Автор: Данис Гарипов, 10 Июня 2010 в 04:45, реферат
Концепция маркетинга провозглашает необходимость выявлять индивидуальные нужды потребителей и отвечать на них, направляя имеющиеся ресурсы на их полное удовлетворение. Основополагающая идея состоит в том, что наибольшего успеха добиваются те компании, все производительные действия которых в сочетании позволяют оправдать ожидания потребителей.
Введение 3
1. Понятие и учет затрат на маркетинговую деятельность 7
1.1. Сущность и содержание затрат на маркетинговую деятельность 7
1.2. Учет затрат на маркетинговую деятельность 13
1.3 Раскрытие информации о затратах на маркетинговую деятельность в отчетности 24
Список использованной литературы 31
Обратите
внимание, что в двух последних
случаях (исследования, проведенные
с целью повышения сбыта
Если предприятие решит исследовать перспективы развития рынка, например на ближайшие несколько лет, формулировка пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ для списания расходов не подойдет. Можно воспользоваться пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ - другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, при условии, что эти расходы будут соответствовать критериям, указанным в ст. 252 НК РФ. В данном случае будут исследования стратегического (долгосрочного) характера [3, ст.262, ст.264].
Маркетинговые расходы стратегического (долгосрочного) характера в бухгалтерском учете подлежат учету на счете 97 «Расходы будущих периодов» и будут включены в расходы по обычным видам деятельности в том периоде, в котором начата продажа новой продукции. Списание будет производиться равномерно в течение срока, установленного распоряжением руководителя предприятия.
В налоговом учете согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают из условий сделок. То есть при осуществлении расходов период их учета (возникновения) определяется документом, в соответствии с которым подобные расходы осуществлены. Если договором на проведение маркетинговых исследований предусмотрено исследование перспективы развития рынка сбыта нового вида продукции, которую планируется выпускать через два года, то принимать к налоговому учету указанные расходы необходимо по прошествии двух лет, когда новая продукция будет выпущена в продажу. В этом случае различий в бухгалтерском и налоговом учете маркетинговых расходов не будет.
Пример 2. В октябре 2009 года ООО «Альфа» для приобретения токарного станка заказало ООО «Бета» проведение маркетинговых исследований. В этом же месяце стороны подписали акт о выполненных работах. Стоимость маркетинговых исследований составила - 5900 руб., в том числе НДС - 900 руб. Также в октябре 2009 года был приобретен токарный станок за 23 600 руб., в том числе НДС - 3600 руб. Расходы на его доставку составили 354 руб., в том числе НДС - 54 руб. В этом же месяце станок был введен эксплуатацию.
Допустим, что маркетинговые услуги, а также расходы на приобретение и доставку станка полностью были оплачены в октябре.
В октябре 2009 года в бухгалтерском учете ООО «Альфа» должны быть сделаны следующие проводки:
Дебет
08 Кредит 60 - 5000 руб. (5900 -900) - отражены расходы
на проведение маркетинговых исследований,
связанных с приобретением
Дебет 19 Кредит 60 - 900 руб. - учтен НДС по маркетинговым исследованиям;
Дебет 08 Кредит 60 - 20 000 руб. (23 600 - 3600) - отражены расходы по покупке станка;
Дебет 19 Кредит 60 - 3600 руб. - учтен НДС;
Дебет 08 Кредит 60 - 300 руб. - отражены расходы по доставке станка;
Дебет 19 Кредит 60 - 54 руб. - учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51 – 29 854 руб. (23600 + 5900 + 354) - оплачены станок, его доставка, а также маркетинговые услуги;
Дебет 01 Кредит 08 - 25300 руб. (20 000 + 5000 + 300) - введен станок в эксплуатацию;
Дебет 68 Кредит 19 - 4554 руб. (3600 + 900 + 54) - принят к вычету НДС.
В данной работе будут рассмотрены также особенности отражения расходов на исследование рынка для целей налогообложения.
В
главе 25 Налогового кодекса не упоминаются
конкретно маркетинговые
Затраты на маркетинговые исследования в соответствии с пунктом 1 статьи 318 Налогового кодекса являются косвенными. Если фирма использует метод начисления, расходы на маркетинг уменьшают облагаемую налогом прибыль в том периоде, в котором начислены. При кассовом методе – в котором оплачены.
Исключением является случай, когда маркетинговые исследования связаны с приобретением основных средств или нематериальных активов. Такие расходы включаются в их стоимость. Это следует из пунктов 1 и 3 статьи 257 Налогового кодекса [3, п.1,п.3 ст.257]. Здесь говорится, что первоначальная стоимость основного средства (нематериального актива) определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. При этом расходы на маркетинговые исследования будут уменьшать облагаемую налогом прибыль в момент начисления амортизации.
Очень интересна в данной ситуации арбитражная практика. Если, например, в результате споров с налоговыми органами дело дойдет до судебного разбирательства, то именно отчет подлежит обязательному исследованию судом как необходимый документ для оформления такого вида работ [17]. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 29.05.2006 N А56-26389/2005 [22] говорится: налогоплательщику необходимо представить дополнительные доказательства (отчет по проведенному анализу рынка, исследование, заключение, рекомендации), подтверждающие, что услуги оказаны в действительности, оценить эти доказательства и принять соответствующее решение.
В документах должна присутствовать конкретная информация об оказываемых услугах, формулировки не должны носить обезличенный характер, а из отчета должно следовать, что он соответствует акту на оказание маркетинговых услуг. В противном случае налоговики будут настаивать на неправомерности расходов, а суд встанет на их сторону.
Например, ФАС ВВО в Постановлении от 03.05.2007 N А82-8885/2004-15[24], изучив материалы дела, установил, что акт не содержит конкретного перечня выполненных работ, а из отчета по маркетинговому исследованию не представляется возможным установить, что он составлен по названному акту. При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии у налогоплательщика доказательств экономически обоснованного характера затрат по маркетинговому исследованию рынка и их связи с производственной деятельностью общества.
В некоторых Постановлениях ФАС ЗСО [20] отмечено, что в представленных обществом документах не нашло отражения фактическое исполнение обязательств, установленных договорами; что указание предметом договора «выполнение маркетинговых услуг по исследованию рынка припоев и сплавов» не является доказательством экономической оправданности и обоснованности расходов в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли без представления документов, раскрывающих фактическое содержание результатов оказанных услуг.
Вот мнение ФАС СЗО, выраженное им по аналогичному делу [23]: представленный договор не является договором на оказание маркетинговых услуг, поскольку в нем не указаны цели, объекты и методы исследования, а отчет исполнителя не представлен для проверки. Информация, содержащаяся в актах сдачи-приемки выполненных работ, является общедоступной, содержащейся в открытых источниках информации, и не требует проведения специальных маркетинговых исследований.
Справедливости ради отметим, что есть примеры судебных решений, где судьи высказывают мнение о необязательности составления отчета [25]. Например, отклонил доводы инспекции о необходимости представления отчета по итогам маркетинговых исследований, поскольку ни гражданское, ни налоговое законодательство не предусматривают в качестве обязательного условия признания расходов составление отчета по договору об оказании услуг.
Однако автор советовал бы организациям не подвергать себя налоговым рискам и все же требовать от организации, проводящей маркетинговые исследования, отчет о проделанной работе. А еще лучше - закрепить такую обязанность исполнителя в договоре.
На практике возможны ситуации, когда содержание отчета об оказанных услугах не соответствует целям, заявленным в договоре. Ответа на вопрос, можно ли признавать в этом случае расходы, НК РФ не содержит. В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддерживали и ту, и другую стороны, в зависимости от того, использовались ли результаты исследований в деятельности налогоплательщика. Например, ФАС ВСО [28 ] встал на сторону налоговиков, указав следующее. В отчете в нарушение договора отсутствуют результаты исследования рынка европейской части России. Представленный же налогоплательщиком анализ зарубежного рынка аналогичных материалов не соответствует условиям договора. Общество также не подтвердило взаимосвязь проведенного исследования с полученной экспортной выручкой по контрактам, заключенным обществом. Суд пришел к обоснованному выводу о неисполнении обществом обязанности по подтверждению соответствия понесенных расходов критериям, закрепленным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
А ФАС УО в Постановлении от 10.01.2008 N Ф09-9325/07-С3[27] поддержал налогоплательщика, указав, что несоответствие первоначально поставленных целей исследования итоговому результату не отрицает возможность использования этого результата в целях получения дохода и намерение налогоплательщика осуществить реальную предпринимательскую деятельность, а также не означает, что спорные расходы являлись экономически необоснованными.
Одним из поводов для споров налогоплательщиков с налоговиками является и вопрос о том, будут ли расходы по оплате услуг считаться экономически оправданными, если они не используются в деятельности налогоплательщика. Мнения судей по данному вопросу разделились. Например, ФАС ВСО в Постановлении от 06.04.2006 N А33-9867/05-Ф02-1356/06-С1 [21] встал на сторону налогового органа, указав, что действия налогоплательщика по отнесению затрат по изучению конъюнктуры рынка на другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, неправомерны, поскольку не связаны непосредственно с его производственной деятельностью.
Аналогичное мнение высказал и ФАС ЗСО [26]. Как установлено судом, организация заключила договор на изучение рынка угольной продукции. Однако в проверяемый период добычу угля она не производила, приобретение и продажу угля для коммерческих целей не осуществляла. Из чего суд сделал вывод, что маркетинговые исследования не связаны с осуществляемой деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода.
В то же время есть постановления ФАС, где отмечается, что, даже если результаты оказанных услуг не используются в производственной деятельности, расходы на их оплату можно признать экономически обоснованными. Например, ФАС ПО [18] признал таковыми расходы налогоплательщика на изучение конъюнктуры китайского рынка даже при фактическом отсутствии поставок в КНР, вызванном объективными причинами (экономической ситуацией на рынке нефтепродуктов).
Часто на практике возникают ситуации, когда маркетинговые исследования дают отрицательный результат и налоговые органы такие расходы не принимают в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль, мотивируя свое решение их экономической необоснованностью. Однако с налоговиками можно поспорить, приведя в качестве возражения следующий аргумент. Отсутствие положительного результата еще не означает, что расходы неоправданны, ведь организация, проведя маркетинговые исследования, избавила себя от лишних расходов и убытков. Например, организация решила увеличить объем производства конкретного продукта, а проведенные исследования показали, что спрос на эту продукцию снижается и увеличивать объем производства нецелесообразно. В Постановлении ФАС ВВО [19] суд установил, что функции, выполняемые маркетинговой службой общества, не дублируют обязанности исполнителя по договору на оказание консультационных и маркетинговых услуг. Утверждения ИФНС о том, что расходы являются экономически неоправданными в связи с наличием в штате общества маркетинговой службы, были опровергнуты представленными в дело доказательствами.
Таким
образом, расходы на маркетинг могут
учитываться как текущие
Порядок бухгалтерского учета расходов на маркетинговые исследования зависит от того, проводит ли организация их самостоятельно или заказывает сторонней организации(сч.60, 76).
Для
признания расходов в составе
затрат в целях налогообложения
следует очень внимательно и
аккуратно составлять первичные
документы
Важность составления и представления бухгалтерской отчетности подчеркивается в ряде законодательных и иных правовых актов.
Информация о работе Учет и анализ затрат на маркетинговую деятельность