Учет финансовых результатов прибыли и рентабильности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, чтобы:
изучить экономическую сущность прибыли
изучить рентабильность как показатель эффективности производства
дать краткий обзор нормативных документов РБ по теме исследования
проанализировать задачи учета финансовых результатов в условиях перехода к рыночной экономике
изучить учет финансовых результатов , учет операционных доходов и расходов, учет внереализационных доходов и расходов а также учет использования прибыли и реформация баланса
проанализировать международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету финансовых результатов
дать оценку состояния финансовых результатов на базовом предприятии и предложения по его совершенствованию

Содержание

Введение стр. 4
1. Прибыль и рентабильность – основные показатели деятельности промышленных предприятий стр 5
1.1 Сущность прибыли, как экономической категории, особенности ее формирования и пути повышения в промышленности стр 5
1.2 Рентабильность – показатель эффективности производства и факторы ее роста стр 9
1.3 Краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования стр 14
1.4 Задачи учета финансовых результатов в условиях перехода к рыночной экономике стр 15
2. Организация учета финансовых результатов стр 15
2.1 Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности стр 23
2.2 Учет операционных доходов и расходов стр 23
2.3.Учет внереализационных доходов и расходов стр 24
2.4.Учет использования прибыли и реформация баланса стр 26
2.5 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету финансовых результатов стр 29
2.6 Оценка состояния финансовых результатов на базовом предприятии и предложения по его совершенствованию стр.31
Заключение
Список использованных источников стр.36-37

Работа содержит 1 файл

передел.Курс.рабучета фин.резул 17.10.06.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

      •   выплата вознаграждений по итогам работы за год-;

      •   выплата материальной помощи;

      •   оплата дополнительных отпусков сверх  норм, предусмотренных законодательством;

      •   выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия;

      •   предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;

      •  оплата жилья, путевок на лечение  и отдых работникам и их детям и другие виды материальной помощи.

      4.  Прибыль является источником  финансирования расходов предприятия  на содержание социальной сферы, находящейся на его балансе (поликлиник,   здравпунктов, спорткомплексов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, клубов и др.).

      5.  Прибыль является источником  выплаты дивидендов акционерам  и владельцам предприятий и в этом аспекте служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы.

      6.  В росте прибыли предприятий  заинтересовано и само государство,  так как от этого источника  поступают налоговые отчисления  в государственный бюджет. Поэтому  целью  совершенствования  налогового   законодательства должно быть обеспечение условий для роста прибыльности отечественного бизнеса как главного фактора подъема государственной экономики и улучшения благосостояния населения.

      1.2. Показатели рентабельности работы предприятия, порядок их исчисления 

      Абсолютная  сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет  проанализировать достаточность полученного эффекта. Для его оценки используются относительные показатели прибыльности, характеризующие отдачу произведенных затрат на производство и реализацию продукции или отдачу вложенного в производство капитала, называемые рентабельностью.

      Рентабельность  — показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

      Традиционно рентабельность измеряется двумя показателями:

      •   рентабельность продукции;

      •   рентабельность производства.

      Рентабельность  продукции (Рп) отражает соотнотние прибыли от ее реализации (Пр) и текущих затрат на производство и реализацию продукции, выступающих в форме полной себестоимости (С). Исчисляется по формуле  Рп=Пр:С х 100

      Данным  показателем можно измерять как  рентабельность всей продукции, так и рентабельность каждого выпускаемого изделия.

      Пример.

      Себестоимость изделия — 1000 р., прибыль от его  реализа ции — 200 р., рентабельность производства изделия составы 20% (200 : 1000 х 100%).

      Рентабельность  продаж (Рр) определяет процентное соотношение прибыли от реализации (Пр) и выручки от реализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов (В):

      Рр = Пр : В х 100.                

      Пример.

      Выручка от реализации продукции получена в  сумме 1180 млн р Выручка без  косвенных налогов будет равна 961 млн р. (1180 -— 180 — 39). Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) -48 млн р. Рентабельность продаж составит 5% (48 : 961 х 100)

      Рентабельность  производства (Рп) определяется по всему  его объему, отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как процентное отношение прибыли (П) к сумме основного (Оф) и оборотного (Ос) капитала:

      Рп = П х 100 : (Оф + Ос).                 (6.5)

      Пример.

      Прибыль предприятия за год — 90 000 тыс. р., стоимость основных фондов — 400 000 тыс. р., сумма оборотных средств -200 000 тыс р. Рентабельность производства составит 15% (90 000 х 100 : (400 000 + 200 000)).

      Приведенные показатели рентабельности являются базовыми. В зависимости от целей, стоящих перед анализом финансовых результатов, они могут модифицироваться в различные варианты, например, в рентабельность активов, рентабельность основного капитала, рентабельность собственных или отдельно заемных оборотных средств, рентабельность акционерного капитала и др.

      Исчисление   рентабельности   позволяет   сопоставлять новые и фактические результаты деятельности, отслеживать динамику их изменений за ряд периодов, выявлять складывающиеся тенденции, принимать обоснованные решения по корректировке управленческих действий в целях прибыли.

      Белорусским предприятиям в рыночных условиях приходится прилагать значительные усилия, чтобы устоять в курентной борьбе и обеспечить нормальные условия хозяйствования. По статистике в 2004 г., 34 % всех предприятий были убыточны, 33 % имели рентабельность до 5 %, т.е. являлись потенциально убыточными, а средняя рентабельность всего белорусского промышленного производства составила 12 %. В отношении к ВВП прибыль предприятий за последние 10 лет снизилась с 30 % до 11,8 %.

      В данной ситуации решающее значение имеет  повышение уровня финансового менеджмента, умение управленческого персонала предприятий мобилизовать все возможные факторы роста прибыли и рентабельности.

     Прибыль в деятельности предприятий является особым синтетическим показателем, в котором отражаются все факторы  производства и сбыта продукции. Их учет и оценка играют решающую роль в достижении коммерческого эффекта, поэтому анализ и прогнозирование изменений внутренних и внешних условий развития бизнеса является наиболее ответственной и самой сложной задачей менеджмента, требующей высокого уровня квалификации финансового и управленческого персонала.

Совокупность  факторов, влияющих на динамику прибыли предприятия, условно можно подразделить на две группы:

  • внутренние   факторы,   зависящие  от  деятельности предприятия;
  • внешние факторы, складывающиеся под воздействием рыночной среды и не зависящие от деятельности предприятия.

Первая  группа факторов (внутренние) включает пять показателей, определяющих размер получаемой прибыли и находящихся в сфере управления персонала предприятия:

•   объем  производства и реализации продукции;

•   себестоимость  продукции (работ, услуг);

•   установленная  отпускная цена;

•   структура  ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг);

•   качественная структура выпускаемой продукции (работ, услуг).

Большое влияние на прибыль предприятия оказывает вторая группа факторов — внешние факторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся:

•   конъюнктура  рынка (ей менее подвержены крупные  компании, которые сами создают конъюнктуру);

•   инфляция, которая искажает реальную прибыль, не позволяет составлять бизнес-прогнозы на перспективный период;

•   непредсказуемая  налоговая, ценовая, валютная, таможенная политика государства в условиях экономического кризиса.

Из изложенного  можно заключить, что получение прибыли требует большого профессионализма в управлении производством и в то же время связано со значительной степенью предпринимательского риска. Задачей в управлении прибылью является расчет и минимизация рисков путем реального планирования и прогнозирования результатов деятельности предприятия с учетом факторов, на них влияющих.

Поскольку прибыль  является главным финансовым ресурсом предприятия, за счет которого осуществляются затраты по расширению производства, материальному стимулированию персонала и другие, то ее реальное планирование имеет особо важное значение для финансирования указанных затрат. Ошибки в плановых расчетах прибыли приводят к необходимости корректировки многих бизнес-намерений, нарушают запланированную структуру финансово-хозяйственной деятельности.

Предприятия планируют  прибыль, используя в сочетании  два метода расчетов:

•   метод  прямого детального счета;

•   аналитический  метод, основанный на учете влияния  различных факторов на величину прибыли.

Метод прямого  детального счета состоит в том, что на планируемый период прибыль от реализации исчисляется по каждому изделию или группам однородных изделий как Разница между объемом их реализации в отпускных ценах (без косвенных налогов) и по полной себестоимости, а за-

тем результаты суммируются в целом по предприятию. При этом используется формула

П-В - НДС -Р-М-А-С      или  П = 01+Т-02

где П — прибыль  от реализации продукции; В — выручка  от реализации продукции в отпускных ценах; Р — отчисления в Республиканский целевой бюджетный фонд; М — отчисления в местные целевые бюджетные фонды; А — акциз; С — полная себестоимость реализуемой продукции; О1 — прибыль в остатках готовой продукции на начало планируемого года; Т — прибыль в товарной продукции планируемого года; О2 — прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого года.

Прибыль товарной продукции планируемого года определяется исходя из плана производства продукции по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций полной себестоимости, отпускных цен и сумм косвенных налогов в цене каждого изделия.

Прибыль в переходящих  остатках готовой продукции (О) обычно рассчитывается по всей их совокупности. Поскольку эти остатки в бухгалтерском учете учитываются не по полной, а по производственной себестоимости, то и в расчете прибыли они принимаются по производственной себестоимости. Все коммерческие расходы условно относятся на выпуск товарной продукции.

Результаты расчетов объема товарной продукции, переходящих ее остатков в отпускных ценах и по себестоимости и сумм оборотных налогов сводятся в единую таблицу

Для получения  общей прибыли к прибыли от реализации продукции (работ, услуг) прибавляют (вычитают) сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

Если предприятие  найдет возможности увеличения ручки  от реализации продукции на 10%, то его при возрастет на 16,7%.  Обратный результат последует снижении выручки.

Таким образом, можно заключить, что при планировании прибыли важно учитывать следующие моменты:

•   максимально  использовать резервы увеличения вы ручки от реализации продукции (работ, услуг);

•   рационально  планировать не только величину текущих  производственных затрат, но и их структуру, уделяя особое внимание динамике снижения удельного веса постоянных затрат.

1.3. Обзор нормативных  документов  Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования

 

      Исследовать анализ формирования показателей финансовых результатов можно с помощью  следующих нормативно - правовых документов и специальной литературы:

  1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» Закон  от 17 мая 2004  г.  N 278-З  (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, 2004 г., № 77, 2/1027)
  2. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и  Инструкции  по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 30 мая 2003 г. № 89.
  3. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений  в порядок заполнения форм годовой  отчетности" от 29 декабря 2003 г. №185.
  4. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь "О бухгалтерской отчетности организаций" от 17 февраля 2004 г. №16, с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 марта 2005 г.
  5. Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации» утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 26 декабря 2003 г. № 181.
  6. Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации» утвержденная постановлением Министерства финансов 26 декабря 2003 г. № 182.
  7. Инструкция «О порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.02.2004 №16, с изм. и доп., внесенными постановлением Минфина от 22.12.2004 №178 (рег. №8/11946 от 5.01.2005.
  8. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / под ред. Табурчака П.П.
  9. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / под ред. В.И.Стражева;
  10. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта.
  11. Бердникова Т.Б., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Учет финансовых результатов прибыли и рентабильности предприятия