Учет и аудит производственных затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:48, дипломная работа

Описание работы

Затраты - весьма обширная экономическая категория, к определению которой существует множество различных подходов. При этом в экономической литературе и на практике наряду с термином "затраты" используются и такие как "расходы", "издержки". Многие авторы считают их синонимами и не делают различий между этими понятиями. Однако определение сущности этих понятий имеет значение для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, экономичности производственного процесса, его прибыльности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ 6
1.1. Понятие и классификация затрат на производство продукции 6
1.2. Нормативное регулирование учета и аудита затрат на производство 18
1.3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции 20
1.4. Методика аудита затрат на производство продукции 26
2. ОЦЕНКА СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО "" 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 36
2.2. Анализ организации учета затрат на производство продукции 43
2.3. Составление плана и программы аудиторской проверки 47
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ООО "" 59
3.1. Результаты аудиторской проверки затрат на производство продукции 59
3.2. Предложения по совершенствованию учета затрат на производство продукции 66
3.3. Рекомендации по совершенствованию управления затратами на производство продукции 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Работа содержит 1 файл

Уч. и аудит произв. затрат.doc

— 451.00 Кб (Скачать)
  • ////////////

Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонениям от них. Этот метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат, которая используется для определения фактической себестоимости продукции, оценка брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Норма – заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.

Основные принципы нормативного метода учета:

  • предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет:
  • ведение в течение месяца учета изменений действующих норм (для корректировки нормативной себестоимости);
  • учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм;
  • установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения;
  • определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

Соблюдение  такого алгоритма учета и расчетов, хотя и является весьма трудоемким процессом, но при этом, позволяет получить достоверную информацию о затратах, пригодную для последующего анализа и контроля.

В зависимости от полноты включения затрата в себестоимость продукции учет затрат в разрезе полной или сокращенной себестоимости.

При методе учета затрат по полной себестоимости в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия, независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Чаще всего в качестве базы распределения выступает заработная плата производственных рабочих, производственная себестоимость и др. Метод учета затрат по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и реализацией одного изделия. Следует отметить, что этот метод широко распространен в нашей стране и соответствует сложившимся в России традициям и требованиям нормативных актов по финансовому учету и налогообложению. Однако он не учитывает одно важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска - себестоимость растет.

В современных  условиях хозяйствования преимущество надо отдать методу учета затрат по сокращенной себестоимости - маржинальному методу учета, в соответствии с которым на продукцию списывают не все издержки предприятия, а только их часть - переменные затраты (цеховую производственную стоимость). Разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. Маржинальный доход - это часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных (накладных) затрат и образование прибыли. При этом методе постоянные затраты в себестоимость продукции не включают и относят на уменьшение прибыли того периода, когда возникли такие затраты. Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий.

При этом методе учета затрат видно, чем выше разница  между продажной ценой изделий  и суммой переменных затрат, тем  выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Кроме того, деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности, для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

Приведенные данные позволяют сделать вывод об эффективности применения маржинального метода учета затрат. Главное преимущество этого метода заключается в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:

  • определение нижней границы цены продукции или заказа;
  • сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;
  • определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
  • выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;
  • выбор оптимальной, с экономической точки зрения, технологии производства;
  • определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др.

Однако этот метод имеет и недостатки:

  • отсутствует расчет полной себестоимости продукции, 
    необходимый согласно законодательству;
  • себестоимость запасов незавершенной и готовой продукции оказывается заниженной;
  • возникают сложности разделения постоянных и переменных затрат, которые во многом зависят от длительности рассматриваемого периода времени и анализируемого диапазона объемов выпуска.

1.4. Методика  аудита затрат на производство  продукции

Цель аудита затрат на производство подчинена общей  цели аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, указанной в федеральном  правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации - и заключается в объективной оценке достоверности и законности отражения затрат на производство в бухгалтерском учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Основными задачами аудита в области бухгалтерского учета затрат на производство является получение аудиторских доказательств в области:

  • соответствия отнесения затрат на производство действующему законодательству;
  • обоснованности разграничения источников возмещения различных затрат и правильности их распределения между отчетными периодами, незавершенным производством и готовой продукцией;
  • правильности применения методов учета затрат и калькулирования себестоимости.

Объекты аудита затрат на производство - информация, формируемая  на счетах разд. III "Затраты на производство" Плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приложение 1).

При аудите используются документы: бухгалтерский баланс (форма  № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); главная книга или  оборотно-сальдовая ведомость; положение  об учетной политике организации; регистры бухгалтерского учета по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 96, 97 и др.; карточки (ведомости) по заказам; таблицы (ведомости) по распределению заработной платы, отчислений на социальные нужды, услуг вспомогательных производств, расчета амортизационных отчислений по основным средствам, нематериальным активам; ведомости распределения общехозяйственных, общепроизводственных расходов, расходов будущих периодов; акты инвентаризации незавершенного производства; ведомости сводного учета затрат.

Аудит затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг является в настоящее время одним из самых сложных участков аудиторской проверки. Методика аудиторской проверки должна разрабатываться в соответствии с этапами, выделяемыми в качестве основных федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности: планирование, осуществление и отчет. Применительно к аудиту затрат на производство в рамках правил (стандартов) аудиторской деятельности целесообразно рассмотреть алгоритм проведения аудиторской проверки, включающий три этапа (рис.1.4).

///////////

Рис.1.4. Этапы аудита затрат на производство

Этапы объединены в "большой цикл" и следуют  друг за другом в порядке перечисления. Однако внутри этого основного цикла  могут неоднократно происходить  возвраты от более поздних этапов к предыдущим для получения недостающих данных. Например, если аудитор на этапе 2 придет к выводу, что оценка надежности системы внутреннего контроля или каких-либо средств внутреннего контроля завышена, он должен вернуться к этапу 1 и скорректировать план и программу аудита.

Последовательность  работ при проведении аудита затрат на производство можно разделить  на три этапа - ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе  должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достичь цели и решить поставленные задачи.

Ознакомительный этап

До начала проверки аудиторам необходимо изучить организационные  и технологические особенности  организации, специализацию, масштабы и структуру каждого вида производственной деятельности. Для обоснованности применяемого варианта формирования информации о расходах, метода учета производственных затрат и варианта сводного учета особое внимание следует обратить на учетную политику организации.

В организациях, как правило, применяют нормативный, позаказный, попередельный и простой методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

Если в ходе проверки установлено, что применяемый  метод учета затрат на практике не соответствует методу, установленному учетной политикой организации, то аудиторы должны зафиксировать данное отклонение в рабочих документах.

Основной  этап

На основе полученной информации аудиторы заполняют тесты. По результатам тестирования оцениваются  системы внутреннего контроля и  бухгалтерского учета затрат на производство продукции, оценка сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита.

Система внутреннего  контроля:

  • виды основных и вспомогательных производств аудируемого лица;
  • наличие утвержденной схемы организационной структуры предприятия, положений об отделах, должностных инструкций;
  • организация учета затрат на производство по центрам возникновения и центрам ответственности;
  • наличие органа внутреннего контроля (отдела внутреннего контроля, ревизионной комиссии);
  • наличие и соблюдение графика документооборота в части затрат на производство;
  • разделение обязанностей сотрудников, осуществляющих санкционирование, документальное оформление, учет и оплату затрат;
  • наличие смет затрат на производство и организация контроля за их соблюдением;
  • нормирование затрат на производство и организация контроля за соблюдением норм;
  • наличие приказов, устанавливающих круг лиц, имеющих определенные права в области затрат на производство;
  • состояние аналитической работы в организации по предупреждению брака и простоев;
  • состояние инвентаризационной работы в организации;
  • наличие незавершенного производства и порядок его оценки.

Система бухгалтерского учета:

  • наличие отраслевых документов, регламентирующих порядок учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, применяемый в организации;
  • объекты учета затрат на производство и объекты калькулирования;
  • опыт и квалификация работников, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета затрат на производство;
  • автоматизация бухгалтерского и налогового учета затрат на производство;
  • наличие в учетной политике положений в части затрат на производство;
  • группировка затрат по элементам и статьям;
  • применение типовых форм первичных документов и учетных регистров;
  • ограничение доступа к бланкам первичных учетных документов и базам данных;
  • учет затрат по элементам и статьям калькуляции;
  • организация учета затрат в целях налогообложения;
  • организация аналитического учета затрат на производство;
  • разграничение затрат по отчетным периодам;
  • распределение затрат на производство по объектам калькулирования;
  • наличие и содержание отчетности о затратах на производство.

Далее аудитору необходимо проверить, как сгруппированы расходы на затратных счетах. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, которые можно отнести на конкретную единицу готовой продукции, должны отражаться по дебету счета 20 "Основное производство", а косвенные - предварительно учитываться на счетах 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве" для дальнейшего распределения пропорционально какому-либо показателю, закрепленному в приказе об учетной политике.

Кроме того, следует  определить себестоимость работ, услуг  вспомогательных и обслуживающих  производств. Во вспомогательных производствах  применяются практически те же методы учета затрат на производство и способы  калькулирования производственной себестоимости, как и в основном производстве. При этом прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, которые можно отнести на конкретную единицу готовой продукции после прохождения определенного цикла обработки в цехах вспомогательных производств, относятся в дебет счета 20. Неподдающиеся непосредственному списанию затраты этих участков распределяются на счета учета: прямых расходов основного производства (счет 20), готовой продукции (счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 43 "Готовая продукция"), продаж (счет 90 "Продажи") пропорционально установленному учетной политикой показателю.

Информация о работе Учет и аудит производственных затрат