Учет и анализ затрат на маркетинговую деятельность

Автор: Данис Гарипов, 10 Июня 2010 в 04:45, реферат

Описание работы

Концепция маркетинга провозглашает необходимость выявлять индивидуальные нужды потребителей и отвечать на них, направляя имеющиеся ресурсы на их полное удовлетворение. Основополагающая идея состоит в том, что наибольшего успеха добиваются те компании, все производительные действия которых в сочетании позволяют оправдать ожидания потребителей.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и учет затрат на маркетинговую деятельность 7
1.1. Сущность и содержание затрат на маркетинговую деятельность 7
1.2. Учет затрат на маркетинговую деятельность 13
1.3 Раскрытие информации о затратах на маркетинговую деятельность в отчетности 24
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Учет и анализ затрат на маркетинговую деятельность_1 глава_.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

    В Гражданском кодексе Российской Федерации определено, что одним  из двух признаков юридического лица является наличие самостоятельного баланса, то есть сформированного организацией бухгалтерского баланса и иных форм бухгалтерской отчетности.

    Федеральные законы, касающиеся организационно-правовых форм организаций (об акционерных обществах, унитарных предприятиях и др.), имеют множество норм, указывающих на важную роль бухгалтерской отчетности. Исчисление ряда показателей (дивидендов, чистых активов) производится только на основе бухгалтерской отчетности. Одним из основных вопросов высшего органа любой организации является рассмотрение и утверждение бухгалтерской отчетности, а для публичных компаний - и аудиторского заключения.

    В Федеральном законе «О бухгалтерском учете»[5, гл.III,ст.13] установлен состав бухгалтерской отчетности, обязательные адреса ее представления (учредители, участники и территориальные органы государственной статистики) и сроки представления, определена публичность отчетности.

    Все это свидетельствует о том, что  бухгалтерская отчетность является важным механизмом функционирования и  управления экономикой не только отдельного хозяйствующего субъекта, но страны в целом и ее регионов. Постоянно ведется речь о повышении роли бухгалтерской отчетности как зеркала инвестиционной привлекательности конкретного предприятия или организации.

    К сожалению, несмотря на наличие действующих стабильно в течение ряда лет правил формирования бухгалтерской отчетности, приближенных к международно признанным требованиям раскрытия информации, положение у большинства хозяйствующих субъектов в части представления качественной отчетности не улучшается, а следовательно, не решаются поставленные перед ней задачи и цели. Можно отметить много недостатков в ведении бухгалтерского учета и отчетности, свидетельствующих о несоблюдении правил.  Одним  из указанных недостатков является ориентация большинства организаций на удовлетворение потребностей только одного внешнего пользователя - налоговой службы. В результате появляется опасная однобокость в составлении бухгалтерской отчетности, что проявляется и в организации бухгалтерского учета  [31, с.115]. В целях отражения как можно меньшей информации, в том числе и по затратам,  предприятия и организации стараются как можно меньше раскрывать информации в отчетности по элементам затрат. По затратам информация раскрывается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», Пояснительной записке, форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

    В отчете о прибылях и убытках расходы  организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы [6, п.5].

    В бухгалтерской отчетности также  подлежит раскрытию как минимум  следующая информация:

  • расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;
  • изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году;
  • расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).

    Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

    В форме №5 Приложения к Бухгалтерскому балансу, рекомендованной Минфином России, расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат) отражаются в разделе «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)».  В указанном разделе представляется информация о составе затрат на производство (издержек обращения) в разрезе элементов затрат [8,абз. 12 п. 27], [6, абз. 2 п. 22]. Перечень элементов затрат, по которым группируются расходы по обычным видам деятельности, представлен  в таблице 1.3.1.

    Таблица 1.3.1.

Раздел  «Расходы по обычным видам деятельности

(по элементам  затрат)»

Показатель                За     
отчетный  
год  
За     
предыдущий 
год   
наименование            код 
1                  2   3    4   
Материальные  затраты                710     
Затраты на оплату труда             720     
Отчисления  на социальные нужды      730     
Амортизация                         740     
Прочие  затраты                      750     
Итого по элементам затрат           760     
Изменение остатков (прирост [+],     
уменьшение [-]):                     
незавершенного производства        
 
 
765 
   
расходов  будущих периодов           766     
резервов  предстоящих расходов       767     
 

    Текущие затраты по исследованию рынка следует  учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности. Это следует из пункта 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»[6, п.5]. В бухгалтерском учете перечень затрат, включаемых в тот или иной элемент, определяется организацией самостоятельно (с учетом отраслевых особенностей) исходя из принципов отнесения расходов по обычным видам деятельности к затратам на производство и положений действующего законодательства. Выбранный вариант закрепляется в учетной политике.

    К прочим затратам, в частности, могут  относиться [29. абз. 3 п. 25], [30, пп. 27 п. 55]:

  • арендная плата, лизинговые платежи (если принятое лизинговое имущество находится на балансе у лизингодателя);
  • лицензионные платежи;
  • вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;
  • страховые взносы по обязательным видам страхования;
  • страховые взносы по добровольному страхованию жизни и дополнительных пенсий (в порядке, предусмотренном законодательством);
  • платежи по страхованию имущества, грузов, гражданской ответственности и риска непогашения кредитов;
  • представительские расходы;
  • затраты на командировки и подъемные (если они не входят в состав расходов на оплату труда);
  • налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг (налог на землю, транспортный налог, сборы, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду);
  • отчисления в резервы предстоящих расходов (предстоящей оплаты отпусков, включая платежи на социальное страхование и обеспечение работникам организации; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; на ремонт основных средств; предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природных мероприятий и др.);
  • оплата работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями: услуг связи; информационно-вычислительного обслуживания; вневедомственной, пожарной и сторожевой охраны; консультационных, юридических и аудиторских услуг; пассажирского транспорта; коммунального хозяйства, оплата тепло-, энерго- и водоснабжения и др.;
  • компенсации за использование для нужд организации личных транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений.

    Кроме того, к прочим затратам могут относиться затраты, имеющие комплексный характер, например:

  • расходы будущих периодов (расходы, связанные с подготовительными к производству работами в сезонных отраслях, освоением новых производств, цехов и агрегатов, расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств (в организациях, не образующих в установленном порядке резерв на ремонт основных средств), расходы на подготовку кадров, расходы на освоение природных ресурсов и т.п.) [29,п. ], [30, п.49].

     Таким образом, проанализировав состав прочих затрат, приходим к выводу, что в отчетности расходы на маркетинг отражаются в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» по строке 030 «Коммерческие расходы», в форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» отражается в разделе «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» по статье «прочие расходы». В пояснительной записке информация отражается в том элементе затрат, который утвержден в учетной политике организации.

     Таким образом, разные источники дают разные определения термину «маркетинг». Это прежде всего исследование рынка, которое проводится с целью увеличения сбыта продукции. Помимо этого маркетинговые исследования проводятся, когда фирма покупает основные средства или нематериальные активы.

     В налоговом законодательстве отсутствует  определение понятия «маркетинговые услуги». Минфин относит к ним услуги по организации процесса выявления, максимизации и удовлетворения потребительского спроса на продукцию организации. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности есть понятие «исследование конъюнктуры рынка». Оно подразумевает изучение потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычках потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов.

    Результат маркетинговых исследований оформляется  отчетом и актом выполненных  работ.

     Во  избежание разногласий с налоговыми органами нужно особо тщательно  подойти к вопросу составления  договора на оказание маркетинговых  услуг и оформлению результатов  в виде акта выполненных работ и отчета о результатах проведения маркетинговых исследований.

    Маркетинговые исследования могут проводиться  в различных целях, от которых  зависит их бухгалтерский и налоговый  учет.

    В бухгалтерском учете маркетинговые исследования отражаются в зависимости от их содержания.

    Расходы на маркетинг могут учитываться  как: текущие затраты по реализации продукции (работ, услуг); затраты, направленные на будущую деятельность; затраты, связанные  с приобретением имущества.

     Если  предприятие осуществляет маркетинговые исследования своими силами, такие расходы учитываются по дебету счетов учета затрат (26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу») и кредиту счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 10 «Материалы» и т. д. Если же организация заказывает их сторонней организации, расходы на маркетинг отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     Исследования  могут быть связаны с приобретением  активов. В этом случае расходы на маркетинговые исследования, связанные  с приобретением активов, в бухгалтерском  учете включаются в фактическую  себестоимость (первоначальную стоимость) приобретаемого ею актива. Маркетинговые исследования обычно осуществляют с целью увеличения сбыта продукции. Поэтому их следует отражать на счете 44 «Расходы на продажу».

    Когда маркетинговые исследования носят  долгосрочный характер, затраты на них учитываются как расходы будущих периодов (на счете 97 «Расходы будущих периодов»), а затем по мере использования результатов таких исследований в производственных целях списываются на себестоимость товаров (работ, услуг).

    Для целей налогового учета затраты  на маркетинговые исследования по сбыту продукции включаются в состав прочих расходов на основании пп. 27 п. 1 ст. 264 [3, ст.264] НК РФ как расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). В налоговом учете расходы на маркетинговое исследование при подготовке к выпуску новой продукции можно списать в периоде, в котором оно завершено, также на прочие расходы. Если маркетинговые исследования связаны с приобретением основных средств или нематериальных активов, то такие расходы включаются в их стоимость.

    В бухгалтерской отчетности маркетинговые  расходы отражаются в составе  расходов по обычным видам деятельности, как правило, в составе коммерческих расходов. В Приложении к бухгалтерскому балансу (форма№5) маркетинговые расходы отражаются в разделе «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)». Если предприятием принято решение отражать маркетинговые расходы как отдельную статью затрат, то информация по ним может быть отдельно отражена в Пояснительной записке.  
 

Информация о работе Учет и анализ затрат на маркетинговую деятельность