическую стоимость приобретения (заготовления) по кредитуемым счетам, используя данные регистров, указанных в первом разделе ведомости.

  Для учета внутреннего оборота предусмотрены графы поступления и расхода по каждому субсчету счета 10 «Материалы».

 В  ведомости определяют итог поступления  по всем учетным группам (складам), но без внутреннего перемещения, с остатком на начало месяца и сумму отклонений фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам.

       Во втором разделе ведомости  отражают остатки по субсчетам  за предшествующий отчетный месяц,  а также данные о расходе  материалов, нефтепродуктов из отчетов материально ответственных лиц в корреспонденции с дебетом счетов затрат на производство и реализацию. После подсчета общей суммы расходов определяют остаток на конец месяца и количество поступивших в текущем месяце материальных ценностей, их стоимость по учетным ценам, рассчитывают процент и суммы соответствующих отклонений. На основе процента отклонений определяют сумму отклонений, относящуюся к израсходованным материалам и подлежащую отнесению на счета по учету затрат на производство и реализацию. Отклонения, приходящиеся на остаток материалов в конце отчетного месяца, учитывают в следующем месяце.

  Таким образом, ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары используется для распределения израсходованных материальных ценностей по направлениям затрат (синтетическим счетам, субсчетам, статьям затрат). В этом регистре определяется фактическая себестоимость материалов, инвентаря по всем субсчетам и дебетуемым счетам в целом по организации. Из него фактическую себестоимость использованных материалов и инвентаря, учитываемых на счете 10 «Материалы», записывают в журнал-ордер № 10-АПК по кредиту счета.

       Общие суммы остатков материалов  и инвентаря по всем складам  и местам хранения на начало  и конец месяца должны соответствовать данным в Главной книге по синтетическому счету 10 «Материалы».

 Для  обобщения информации о наличии  и движении продукции предприятия  предусмотрен активный счет 43 «Готовая  продукция».

       Сельскохозяйственные организации  на счете 43 учитывают движение продукции растениеводства, животноводства и переработки сырья в течение года по плановой себестоимости; разница между фактической и плановой себестоимостью, выявленная по итогам года, списывается на счет продукции в доле, относящейся к остатку соответствующей продукции на конец отчетного года.

  Счет 41 «Товары» предназначен для учета наличия и движения товарно-материальных ценностей, приобретенных для продажи. Он используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность или оказывающими услуги общественного питания.

 В  организациях производственного  направления данный счет применяют  в случаях, когда какие-либо  продукты, материалы или изделия  покупают специально для перепродажи.  Снабженческие, сбытовые, торговые  организации на счете 41 «Товары» учитывают также тару покупную и собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных и хозяйственных нужд, учитываемой на счете 01 «Основные средства» или 10 «Материалы»).

  Товары, принятые на комиссию, учитывают на специальном забалансовом счете 004.

 Счет 41 «Товары» в сельскохозяйственных  организациях может иметь следующие  субсчета:

41/1 «Товары  на складах»;

41/2 «Товары  в розничной торговле»; 

41/3 «Тара  под товаром и порожняя»; 

41/4 «Покупные  изделия».

  Товары на счете 41 учитывают по покупным или продажным ценам. При учете товаров по продажным ценам скидки и накидки учитываются обособленно на счете 42 «Торговая наценка». Суммы торговой наценки по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, недостачи, порчи и т. п. сторнируются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счетов 90 «Продажи», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 44 «Расходы на продажу», 41 «Товары» на остаток товаров на конец месяца по продажным ценам на основании инвентаризационных описей.

  Оприходование товаров на склад и тары отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 42 «Торговая наценка» (при учете товаров по продажным ценам).

 Отпущенные (отгруженные) покупателям товары, за которые предъявлены расчетные  документы, списывают со счета  41 в дебет счета 90 «Продажи». 

       Аналитический учет по счету  41 «Товары» ведут по ответственным  лицам, наименованиям (сортам, партиям) и местам хранения товаров.

 Расходы,  связанные с продажей продукции,  товаров, а также работ и  услуг, учитывают по дебету  счета 44 «Расходы на продажу», часть которых, относящуюся к  проданным товарам, списывают  по кредиту счета 44 в дебет счета 90 «Продажи», то есть относят на себестоимость продаж.

  Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» осуществляют по видам и статьям расходов: упаковка, затаривание, погрузка в автомобили, вагоны, суда; содержание складских помещений; расходы на рекламу, представительские и другие расходы.

       При использовании счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных  ценностей» поступление товаров  и тары отражают в порядке,  аналогичном учету соответствующих  операций с материалами. 

       Наряду с количественно-суммовым аналитическим учетом применяется сальдовый метод учета материально-производственных запасов.  Суть его состоит в том, что учет наличия и движения запасов на складах и в других местах хранения ведется в карточках или книгах складского учета в количественном выражении. Бухгалтеры проверяют отчеты о движении материальных ценностей в присутствии материально ответственных лиц, а также правильность записей в книгах, карточках складского учета, таксируют данные отчета и переносят остатки на начало следующего месяца в сальдовые ведомости, в которых отражаются количественные остатки по каждому наименованию и их стоимость.

2.4 Учет  инвентаря и хозяйственных принадлежностей

  Для учета наличия и движения инвентаря, инструмента, хозяйственных принадлежностей со сроком полезного использования до 12 мес. независимо от их стоимости в Плане счетов предусмотрен субсчет 11 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Вместе с тем инвентарь и хозяйственные принадлежности могут также отражаться на счете 01. Поэтому руководство организации принимает решение, какие средства труда на каком счете учитывать, что фиксируется в учетной политике. При выборе счетов основным критерием является срок службы названных объектов.

 Инвентарь  и хозяйственные принадлежности  объединяют в следующие группы:

1.пресс-формы и подобные им предметы, используемые для выполнения только одного индивидуального заказа или производства определенных изделий (изготовления деталей и узлов, сборки и испытания изделий в целом и т. п.);

2.инструменты и приспособления общего назначения — режущий, абразивный, слесарно-монтажный и подобный им инструмент, измерительные приборы и/или приспособления, которые имеют универсальное применение и употребляются при изготовлении различных видов продукции;

3.технологическая тара, используемая непосредственно в технологическом процессе (ящики, коробки, фляги и бидоны, бочки, контейнеры для транспортировки продукции и деталей, поддоны и т. п.);

4.производственный  инвентарь; 

5.хозяйственный инвентарь (столовая посуда и столовые принадлежности, инвентарь для социально-культурных мероприятий, спортивный и туристский инвентарь, брезент и др.);

6.приборы,  средства автоматизации и лабораторное  оборудование;

7.специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления — комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы и т. п.;

8.постельные принадлежности — матрацы, подушки, одеяла, простыни, наволочки, полотенца и т. п.;

9.прочий  инвентарь и хозяйственные принадлежности.

 Инвентарь  и хозяйственные принадлежности  считаются находящимися в эксплуатации  с момента их отпуска со  склада организации (подразделения)  для нужд производства (под отчет  материально ответственным лицам, непосредственно на рабочее место и т. п.). Как на складах, так и в эксплуатации они должны закрепляться за лицами, ответственными за их сохранность. Материальная ответственность за необеспечение сохранности данного вида имущества определяется в соответствии с действующим законодательством и утвержденным в организации порядком.

  Инвентаризация материально-производственных запасов проводится в целях проверки и документального подтверждения их наличия, состояния и оценки. В обязательном порядке ее осуществляют перед составлением годового отчета, при смене материально ответственных лиц, при фактах хищения, порче имущества и в некоторых других случаях. Инвентаризация проводится комиссией, назначенной приказом (письменным распоряжением) руководителя организации.

  Проверка осуществляется по местам хранения и материально ответственным лицам, следующим образом.

       До начала инвентаризации у  материально ответственного лица  берут расписку о том, что  первичные учетные документы  по приходу и расходу материальных  ценностей сданы им в бухгалтерию или переданы комиссии, что у него нет неоприходованных или не списанных в расход ценностей.

  В ходе инвентаризации определяется наличие материально-производственных запасов путем пересчета, взвешивания, обмера при непосредственном участии материально ответственного лица и всех членов комиссии. Инвентаризационные описи составляются в двух экземплярах шариковой ручкой, четко, ясно, без помарок и подчисток. Наименования проверяемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в бухгалтерском учете, с указанием вида, группы, сорта и других характеристик.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов готовой продукции и товаров