Учет готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть систему учета готовой продукции.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть учет готовой продукции;
- изучить оценку готовой продукции, ее номенклатуру;
- раскрыть учет выпуска готовой продукции, ее хранение на складах;
- изучить учет и распределение расходов на реализацию готовой продукции.

Работа содержит 1 файл

курсовая Бух учет.docx

— 44.14 Кб (Скачать)

В этом методе затраты учитываются  по каждому переделу отдельно. Внутри передела учет затрат ведется по отдельным  агрегатам (например, по каждой доменной печи) и по видам выработанной продукции. Основные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, основная заработная плата) распределяются по переделам, агрегатам, видам продукции  в прямом порядке на основании  первичных документов. Общепроизводственные расходы учитываются отдельно по каждому переделу и распространяются по видам продукции в конце  месяца косвенным путем пропорционально  установленной базе. Общехозяйственные  расходы учитываются отдельно и  списываются в затраты последнего передела или на каждый передел и  распределяются по видам продукции  косвенным путем.

При полуфабрикатном способе себестоимость  будет определяться данными последнего передела. При бесполуфабрикатном способе  себестоимость готовой продукции  определяется по доле участия цехов  в затратах на производство готового продукта. Расчет составляется путем  определения затрат на единицу продукции  на каждый передел и суммирования этих затрат.

Этот метод наиболее полно соответствует  особенностям предприятий, у которых  технологический процесс разделяется  на взаимосвязанные части.

Позаказный метод калькулирования

Этот метод применяется, главным  образом, в отраслях, производство которых  обрабатывает одновременно и параллельно  множество различных заготовок, деталей и узлов, а готовая  продукция создается путем механической сборки отдельных частей изделия (машиностроительная, металлургическая промышленность, индивидуальные мелкосерийные производства, ремонтный  цех). Объектом учета затрат и калькулирования является заказ (единичное изделие, серия изделий). Заказы формируют планово-производственный отдел предприятия. Он рассылает специальные извещения об открытии заказа всем подразделениям предприятия, участвующим в выполнении заказа и бухгалтерии. Каждому заказу присваивается определенный номер (по серийной системе). Заказы могут подразделять на внешние (для других предприятий) и внутренние (для цехов и служб предприятия). Внутренние заказы могут быть постоянными (текущий ремонт оборудования) и им можно присваивать постоянный шифр.

Бухгалтерия открывает на каждый заказ  отдельный учетный регистр. Таким  образом, затраты по каждому заказу учитываются отдельно. Косвенные  расходы в течение месяца учитываются  на счетах 25, 26, а по окончании месяца распределяются по заказам пропорционально  установленной базе (чаще всего пропорционально  сумме основной заработной плате  производственных рабочих, отнесенных на соответствующие заказы). Себестоимость  каждого заказа определяется путем  суммирования всех затрат, учтенных по данному заказу. Если в выполнении заказа участвовали несколько цехов, суммируются затраты всех таких  цехов.

Достоинством данного метода является то, что нет необходимости распределять затраты между законченной продукцией и незавершенным производством. Недостаток метода - тот факт, что  фактическую себестоимость можно  определить только в конце выполнения заказа, а период выполнения заказа может составлять длительный срок.

Нормативный метод калькулирования

Этот метод чаще всего применим на предприятиях массового и крупносерийного  производства с большой номенклатурой  изделий. Имеет следующие этапы:

  • составление нормативных калькуляций по каждому изделию до начала производства продукции;
  • учет фактических затрат с подразделением на расходы в пределах норм и отклонений от норм;
  • определение фактической себестоимости путем суммирования.

Нормативные калькуляции определяются на основе технических данных и других нормативов. Может составляться двумя  способами - путем суммирования калькуляций  для каждой детали, узла и т.д. и  составляться на изделие в целом (этот способ грубее, но технически более  легкий).

Учет фактических затрат происходит следующим образом. На основании  нормативных калькуляций до начала производства продукции выписываются расходные документы на отпуск материалов в производство, на оплату труда. После  осуществления этих расходов они  рассматриваются как расходы  в пределах норм. Все отклонения в затратах от нормативных расходов оформляются специальными сигнальными  документами (увеличивающая линия, другая внешняя форма). Для этого  требуется дополнительное разрешение бюро нормативного учета. К отклонениям  от норм относят также потери от брака. Путем суммирования нормативных  затрат и отклонений получается себестоимость  продукции.

За учетом готовой продукции  и темпами ее реализации, за своевременным  и правильным оформлением документов на отгруженную продукцию и за расчетами с покупателями обязан следить главный бухгалтер. Он должен контролировать также оперативное  и полное выполнение договоров на поставку продукции покупателям.

Учет отгруженной продукции (сданных  заказчику работ и оказанных  потребителю услуг), в соответствии с упомянутым выше Положением по ведению  бухгалтерского учета, осуществляется по полной фактической себестоимости, т.е. кроме производственных расходов в нем должны быть отражены остальные затраты, в том числе связанные с реализацией продукции. В рыночных условиях большое значение имеют формы договорных отношений между поставщиками и покупателями. Например, часть расходов по реализации продукции покупатель может взять на себя, равно как и часть рисков, связанных с транспортировкой и хранением на промежуточных складах. Поэтому бухгалтерский учет отгруженной продукции имеет несколько дополнительных тонкостей, обусловленных применением счета 45 "Товары отгруженные". В зависимости от условий договора в настоящее время указанный счет может включать или не включать в себя те или иные коммерческие расходы. Так например, если покупатель обязался компенсировать поставщику затраты на транспортировку, то они могут быть непосредственно включены в состав счета 45 "Товары отгруженные":

Например:

Д 45 - К 43 - списана производственная себестоимость продукции;

Д 45 - К 44 - учтены коммерческие расходы, оплачиваемые покупателем, где: счет 44 "Расходы на продажу".

 

 

 

Документация  по движению готовой продукции, ее отгрузке и реализации

Предприятие  разрабатывает  годовой  план  выпуска  готовой  продукции  и календарные квартальные,  месячные,  дневные  и  почасовые  графики  выпуска готовых  изделий.  Диспетчерские  службы  цехов   ведут   оперативный   учет выполнения графиков,  что  необходимо  для  определения  ритмичности  работы цехов, срывов в  работе  и  их  причин.       Графики  взаимосвязаны  со  сроками отгрузки готовой продукции и  позволяют контролировать выполнение  договорных обязательств перед покупателями. Выпущенная готовая продукция  переходит  из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется  в  первичных документах — приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах  и др.

       Отпуск  готовой   продукции  и  ее  отгрузка   оформляются   приказом-накладной, в который включены два документа:  приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая служба на основании условий договора с покупателями  с указанием наименования  покупателя,  его кода, количества и ассортимента продукции (графа/занаряжено), срока отгрузки.

Материально ответственное лицо (кладовщик) комплектует  продукцию  по каждому  приказу и передает экспедитору  для отправки, записывая количество  в графе «отпущено».

  Документ подписывается начальником  службы,  кладовщиком  и   экспедитором.

Приказ-накладная  оформляется  в   двух   экземплярах:   первый   передается экспедитору  для указания количества отправленных мест, массы груза  согласно товарно-транспортной накладной и суммы оплаченного  железнодорожного  тарифа за перевозку  продукции до станции покупателя; второй  экземпляр  остается  у  кладовщика как основание для  отпуска. По нему в карточках  складского  учета в графе «расход» проставляется  количество отпущенной продукции,  и  документ передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной  организации, получает  квитанцию  о  приеме  груза.  На  следующий  день  после  отгрузки продукции  экспедитор  обязан  приказ-накладную  и  квитанцию   транспортной организации  передать  в  бухгалтерию  предприятия  для  выписки  платежного требования на имя покупателя.

  Платежное требование - приказ  банку поставщика списать с   расчетного  счета плательщика  стоимость отгруженной продукции  согласно счету-фактуре.  Поэтому  платежное  требование  содержит  справочные  данные  о   местах   нахождения поставщика  и  покупателя,  их  расчетных  счетах,  отделениях  банков, их обслуживающих,  номерах   договора,  квитанции  (накладной),  виде  отправки, сумме платежа.  Возможны два  варианта  платежного  требования:  ассортимент, количество, продажную цену и  стоимость  отгруженной  продукции  разрешается записывать  непосредственно  в  платежном   требовании   или   в   платежном требовании отражается только общая сумма  к  оплате,  а  в  счете-фактуре - ассортимент, количество, продажная цена и  стоимость  отгруженной  продукции (в  этом  случае  счет-фактура  должен  быть  обязательным   приложением   к платежному требованию). В отдельной строке  счета-фактуры или платежного требования указываются стоимость тары и упаковки  и железнодорожный тариф, оплачиваемые   покупателем.   Иногда   сумма    оплачиваемого    поставщиком железнодорожного тарифа может включаться в сумму платежа. Отдельной строкой записывается сумма НДС от  суммы платежа.  При заключении  договора  между поставщиком и покупателем дается оговорка о франко-месте,  до  которого  все расходы по отгрузке продукции несет поставщик.

 Различают следующие их виды:

  • франко-склад  поставщика,  когда  все  расходы,  связанные  с  отгрузкой, предприятие-поставщик включает в платежное требование (стоимость погрузочно-разгрузочных  работ  на  складе,  на станции  железной  дороги,   стоимость перевозки и железнодорожный тариф);
  • франко-станция  отправления - поставщик   включает   в   платежное

требование железнодорожный тариф  и стоимость погрузки продукции  в вагоны;

  • франко-вагон станция назначения  —  поставщик  включает  в  платежное требование только сумму железнодорожного тарифа;
  • франко-станция  назначения  —  все  расходы  по   отгрузке,   включая

железнодорожный тариф, оплачивает поставщик;

  • франко  склад  покупателя  —  кроме  указанных   расходов   поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы  на  станции  покупателя,  на  его складе и стоимость перевозки до его склада и др.

Самым распространенным видом оплаты в нашей стране  является франко-вагон станция отправления. Платежные  документы  на  отгруженную  продукцию должны быть сданы в банк, на востребование платежа от покупателя, в  течение трех дней с момента отгрузки. В этом случае они будут приняты в  обеспечение ссуд под расчетные документы в пути, т.е. поставщик,  не  дожидаясь  платежа от  покупателя,  может  начать   новый   цикл   хозяйственной   деятельности (приобретать материальные ценности, рассчитываться с рабочими  и служащими, заниматься ремонтом оборудования, создавать продукцию и т. д.) за счет  ссуд банка (ссуды под расчетные документы в  пути).  Срок  ссуды равен двойному времени документооборота от банка поставщика до банка покупателя плюс  время на обработку документов и акцепт. Сумма ссуды равна  сумме  предъявленных  к оплате платежных документов минус не кредитуемые элементы (НДС  и  прибыль), которые перечисляются в бюджет и расходуются (прибыль) по  мере  поступления платежа за продукцию на расчетный счет предприятия.

 По  мере  наступления срока погашения ссуд под расчетные документы в пути банк списывает их  суммы с расчетного счета предприятия Платежные требования  представляются  в банк при реестре.

Надежный и эффективный бухгалтерский  учет готовой продукции и операций по ее реализации возможен только при  условии грамотной организации документооборота, который охватывает большой перечень разнообразных бланков, ведомостей, карточек и других документов. В настоящее время на практике при учете готовой продукции и процесса ее продаж используется совокупность унифицированных и некоторых других традиционных документов, таких как:

  • сертификат соответствия;
  • гигиеническое заключение;
  • качественное удостоверение на продукцию;
  • упаковочный ярлык (форма N ТОРГ-9);
  • приемо-сдаточный акт;
  • приемо-сдаточная накладная;
  • приходный ордер (форма N М-4);
  • требование - накладная (форма N М-11);
  • накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13);
  • журнал учета товаров на складе (форма N ТОРГ-17);
  • накладная на передачу готовой продукции в места хранения (форма N МХ-18);
  • накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15);
  • приказ-накладная;
  • накладная (форма N 19);
  • счет фактура;
  • счет (форма N 868);
  • товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т);
  • путевой лист грузового автомобиля (формы N 4-П и 4-С);
  • акт инвентаризации продукции отгруженной (форма N ИНВ-4);
  • акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (форма N ИНВ-6).

Сертификат соответствия подтверждает безопасность продукции предприятия  для жизни и здоровья потребителей, а также невозможность нанесения  вреда их имуществу и окружающей среде.

Гигиеническое заключение свидетельствует  о безопасности данной продукции  для здоровья граждан в период всего жизненного цикла товара: при  его производстве, эксплуатации и  утилизации.

Качественное удостоверение на продукцию характеризует важные качественные показатели партии отгруженной  продукции и содержит сведения о  количестве товара в партии, весе, таре и упаковке.

Упаковочный ярлык описывает существенные свойства и параметры товара, связанные  с его изготовлением, использованием и стоимостью. Выписывается в трех экземплярах на каждое отдельное  место (ящик, тюк и др. тару). Один экземпляр вкладывается вместе с  товаром в упаковку, второй прилагается  к счету-фактуре, третий остается на складе.

Приемо-сдаточный акт, приемо-сдаточная  накладная, накладная на передачу готовой  продукции в место хранения (форма N МХ-18) и приходный ордер (форма N М-4) - это документы, применяемые для учета движения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями организации. Они используются для оформления выпуска и приемки готовой продукции на соответствующий склад. Этой же цели служат: требование-накладная (форма N М-11) и накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13).

Информация о работе Учет готовой продукции