Учет и контроль денежных средств на счетах в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….2
2.Принципы организации учета денежных средств……………….3
3.Задача учета денежных средств …………………………………..6
4.Безналичные расчеты ……………………………………………….7
5.Принципы организации безналичных расчетов …………………7
6.Нормативно-правовая база…………………………………………11
7.Учет операций по расчетному счету ……………………………..12
8.Учет операций по валютному счету………………………………19
9.Учет денежных средств на специальных счетах в панках и переводов в пути……………………………………………………..24
10.Заключение……………………………………………………..37
11.Содержание ……………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 78.40 Кб (Скачать)

    ■  ответственность участников расчетов.

Главным регулирующим органом платежной системы является Банк России, которым установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов.

    Второй  принцип – осуществление расчётов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчётов. Безналичные расчёты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счёт. Для расчётного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счёта – самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст.30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платёжных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

    Третий  принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путём получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

    Четвёртый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платёж. Данный принцип реализуется путём применения:

    либо  соответствующего платёжного инструмента (чека, простого векселя, платёжного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

    либо  специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платёжных требований-поручений, платёжных требований, переводных векселей).

    Вместе  с тем законодательством предусмотрены  случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей  и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

    Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств.  Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счёт платежей  покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счёте к платежному кризису.    Обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений  служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода – времени выполнения банками услуг по проведению расчётных операций.  

    Шестой  принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчётов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения – подразделяется на предварительный, текущий, последующий и внешний контроль.

    Седьмой принцип - их имущественной ответственности за несоблюдение  договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчётов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

  1. Нормативно-правовая база.

    Основными нормативными документами по учету  денежных средств, расчетов  являются:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I-II.
  2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года  № 129-ФЗ О бухгалтерском учете (по состоянию на октябрь 2010 г.в ред. фз № 183-ФЗ от 03.11.2006; №261-ФЗ от 23.11.2009; №243-ФЗ от 28.09.2010)
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34н (24.03.2000г).
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.(в ред.приказом Минфина РФ от 07.05.2003, №38-Н, от 18.09.2006 №115-Н)
  5. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000г. № 60-н.

    Учет  денежных средств  регулируется следующими нормативными документами:

  1. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н (ПБУ 3/2000).
  2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
  3. Положение "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Утверждено Центробанком РФ 12.04.2001г. № 2-п (изм. от 06.11.2001г.)
  4. "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации". Инструкция Центробанка РФ от 04.10.93 г. № 18. (ред. от 26.02.96г.)
  5. "Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ". Приказ Центробанка РФ от 05.01.98 г. № 14-П.
  6. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 529.
  7. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Утверждено ЦБ РФ № 14-П от 05.01.98г. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У, 
    от 31.10.2002 N 1201-У)
 
  1.  Учет операций по расчетному счету.

  В соответствии с Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" каждое предприятие вправе открывать в любом учреждении банка расчетный счет и другие счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Расчетные счета открываются предприятиям, имеющим статус юридического лица и находящимся на самостоятельном балансе.

 Порядок открытия расчетного счета регламентирован  инструкцией Центрального банка Российской Федерации, в соответствии с которой, каждой организацией может быть открыт расчетный счет в одном или нескольких банках по его выбору. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных счетов. Для их открытия в банк предоставляются следующие документы:

  1. заявление на открытие счета;
  2. копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
  3. нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации предприятия;
  4. карточка с образцами подписей распорядителей кредитов (руководитель предприятия и главный бухгалтер), оттиском печати предприятия, заверенной нотариусом в двух экземплярах;
  5. справки о постановке на учет (налоговой инспекции, пенсионного фонда, органов социального страхования и обеспечения).

    Основным  документом, определяющим отношения  между банком и клиентом при осуществлении операций между банком и клиентом при осуществлении операций по безналичным расчетам, является договор банковского счета.

    В договоре банковского счета определяются обязанности банка и клиента, порядок расчетов с клиентом, ответственность сторон за обеспечение тайны по банковским операциям, указываются реквизиты сторон.

    Сведения  о расчетных счетах, открытых в  различных кредитных организациях, сообщаются в налоговую инспекцию как обслуживающими банками, так и самой организацией. Однако погашение задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды осуществляется только с одного расчетного счета, который организация указывает по собственному усмотрению.

     Закрывают расчетные счета по решению собственника имущества организации или по решению суда. Так расчетные счета  могут быть закрыты при признании  организации банкротом, при принятии решения о запрете деятельности данного юридического лица и в других случаях, предусмотренных законодательством.  

     После открытия расчетного счета банк присваивает  ему определенный номер, который  указывается во всех расчетно-платежных  документах, передаваемых в банк. На расчетном счете сосредотачиваются денежные средства, зачисленные в форме выручки от реализации продукции, банковских кредитов и прочих поступлений. С расчетного счета производятся перечисления поставщикам за продукцию, финансовым органам, различным кредиторам, погашаются банковские кредиты, а также выдаются наличные для выдачи заработной платы и других расходов. Выдачу денег или безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет с согласия владельца расчетного счета. Однако, в определенных случаях, законодательством предусмотрено списание денежных средств с расчетного счета в бесспорном порядке (взыскание просроченных платежей в бюджет, по исполнительным листам, приказом государственного арбитража), банк может списать проценты за пользование кредитом, проценты по просроченным ссудам, плату за расчетно-кассовое обслуживание.

    Прием и выдачу наличных денег, безналичные  платежи банк осуществляет на основании  первичных документов установленной  формы.

     1.Объявление на взнос наличными является основанием на внесение наличных денежных средств на расчетный счет из кассы.

    2. Чек (денежный) является основанием для получения

     денежных  средств с расчетного счета. Хранятся чеки в кассе в сброшюрованной чековой книжке. Чековые книжки выдаются банком, обслуживающим предприятие. Выписывается чек в одном экземпляре. Денежные чеки подписываются руководителем, главным бухгалтером и заверяются печатью предприятия.

    3. Платежное поручение – это приказ банку о перечислении указанной суммы по соответствующему адресу. Выписывается оно в четырех экземплярах машинописным текстом. Первый экземпляр подписывается руководителем, главным бухгалтером и заверяется печатью.

    4. Платежное требование-поручение – это требование поставщика покупателю оплатить стоимость отправленной по договору поставки продукции, работ, услуг. Записывается в четырех экземплярах машинописным текстом.

    По  действующему законодательству  банк обязан осуществлять операцию по счету  не позже следующего опирационного дня после получения соответствующего платежного документа. Для обобщения информации о наличии движений денежных средств в валюте РA на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организация предназначен счет 51 «Расчетный счет». Для учета денежных средств на этих счетах к счету 51 «Расчетный счет» открываются соответствующие субсчета:

51-1 «Расчетный  счет в … банке»;

51-2 «Расчетный  счет в … банке » и т.д.  по каждому открытому расчетному  счету.

    Счет 51- активный, инвентарный. По дебету счета 51 отражается зачисление денежных средств на расчетные счета, по кредиту счета – все платежи, осуществляющие с расчетного счета, а также выдача наличных денег в кассу организации. Дебетовое сальдо по счету 51 показывает остаток денежных средств на расчетных счетах на соответствующую дату.  (Таблица 1)

    Отражение операций по счету 51 организация осуществляет на основании выписки из расчетного счета, поступающей от кредитной  организации. Выписка представляет собой второй экземпляр лицевого счета организации, открытой ей кредитной  организацией. В ней показывается остаток на начало периода, движение за отчетный период с разбивкой по каждой операции и конечный остаток. Выписка с расчетного счета является регистром аналитического учета операций по расчетному счету. К ней прилагаются все расчетные документы, по которым производится зачисление и списание сумм. Полученные выписки с приложенными документами в бухгалтерии подвергаются тщательной проверке. На полях проверенной выписки проставляются коды счетов, которые корреспондируют со счетом 51. Выписки из расчетного счета служат основанием для учетных записей по синтетическому счету 51 "Расчетный счет".

Информация о работе Учет и контроль денежных средств на счетах в банке