Учет готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть систему учета готовой продукции.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть учет готовой продукции;
- изучить оценку готовой продукции, ее номенклатуру;
- раскрыть учет выпуска готовой продукции, ее хранение на складах;
- изучить учет и распределение расходов на реализацию готовой продукции.

Работа содержит 1 файл

курсовая Бух учет.docx

— 44.14 Кб (Скачать)

Журнал учета товаров на складе (форма N ТОРГ-17) предназначается для  учета сохранности и движения готовой продукции в пределах отведенных мест их хранения.

Накладная (форма N 19), накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15) и приказ-накладная предназначены  для выдачи поставщиком готовой  продукции покупателю. Они относятся  к категории товарных документов и содержат сравнительно подробные  характеристики отгружаемой (или отправляемой) продукции. Иногда в них приводятся данные о стоимости (но они не являются обязательными). Эти документы должны быть дополнены соответствующими расчетно-платежными свидетельствами, к которым принадлежат: счет фактура и счет (форма N 868). В счетах содержатся денежные требования к покупателям или подтверждения ранее проведенных ими платежей. Кроме того, в этих документах указываются некоторые характеристики товара. Особую роль играет счет-фактура: она является не только комбинированным товарным и расчетно-платежным документом, но и налоговым свидетельством. В ней помещаются требования по учету следующих налогов: НДС, акциза и налога с продаж. Скрупулезное заполнение, хранение и контроль исполнения данного документа - актуальная практическая задача бухгалтерского учета.

При ведении счетов-фактур необходимо фиксировать их в специальных  журналах (выставленных и поступивших  счетов-фактур), а операции по купле  продаже отражать соответственно в  книге покупок и книге продаж. Постоянное и пристальное внимание к счету-фактуре проявляют налоговые  и финансовые органы. Правила оформления счетов-фактур, ведения журналов их учета, книг покупок и продаж изложены в постановлении Правительства  РФ от 02.12.2000 г. N 914 (с изменениями  от 15.03.2001 г. N 189).

Товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) и путевой лист грузового  автомобиля (форма N 4-П) принадлежат  к категории документов, оформляющих  процесс перемещения продукции  от поставщика к покупателю. Они  содержат достаточно полные сведения о грузе и условиях его транспортировки.

Акт инвентаризации продукции отгруженной (форма N ИНВ-4) и акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (форма N ИНВ-6), используются для учета объемов  продукции, отправленной покупателям, сохранности о пути следования, сроков перемещения и оперативности  осуществления расчетных операций.

Синтетический учет выпуска готовой продукции и ее учет на складах.

       Учет выпуска готовой продукции   находится  под постоянным  контролем бухгалтерии предприятия, так как его ритмичность обеспечивает  выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям,  своевременность реализации и всех расчетов и выплат. Ежедневно документы на  выпуск  готовой продукции   поступают   в   бухгалтерию,   которая   ведет   количественный, натуральный учет  выпуска по  видам изделий.  По  окончании месяца  общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства).

По показателям  выпуска  готовой  продукции  определяется  результат  работы предприятия в процессе производства — экономия или  перерасход  как  разница между фактической и  плановой себестоимостью выпущенной продукции.  Здесь  же выпуск расценивается и  по отпускным (продажным, договорным) ценам, что  дает возможность определить предполагаемую выручку  и  прибыль  после  реализации выпущенной продукции.

       Сумма фактической себестоимости  выпущенной  продукции  указывается   в журнале-ордере № 10/1, в дебете  счета  40  «Готовая  продукция»  и  кредите счета 20 «Основное  производство». Счет 40 «Готовая  продукция»  —  активный, инвентарный.  Сальдо  счета  показывает  фактическую  себестоимость   остатка готовой продукции на  складах предприятия; оборот  по  дебету  —  фактическую  себестоимость выпущенной продукции  основного производства и прочих  изделий, возвращенной   покупателями   продукции   и   полуфабрикатов    собственного производства, отгруженных   на  сторону;  оборот  по  кредиту   —  фактическую себестоимость  отгруженной в отчетном месяце  продукции.

       В I разделе ведомости № 16 «Движение   готовых  изделий  в  ценностном

выражении»  получаем  данные  полной  характеристики  счета   40   «Готовая продукция» в двух оценках —  фактической  и  учетной.  Это  необходимо  для определения удельного  веса  фактических  затрат  в  общем  объеме  готовой продукции, которой располагало предприятие в отчетном  месяце  (остаток  на начало месяца плюс поступило  из  производства)  к  учетной  (плановой)  их стоимости.  Если  этот  процент  равен  100,  значит,  фактические  затраты соответствовали плановым,  если  процент  ниже  100,  предприятие  достигло снижения  себестоимости  продукции,  и  в  результате   реализации   данной продукции  оно  получит  сверхплановую  прибыль;  если  процент  выше  100, предприятие  допустило  перерасход  по  статьям  калькуляции  и   превысило плановую норму затрат.

Это же процентное отношение фактической  себестоимости всей  продукции  к ее учетной  (плановой)  себестоимости  используется  бухгалтерией  и  для расчета фактической себестоимости  продукции, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями, и  остатка ее на конец месяца. Остаток на  конец месяца по фактической себестоимости необходим для последующей сверки  с Главной книгой, а с книгами учета остатков  складов сверяется  остаток  по учетным ценам.

Учет  готовых  изделий  на   складе   организуется   по   оперативно-

бухгалтерскому  методу,  т.  е.  на  каждый  номенклатурный  номер  изделий

открывается карточка складского учета  материалов  (ф.  №  М-17).  По  мере

поступления и  отпуска  готовых  изделий  кладовщик  на  основе  документов записывает в карточках количество ценностей (приход, расход) и рассчитывает остаток после каждой записи.

Бухгалтер обязан ежедневно принимать  на складе документы за  истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-накладные,  товарно-транспортные накладные).

  Правильность ведения складского  учета подтверждается подписью  бухгалтера в карточке складского  учета.

На основании карточек складского учета материально ответственное  лицо ежемесячно заполняет ведомость  учета остатков  готовых  изделий  в  разрезе номенклатуры готовых  изделий, единиц измерения, количества и передаст ее  в бухгалтерию. Здесь производятся таксировка  остатков  по  учетным  ценам  и сверка с данными бухгалтерского учета (раздел I ведомости № 16).

        Аналитический учет отгрузки и реализации готовой продукци

   Под отгруженной или отпущенной продукцией,  выполненными  работами  и оказанными услугами понимают продукцию и  услуги,  платежные  требования  на которые сданы поставщиком в банк, но не  оплачены  покупателями.  Продукция, отгруженная  в  конце  месяца,  на  которую  не  сданы  в   банк   платежные требования, отражается в балансе вместе с готовой  продукцией  на  складе  в составе оборотных средств предприятия.

 Учет отгруженной, отпущенной, но неоплаченной  продукции   ведется  на счете 45 «Товары  отгруженные».

Это активный счет, его сальдо  показывает  фактическую  себестоимость продукции, материалов и тары отгруженных, но не оплаченных на начало  месяца покупателями,  а  также  транспортные  расходы,   включенные   в   платежные  документы, для оплаты покупателями. Оборот по дебету включает два понятия - фактическую  себестоимость  отгруженных  в  отчетном  месяце   ценностей   и транспортные расходы, подлежащие к оплате покупателями; оборот по кредиту - фактическую  себестоимость  реализованной  продукции,  ценностей   и   сумму транспортных расходов, оплаченных покупателями.

Учет движения отгруженной продукции  ведется  в  ведомости  отгрузки, отпуска и реализации продукции  и  материальных  ценностей  (II  раздел),  в которой совмещается  аналитический и синтетический  учет  отгрузки  (отпуска), реализации  продукции,  материальных  ценностей  и  услуг   и   расчетов   с покупателями. Аналитический учет отгрузки и реализации организуется  как  по отдельным  видам  продукции  в  натуральном  выражении,  так  и  в   разрезе платежных  документов  в  двух  оценках—по   фактической   себестоимости   и продажной цене. Причем учитывается  и общее количество продукции,  оставшейся на начало и  конец  месяца  неоплаченной,  отгруженной  в  отчетном  месяце, возвращенной покупателями и реализованной.

Основанием  для  заполнения  II раздела ведомости являются ведомость  за прошлый месяц (остаток  неоплаченной продукции на начало месяца), платежные требования  и  приказы  накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписки банка из  расчетного счета предприятия. Сумма оплаченного чеками железнодорожного тарифа за  счет покупателя указывается в ведомости отдельно, так как она в объем реализации не включается.  Таким образом, из II  раздела  возможно  получить  следующие

данные: количество изделий, отпущенных со склада и отгруженных за месяц  как по  ассортименту,  так и в стоимостном выражении;   сумму   транспортных расходов, суммы, причитающиеся по счетам, платежным требованиям;  состояние расчетов с покупателями, сведения о поступивших в отчетном месяце суммах  за продукцию и в возмещение транспортных расходов и т. д.

Показатели  ведомости имеют  большое оперативное значение, так  как на каждый день необходимо  иметь  сведение об объеме отгруженной и  реализованной продукции и в  целях  контроля за выполнением плана и договорных обязательств.

 Раздел III ведомости заполняется  по окончании месяца  общими  суммами по предъявленным счетам  и состоит из  трех  частей:

А - оплата  и  списания;

Б - списано в связи с возвратом продукции;

В - не  оплачено,  не  списано. 

Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11  оборотов по кредиту счетов 45 и 46 и правильности расчета остатков  по  счету  45  на следующий месяц.

 

 

 

2 Расходы на  реализацию

 

В ряде случаев административно-хозяйственные  расходы, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные  расходы", могут списываться непосредственно на реализацию продукции. Отказ от непосредственного списания этих расходов на реализацию продукции заключается не столько в том, что имеются сложности в их распределении по различным видам продукции, сколько в том, что нет смысла омертвлять их в стоимости не проданной продукции, томящейся на складах. Правда, этот прием находится в некотором противоречии с принципом прямого сопоставления доходов и расходов текущего периода.

Прямое списание общехозяйственных  расходов на реализацию дополнит общую  схему реализации продукции, которая  будет выглядеть следующим образом:

Д 90 - К 43 - списаны на реализацию прямые производственные расходы;

Д 90 - К 44 - погашены коммерческие расходы;

Д 90 - К 26 - списаны на реализацию косвенные  затраты;

Д 90 - К 68-1 - начислена сумма акциза;

Д 90 - К 68-2 - определена величина НДС;

Д 90 - К 68-3 - начислен налог с продаж;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю (на сумму договорной цены);

Д 90 - К 99 - определен ежемесячный  финансовый результат (прибыль);

Д 90 - К 99 - определен ежемесячный  финансовый результат (убыток);

Д 50 - К 62 - поступила в кассу наличная денежная выручка.

Счет 90 "Продажи" предназначен для  подведения ежемесячных итогов основной деятельности предприятия, заключающейся  в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и их реализации. Он также исполняет важную функцию  накопления сведений, необходимых для  заполнения отчетов о прибыли  и убытков за текущий период .С этой целью следует открыть соответствующие субсчета: 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы", 90-5 "Налог с продаж", и т.д., 90-9 "Прибыль/убыток от продаж". В этом случае совокупность проводок при прибыльной работе предприятия, реализующего свою продукцию за наличный расчет, будет выглядеть следующим образом:

Д 90-2 - К 43 - списана на реализацию производственная себестоимость продукции;

Д 90-2 - К 44 - погашены коммерческие расходы;

Д 90-4 - К 68-1 - определена сумма акциза;

Д 90-3 - К 68-2 - начислен НДС;

Д 90-5 - К 68-3 - вычислен для уплаты в  бюджет налог с продаж;

Д 50 - К 90-1 - получена в кассу выручка  от покупателя (на сумму договорной цены);

Д 90-9 - К 99 - определена ежемесячная  прибыль.

В представленной схеме проводок не используется счет 62 "Расчеты с  покупателями и заказчиками", так  как при продаже за наличный расчет выписка счета и его оплата происходят практически одновременно или с небольшим интервалом по времени.

При таком написании проводок синтетический  счет 90 "Продажи" закрывается ежемесячно, а суммы на соответствующих субсчетах  накапливаются. В конце года они  закрываются внутренними проводками типа:

Д 90-1 - К 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-9.

Бухгалтерский учет реализации продукции  на ряде предприятий проводится без  использования счета 43 "Готовая  продукция". Это касается, например фирм, производящих строительные, геологоразведочные, научно-исследовательские работы, а  также организаций, оказывающих  транспортные услуги, услуги связи  и бытовые услуги населению. У  таких организаций коммерческие затраты минимальны, их чаще всего  учитывают в составе накладных  расходов, которые собираются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Если работы, проводимые упомянутыми  организациями, осуществляются в соответствии со сметами (что наиболее характерно для строительных и строительно-монтажных  организаций), то накладные расходы  учитываются в составе себестоимости  продукции (работ), т.е. включаются в  счет 20 "Основное производство" пропорционально их сметной стоимости. Для строительных организаций, которые сдают свои работы заказчику поэтапно, разрешено списывать накладные расходы на реализацию отдельных этапов.

Информация о работе Учет готовой продукции