Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:48, дипломная работа
Затраты - весьма обширная экономическая категория, к определению которой существует множество различных подходов. При этом в экономической литературе и на практике наряду с термином "затраты" используются и такие как "расходы", "издержки". Многие авторы считают их синонимами и не делают различий между этими понятиями. Однако определение сущности этих понятий имеет значение для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, экономичности производственного процесса, его прибыльности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ 6
1.1. Понятие и классификация затрат на производство продукции 6
1.2. Нормативное регулирование учета и аудита затрат на производство 18
1.3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции 20
1.4. Методика аудита затрат на производство продукции 26
2. ОЦЕНКА СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО "" 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 36
2.2. Анализ организации учета затрат на производство продукции 43
2.3. Составление плана и программы аудиторской проверки 47
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ООО "" 59
3.1. Результаты аудиторской проверки затрат на производство продукции 59
3.2. Предложения по совершенствованию учета затрат на производство продукции 66
3.3. Рекомендации по совершенствованию управления затратами на производство продукции 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Следующим этапом аудиторской проверки является проверка распределения затрат на обслуживание производства и управление. При этом косвенные расходы, учитываемые на счетах 25, 26, распределяются на счета основного производства. В соответствии с действующими нормативными документами на счетах учета затрат может формироваться либо полная фактическая себестоимость продукции, либо фактическая производственная себестоимость. Выбор того или иного метода должен быть отражен в учетной политике организации.
Однако вне зависимости от того, что указано в учетной политике, организация должна в конце отчетного периода затраты, учитываемые на счете 25, распределить на счета 20, 23 "Вспомогательные производства". Аналогичным образом должны быть распределены затраты, учитываемые на счете 26. Однако если в учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы списываются непосредственно на счета учета продаж, на счетах затрат формируется фактическая производственная себестоимость (т.е. неполная).
Для проверки потерь
от брака и включения их в себестоимость
произведенной продукции
Далее проверяется правильность исчисления себестоимости незавершенного производства и выпущенной продукции.
При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.
Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе по:
- фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
- прямым статьям затрат;
- стоимости
сырья, материалов и
Используемый метод оценки незавершенного производства должен быть указан в учетной политикой организации.
Стоимость производственной программы (выпущенной продукции) определяется по правилам бухгалтерского учета как суммарные затраты основного производства за отчетный период с учетом абсолютного изменения остатка незавершенного производства относительно начала этого периода без учета возвратных отходов.
После обобщения полученной информации о движении и стоимости готовой продукции проверяются расчеты (калькуляция) фактической производственной себестоимости единицы продукции и всего выпуска за отчетный период.
Аудитор также должен определить расходы на продажу готовой продукции (коммерческие расходы). Учет таких расходов ведется на счете 44 "Расходы на продажу". При этом расходы, связанные с коммерческим продвижением товарной продукции, подлежат ежемесячному списанию (полностью либо частично) на счета учета реализации продукции (работ, услуг) и в совокупности с определенной полной фактической себестоимостью готовой продукции составляют ее коммерческую стоимость. При частичном списании подлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной и проданной продукции исходя из ее веса, объема, производственной себестоимости, других показателей).
Заключительный этап
Данный этап аудита затрат на производство включает в том числе проверку своевременности проведения инвентаризации незавершенного производства, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета. Если аудитор производит лишь проверку результатов инвентаризации, то этот факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качественной инвентаризации затрат на производство целесообразно провести ее самостоятельно. Затем аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.
Типичными ошибками, которые выявляются в ходе аудита затрат на производство, являются:
- несвоевременное
включение в себестоимость
- несоответствие применяемого метода учета затрат методу, указанному в учетной политике организации;
- неправильная
оценка остатков
- необоснованное
(без документального
Обобщая изложенное, можно охарактеризовать методику аудита затрат на производство как набор инструментов, необходимых аудитору для реализации основной цели и задач проверки данного раздела бухгалтерского учета, в состав которых входят: перечень информационных источников аудита затрат на производство; список системы нормативных документов, используемых при проведении аудита затрат на производство; возможные альтернативные решения отражения в бухгалтерском учете затрат на производство; тесты средств контроля для оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета в части затрат на производство; описание процедур проверки затрат на производство; макеты рабочих аудиторских документов, которые могут быть составлены в ходе аудита затрат на производство.
//////////
Полное наименование коммерческой организации: Общество с ограниченной ответственностью «».
Сокращенное наименование коммерческой организации: ООО «».
Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью. Все участники общества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Главное достоинство общества с ограниченной ответственностью заключается в том, что платежеспособность каждого участника по обязательствам общества ограничена суммой, внесенной им в уставный капитал в соответствии с договором.
Форма собственности: частная.
Время
создания и продолжительность
ООО «» создано в соответствии с ГК РФ, ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими законодательными актами РФ. Общество является коммерческой организацией и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства. Имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование. Общество обладает обособленным имуществом, учитываемом на самостоятельном балансе, является его собственником, и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Участники не имеют обособленных прав на отдельные объекты, входящие в состав имущества Общества, в том числе и на объекты, внесенные в качестве вклада.
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Общество имеет
гражданские права и
Продукция фирмы ООО «» широко известна на рынке России, дизайн продукции постоянно обновляется и разрабатывается штатными дизайнерами. В ассортимент общества входит: каминные решетки и принадлежности, оконные решетки, ограждения, лестницы, балконы, калитки, люстры, ворота, фонари, перила, мебель и др. аксессуары
Как и многие другие компании, ООО «» использует различные виды продвижения товара, такие как: реклама, участие в различных выставках, как в Москве, так и в других городах России, стимулирование сбыта, персональные продажи.
Структура управления ООО «» представляет собой централизованную систему (рис.2.1).
/////////
Рис.2.1. Организационная структура ООО «»
Генеральный директор организует систему управления и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивает координацию деятельности функциональных служб предприятия. Бухгалтерия ведет бухгалтерский, управленческий и налоговый учет в соответствии с законами и нормативными актами. Отдел закупок обеспечивает предприятие необходимыми поставками сырья и материалов. Отдел реализации продукции отвечает за реализацию продукции предприятия. Производственный отдел занимается непосредственно производством продукции.
Структура управления
имеет вид линейно –
Достоинствами данной структуры управления являются:
- централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации;
- функциональная специализация и опыт, более компетентное принятие решений;
- высокая эффективность
при небольшом разнообразии
- высокий уровень
использования мощностей и
- увязка интересов всего персонала.
Недостатками являются:
- возникновение
проблем межфункциональной
- недостаточная
компетентность отдельных
- увеличение времени для принятия управленческих решений из-за необходимости их согласования;
- малая инициатива на подчиненных уровнях;
- недостаточная реакция на изменения рынка.
По данным бухгалтерской отчетности ООО «» за 2007-2008гг. (Приложение 2-5) проведем экспресс-анализ финансового состояния организации. Основные экономические показатели деятельности ООО «» за 2007 – 2008 гг. представлены в табл.2.1.
Таблица 2.1
Основные экономические показатели деятельности ООО «» за 2007-2008гг.
Показатели |
2007г. |
2008г. |
Изменения | |
Абсолютные |
Темп роста, % | |||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
||||
Численность персонала, чел. |
||||
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
||||
Затраты на 1 руб. реализации, руб. |
||||
Валовая прибыль, тыс.руб. |
||||
Чистая прибыль (убыток), тыс.руб. |
||||
Рентабельность продаж, % |
||||
Чистая рентабельность, % |
||||
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс.руб. |
||||
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. |
||||
Оборачиваемость оборотных активов, об. |
||||
Фондоотдача, руб. |
Как показывают данные табл.2.1, объем выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг ООО «» за 2007-2008гг. вырос на 57819 тыс.руб. или в 25 раз. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг при этом выросли на 57823 тыс.руб. или в 26 раз (рис.2.2). В результате этого затраты на 1 руб. реализации за 2007-2008гг. вросли на 6 коп.
Показатели прибыли ООО «» изменились неоднозначно. Так, валовая прибыль предприятия сократилась за исследуемый период на 4 тыс.руб. или на 2,6%. Чистая прибыль при этом выросла на 84 тыс.руб. или в 27 раз.
Соответственно прибыли изменились и показатели доходности предприятия. Так, рентабельность продаж снизилась на 6% и составила в 2008г. всего 0,2%. Чистая рентабельность выросла на 0,2% и составила в 2008г. 0,1%.
/////////
Рис.2.2. Динамика выручки и затрат ООО «» за 2007-2008гг.
Среднегодовая
выработка персонала
Эффективность использования основных и оборотных средств также выросла. Так оборачиваемость оборотных средств выросла на 5,1 оборот, фондоотдача увеличилась на 1234 руб.
В целом можно отметить, что ООО «» является динамично-развивающейся компанией, но эффективность ее деятельности снижается из-за роста себестоимости продаж.
Далее оценим платежеспособность и финансовую устойчивость ООО «».
Платежеспособность
подразумевает наличие у
Таблица 2.3
Анализ платежеспособности ООО «» за 2007-2008гг.
Наименование показателя |
2007г. |
2008г. |
Отклонение |
Норматив |
Общий показатель платежеспособности (L1) |
L1≥1 | |||
Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) |
L2≥0,1-0,7 (зависит от отраслевой принадлежности) | |||
Коэффициент быстрой ликвидности (L3) |
Допустимое 0,7-0,8; желательно L3≈1 | |||
Коэффициент текущей ликвидности (L4) |
Необходимое значение 1,5; оптимальное L4≈2-3,5 | |||
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (L5) |
Уменьшение показателя в динамике – положительный эффект | |||
Доля оборотных средств в активах (L6) |
L6 ≥ 0,5 | |||
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (L7) |
L7 ≥ 0,1 (чем больше, тем лучше) |