Учет и планирование затрат в системе директ-костинг

Автор: Александр Рыбин, 07 Октября 2010 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия постоянно необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость. Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
В современных условиях успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:
1) затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;
2) информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;
3) знание себестоимости необходимо для определения сальдо материальных счетов на конец отчетного периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СЕБЕСТОИМОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ УЧЕТА 5
2. УЧЕТ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ "ДИРЕКТ-КОСТИНГ" 8
2.1. Учет по видам затрат 9
2.2. Учет по местам возникновения затрат 10
2.3. Учет по носителям затрат
(калькулирование себестоимости единицы изделия) 10
2.4. Учет результатов по носителям затрат 11
2.5. Учет результатов за период 13
2.6. Многоступенчатый учет сумм покрытия по системе 13
"директ-костинг"
ПРИМЕРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДА "ДИРЕКТ-КОСТИНГ" 16
3.1. Принятие специального заказа 16
3.2. Снятие продукта с производства 18
3.3. Выбор ассортимента при наличии
ограничивающих факторов 20
3.4. Производить или покупать 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Учет и планирование затрат в системе директ-костинг.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

    Постоянные  затраты предприятия это остаток  расходов, который нельзя распределить между специфическими калькуляционными объектами. Например, расходы на управление.

      В результате ступенчатого построения  учета покрытия постоянных затрат улучшается подход к анализу структуры результата (прибыли) предприятия. Можно узнать вносит ли конкретный продукт «вклад» и какой именно в покрытие обусловленных им расходов и далее в покрытие общих постоянных затрат и в формирование прибыли. Он поставляет исчерпывающую информацию для решений о выборе ассортимента, снятия с производства устаревшей продукции и подготовки к производству новых изделий.

    Таким образом, данное деление позволяет  решить множество проблем и является довольно удобным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. ПРИМЕРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

МЕТОДА "ДИРЕКТ-КОСТИНГ" 

    Существует  несколько типичных ситуаций в которых использование "директ-костинг" может предоставить полезную информацию для принятия решений. При их анализе необходимо проделать следующие шаги:

    1. Разделить затраты на переменные и постоянные.

    2. Проверить, что постоянные издержки останутся неизменными в данном периоде.

    3. Подсчитать вклад каждого варианта в сумму покрытия постоянных издержек.

    4. Проверить есть ли ограничивающие факторы, если да, то подсчитать брутто-прибыль на единицу ограничивающего фактора.

    5. Выбрать вариант, с максимальным вкладом в сумму покрытия постоянных издержек. (10; стр.198) 

    3.1. Принятие специального заказа 

      Под принятием специального заказа понимается принятие или отклонение такого заказа, который загрузит неиспользуемые в данный момент мощности, но он доступен только если будет установлена цена ниже обычной рыночной цены. Процедура принятия решения в такой ситуации показана в следующем примере:

    Компания  производит и продает фруктовый напиток. Цена одной банки              20 рублей. Текущий объем выпуска составляет 400000 банок в месяц, при этом загружены только 80% производственных мощностей. У компании есть возможность загрузить оставшиеся 20% мощностей, если они будут продавать свой напиток сети супермаркетов по 13 рублей за банку, а те в свою очередь будут продавать этот напиток под своей «маркой».

    Общие затраты за последний месяц составили 56000 рублей, из которых 16000 рублей являются постоянными затратами.

    Стоит ли Компании принимать предложение сети супермаркетов?

    Решение:

    Ситуация  на данный момент следующая: 

    Расчет  прибыли по исходным данным.

                          

    Предположим, что постоянные затраты останутся неизменными, тогда специальный заказ даст следующую брутто-прибыль, то есть окажет следующий вклад в покрытие постоянных расходов: 

    Расчет  брутто-прибыли специального заказа

    

     

      Существует также несколько дополнительных факторов, которые необходимо принять во внимание, прежде чем принять решение:

  1. Приведет ли принятие специального заказа к тому, что другие клиенты потребуют снижения цены?
  2. Является ли этот заказ самым прибыльным видом использования незагруженных мощностей?
  3. Не займет ли этот заказ мощности, которые нам могут потребоваться в ближайшем будущем для выпуска продукции по полной цене?
  4. Точно ли то, что постоянные затраты останутся неизменными?

    Если  эти факторы не препятствуют принятию решения, то, хотя цена 13 рублей за банку и ниже себестоимости исчисленной по полным затратам (56000:400000=0.14), 14 рублей на банку, дополнительная продукция производит сумму покрытия 3000 рублей. Что означает – данная продукция покрывает большую часть постоянных затрат, которые пошли на ее производство (всего эти затраты составляют 3200). Поэтому принять предложение сети супермаркетов будет выгодно.

      Данный принцип широко используется, например, в отелях и на железных дорогах или авиалиниях, когда в межсезонье снижают цены на услуги для привлечения клиентов. 

3.2. Снятие продукта с производства 

    Если  компания производит несколько видов  продукции и один из них становится неприбыльным, то руководство компании может принять решение о снятии его с производства.

      Компания производит три вида продуктов, по которым имеются следующие данные: 

      Исходные  данные

    

     

      Общие издержки подразделяются на постоянные и переменные в соотношении 1:2.

      Дирекция компании решила, что  продукт А убыточен, так как  он дает наименьшую прибыль, а потому его и следует снять с производства. Правильно ли это решение и какие еще факторы должны быть учтены при принятии решения?

    Решение:

    Для начала рассчитаем постоянные затраты:

    1:3(36000)+1:3(3,000)+1:3(3,000)=36000

    Теперь  посмотрим, как будет выглядеть эта ситуация с позиций "директ-костинг"

    Расчет  чистой прибыли методом "директ-костинг"

       

      Отсюда мы видим, что продукт А приносит нам 8000 руб. в сумму покрытия постоянных расходов. И если мы снимем его с производства, то картина будет следующая: 

    Расчет  чистой прибыли после снятия с производства продукта С.

    

 

      Таким образом, сняв с производства продукт А, мы потеряем не 4000 руб. как предполагалось, а 8000 руб., которые являются брутто-прибылью данного продукта. Кроме этого надо учесть два фактора:

    1. Хотя продукт А и приносит брутто-прибыль, она невелика, поэтому надо рассмотреть варианты его замены на более прибыльный продукт, если таковые имеются.

    2. В приведенном примере было сделано допущение, что постоянные расходы не изменятся после снятия продукта с производства. Если же при его снятии, сократятся и постоянные расходы, идущие на его производство, то компания теряет только 4000руб. и такое снятие может оказаться выгодным. Однако подобное развитие событий маловероятно. 

      В данном примере продукт А  приносит хоть и маленькую, но прибыль, поэтому его не стоит снимать с производства, если не имеется более благоприятных вариантов, на которые можно было бы его заменить. Но порой бывает, что даже товар, приносящий убыток (если производить учет по полным затратам), невыгодно снять с производства, так как убытки возрастут. Это происходит в ситуации, когда цена товара ниже полных затрат на его производство, но выше переменных затрат. Тогда часть постоянных затрат покрывается. В то время как при снятии этого продукта с производства постоянные затраты будут непокрыты вообще (при условии, что мы не можем сразу продать оборудование), а значит и убыток будет больше. Такие ситуации бывают во время кризисов производства. Когда предприятие не может произвести быстрого переоборудования или найти более прибыльные варианты производства на старом оборудовании. Иногда же предприятие намеренно занижает цены, что они покрывают лишь часть постоянных затрат. Политика продажи по таким ценам вполне возможна, например, при острой неблагоприятной конкурентной ситуации, а также на начальной стадии производства нового товара. Первоначальные постоянные затраты на единицу продукции могут быть несоразмерно высоки из-за недостаточного объема производства. По мере накопления опыта и роста продаж затраты на единицу изделия будут уменьшаться, и оно станет рентабельным. Таким образом, метод "директ-костинг" дает возможность определить минимальную цену краткосрочных продаж. 

    3.3. Выбор ассортимента при наличии ограничивающих факторов 

      Это вариант, когда компания имеет выбор между несколькими видами продукции, которые она может производить, и где существует один ограничивающий фактор, например:

      Компания может производить четыре  вида продуктов и планирует  производить комбинацию из нескольких возможных видов в следующей период. Предполагаемые цены и прочая информация предоставлена ниже (все данные даны для одной единицы продукции):

    Исходные  данные

    

 

    Затраты ресурсов на единицу продукции представлены в таблице: 

Затраты ресурсов на единицу продукции

и максимальный объем выпуска продукции

    

     

      Какова наиболее выгодная комбинация  при наличии одного из ограничивающих факторов:

  1. Если количество рабочих часов ограниченно до 50000 в один период.
  2. Если сырье ограниченно до 110000 кг в один период.
 

    Решение: 

      Если бы не было ограничивающих факторов, то естественно, следовало бы выбрать продукт, дающий наибольшую брутто-прибыль. Однако, когда, как в данном примере, такие факторы существуют, надо оценивать прибыль на каждую единицу ограничивающего фактора:

     

    Брутто-прибыль  на единицу

      ограничивающего фактора

      

    А) Ограничено количество рабочих часов.

      Чтобы произвести все продукты  по максимуму нам потребуется:

    (5000 х 3)+(5000 х 2)+(5000 х 7)+(5000 х 5)=85000 рабочих часов, в то время как ограничение стоит на 50,000 рабочих часов за период. Следовательно, мы не можем произвести всю возможную продукцию в один период. Поэтому нам нужно осуществить выбор согласно прибыли получаемой за час работы. Отсюда следует, что продукты будут расположены по привлекательности следующим образом B, D, A и наконец C.

    Производство:

    5000 единиц продукта В займет 10000 рабочих часов

    5000 единиц продукта D займет 25000 рабочих часов

    5000 единиц продукта А займет 15000 рабочих часов

    и 0 единиц продукта С составит 50000 доступных часов.

      То есть мы производим по  максимуму наиболее прибыльный  в часовом отношении продукт, и максимально доступное количество единиц других видов продукции в порядке убывания их прибыльности. 

    Б) Ограничено количество сырья.

      Если нам доступно лишь 110000 кг материалов, то мы осуществляем выстраивание продуктов по убыванию их прибыльности аналогично предыдущему варианту. Теперь они расположатся в следующем порядке: С, А, D и В. Что будет совершенно противоположно первому варианту.

      Когда количество сырья ограничено, оптимальная комбинация будет  выглядеть следующим образом:

    5000 единиц продукта С займет 50000 кг сырья

    5000 единиц продукта А займет 30000 кг сырья

    5000 единиц продукта D займет 20000 кг сырья

    и 0 единиц продукта В составит 110000 кг доступного нам сырья.

      Использованный выше процесс  максимизации прибыли на единицу  ограничивающего фактора может быть использован только тогда, когда существует лишь один ограничивающий фактор. Если в наличии имеется несколько ограничивающих факторов, то для нахождения оптимальной комбинации придется использовать линейное программирование. В случае же, когда ограничивающих факторов не обнаружено, надо пользоваться общим правилом выбора альтернативы, максимизирующей брутто-прибыль на один рубль проданной продукции. 

3.4. Производить или покупать 

      Часто руководители предприятий  сталкиваются с проблемой, когда  определенный продукт или компонент, необходимый в дальнейшем производстве может быть произведен или закуплен у другого предприятия. Если не брать во внимание технические моменты, то решение обычно основывается на анализе затрат на покупку и производство. В общем случае сравнение идет между переменными затратами на создание продукта и ценой его покупки, например: 

      Фирма производит Элемент ВК и затраты на производство одной единицы при общем выпуске 50000 штук следующие: 

Информация о работе Учет и планирование затрат в системе директ-костинг