Учет кассовых и банковских операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методики бухгалтерского учета кассовых и банковских операций на примере ООО «Упак Трейд»
Для решения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи:
исследовать сущность денег, их функции и значение в финансово-хозяйственной деятельности организаций;
рассмотреть денежные средства в наличных и безналичных расчетах организаций;
изучить нормативно-правовое обеспечение учета кассовых и банковских операций;
рассмотреть порядок документального оформления и учета кассовых и банковских операций;
исследовать статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств организации.

Работа содержит 1 файл

Бух учет. курсовая.docx

— 118.14 Кб (Скачать)

Подотчетные лица могут использовать в расчетах денежные средства, полученные под отчет посредством зачисления на карт-счет с выдачей корпоративной банковской карточки либо денег с личной карточки.

Порядок проведения инвентаризации кассы регулируют:

  • Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (в ред. от 22.04.2010 № 50)

Внезапная инвентаризация кассы  проводится в сроки, установленные  руководителем предприятия, но не реже одного раза в квартал. При этом полистно (поштучно) пересчитываются находящиеся  в кассе наличные деньги, ценные бумаги, бланки строгой отчетности.

Инвентаризация денежных средств проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности – не ранее 1 декабря.

Также инвентаризация кассы проводится:

  • при купле-продаже активов как имущественных комплексов, при передаче активов организации в аренду (лизинг) и безвозмездное пользование, при передаче активов по решению уполномоченных органов управления – на дату, определенную в соответствующем договоре;
  • при передаче предприятий как имущественных комплексов – на дату, установленную решением собственником или уполномоченным органов управления;
  • при смене руководителя и (или) материально ответственного лица (МОЛ) – на день приема-передаче дел;
  • в случае реорганизации или ликвидации организации – перед составлением разделительного (ликвидационного) баланса, если иное не установлено законодательством.

Большая часть расчетов между  предприятиями в процессе их хозяйственной  деятельности осуществляется безналичным  путем, т.е. перечислением денежных средств со счета плательщика  на счет получателя. Посредником в  этих расчетах является банк. В соответствии со ст.231 Банковского кодекса под  расчетами в безналичной форме  понимаются расчеты между физическими  и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или  небанковскую кредитно– финансовую организацию, его(ее)филиал(отделение) в безналичном порядке.

Выделяют  следующие принципы организации  безналичных расчетов на предприятии:

  • денежные средства хозяйствующих субъектов подлежат обязательному хранению на расчетных, текущих других счетах в банках других кредитных учреждениях.
  • денежные расчеты и платежи предприятия совершают главным образом через кредитные учреждения(банки) другие кредитные учреждения в безналичном порядке по утвержденным формам документов.
  • платежи с покупателями за ТМЦ и услуги производятся после отгрузки товара оказания услуг( одновременно)
  • расчеты за товары и услуги производятся как правило с согласия плательщика (акцепт)
  • платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на расчете плательщика
  • зачисление средств на счет получателя производится, как правило, после стирания соответствующих сумм со счета плательщика

Безналичные расчеты классифицируются по ряду признаков:

1. По экономическому характеру  платежа-  за товары и услуги  и по нетоварным операциям  (платежи в бюджет, банку по  ссудам и процентам, штрафы  и др.)

2. По месту проведения  расчетов –внутриреспубликанские  и межгосударственные. Внутриреспубликанские  подразделяются на одногородние  и иногородние.

3.По виду платежа: а)гарантированные,  обеспечивающие гарантию платежа  за счет бронирования средств  на отдельном счете; б)негарантированные;  в)расчеты путем списания средств  со счета или путем зачета  взаимных требований; г)расчеты с  отсрочкой платежа.

Операции по безналичным  расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам.

Для проведения расчетов каждое предприятиеоткрывает в банке счет для хранения свободных денежных средств и производства расчетов. Предприятия  заключают с банком договор текущего (расчетного) банковского  счета. Конкретный порядок открытия счетов и необходимые для этого  документы закреплены Правилами  открытия банками счетов клиентам в  Республике Беларусь, которые утверждены постановлением Правления Национального  Банка Республики Беларусь 03 апреля 2009№40.

Для открытия банковских счетов предприятиям    в банк необходимо представить следующие документы:

  • заявление на открытие счета, которое заполняется в банке.
  • копию устава со штампом о проведении государственной регистрации.
  • карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов , и оттиска печати. Дополнительно банк может потребовать документы, подтверждающие статус руководителя, главного бухгалтера коммерческой организации. Это могут быть протоколы о назначении на должность руководителя, приказы о вступлении в должность, о принятии на должность, трудовые контракты. В  случае  замены  или  дополнения  хотя бы одной подписи в карточке  владельца  счета представляется новая карточка с образцами подписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи.

Кроме вышеназванных документов, в случае использования системы  «клиент-банк» (организации операций по расчетному счету с использованием электронных расчетных документов), предприятию необходимо предоставить в обслуживающий банк карточку открытого  ключа проверки подписи, которая  должна быть удостоверена подписью и  печатью владельца личного ключа  подписи.

При переоформлении счетов в связи с реорганизацией организации  представляются такие же документы, как и при открытии счета.

В случае внесения изменений  и дополнений в учредительные  документы необходимо предоставить в банк копии новых учредительных  документов либо копии изменений (дополнений) к ним, удостоверенные нотариально  либо регистрирующим органом.

Текущие и другие счета  организаций и их обособленных структурных  подразделений закрываются при  условии, что на них не наложен  арест, отсутствуют предписания  и претензии к счету, отсутствует  задолженность Фонду социальной защиты населения в следующих  случаях:

  • по собственному заявлению владельца счета в сроки, согласованные с обслуживающим банком;
  • в случае не предоставления в  месячный  срок копии новых учредительных    документов,  установленных  законодательством   для владельца    счета,  свидетельства  о  государственной   регистрации (перерегистрации),  а  также  новой  карточки с образцами подписей и оттиска  печати  при  изменении  лиц,  имеющих  право   распоряжения счетом;
  • при  ликвидации  предприятия после  завершения  работы  ликвидационной комиссии;
  • при  отсутствии  средств на счете в течение трех месяцев, по  карт-счетам  и  специальным  счетам  для  хранения  купленной на внутреннем  валютном  рынке  иностранной валюты - до одного года (не включая срока наложения ареста на счет);
  • при отсутствии записей по счету в течение трех месяцев, по  карт-счетам  и  специальным  счетам  для  хранения  купленной на внутреннем  валютном  рынке  иностранной валюты - до одного года (не включая  срока  наложения  ареста на счет).
  • в случае отмены  уполномоченными  органами  решения   о государственной регистрации предприятия;

Счета  закрываются  также  при  переходе владельца счета  на обслуживание  в  другой  банк в сроки, согласованные между  банками и владельцем  счета.

Движение по расчетному счету  отражает деловую активность организации. Поступления денежных средств на расчетный счет в основном формируются  за счет выручки от реализации  работ, услуг. Денежные средства могут поступать  в виде целевого финансирования местных  и республиканских органов власти, кредитов и займов других организаций  и др.

Безналичные расчеты осуществляются с использованием различных форм. Наиболее часто используемыми формами безналичных расчетов являются:

    • расчетыплатежными поручениями;
    • расчеты чеками;
    • расчеты по аккредитиву;
    • расчеты по инкассо.

Использование той или  иной формы безналичных расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств.

При расчетах пластиковыми карточками вместо расчетных документов используется специальная карточка.

На практике основным платежным  инструментом,используемым во внутриреспубликанских  безналичных платежах , является платежное  поручение.

Переводы через банк платежными поручениями применяются для  платежей за товары, выполненные работы и оказанные услуги, для перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, для возврата или размещения кредитов и депозитов, а также для уплаты процентов по ним.

Платежное требование является инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику  об уплате определенной суммы денежных средств через банк. Платежные требования бывают с акцептом и без акцепта. Платежное требование с  акцептом используется при расчетах за отгруженные товары и устанавливается в договоре между бенефициаром и плательщиком о предварительном согласии плательщика.   Безакцептная форма расчетов используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке. Действующими нормативными документами установлено, что платежные требования оплачиваются в основном с предварительным акцептом, срок которого составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк плательщика.

Платежные требование-поручение  – расчетный документ, содержащий требование поручение средств к  плательщику оплатить на основании  направленных ему, минуя обслуживающий  банк, расчетного, отгрузочных и  других документов,  предусмотренных  договором, стоимость поставленного  по договору товара, произвести платежи по другим операциям.

Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной  формы и вместе с отгрузочным  и другим предусмотренным договором  документами направляются непосредственно  плательщику. Первый экземпляр требования-поручения  должен быть оформлен подписями и  оттиском печати получателя средств.

Плательщик при согласии оплатить требование-поручение представляет его в обслуживающий банк в 3 экземплярах. Первый и второй экземпляр должны быть заверены подписями должностных  лиц и оттиском печати плательщика  согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика  и плательщиком, в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя  представляет в пользу получателя средств  против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.

Аккредитив может быть отзывным и безотзывным.

Под расчетами чеками понимаются расчеты, при которых плательщик (чекодатель) выписывает получателю платежа  чек для последующего предъявления его к оплате в банк чекодателя и получения по нему денежных средств  с указанного в чеке счета плательщика. Для получения по нему денежных средств  с указанного в чеке счета плательщика. Для получения акцепта банка-плательщика  по чеку. При этом сама выдача чека не погашает обязательства плательщика по платежу до момента платежа по чеку. 

В Республике Беларусь возможны расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками.

Согласно действующим  нормативным документам юридические  и физические лица могут осуществлять безналичные расчеты и другие операции с использованием банковских карточек внутриреспубликанских, международных  и других платежных систем. В настоящее  время системами действующими на территории Республики Беларусь, с  владельцами которых банки в  праве заключать договоры, является внутренняя система «БелКарт», Международные  системы «EUROPAY/MASTERCARD», «VISA», «UnionCard», «DinersClub», «JCB», Международная частная система АО банк «SNORAS», а так же Внутренние частные системы «Нефтекарт», ОАО «Белвнешэкономбанк. Банковская пластиковая карточка  - персонифицированное либо не персонифицированное средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления иных операций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

В зависимости от того, кто  является владельцем карт-счета выделяют следующие виды карточек:

  • личная карточка – карточка, с использованием которой производятся операции по карт-счету на основании договора карт-счета с физическим лицом-клиентом или доверенности физического лица-клиента;
  • корпоративная карточка – карточка, которая позволяет ее держателю производить операции по карт-счету на основании договора карт-счета с юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем – клиентом и доверенности клиента при наличии трудового договора между держателем карточки и клиентом.

В настоящее время банковские карточки разрешено применять при  следующих безналичных расчетных  операциях:

Информация о работе Учет кассовых и банковских операций