Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение основ учета денежных средств и форм организаций безналичных расчетов. Задача: раскрыть тему «Учет денежных средств».
Введение 3
I.Учет денежных средств 5
1.1 Учет операций по расчетному счету. 5
1.2 Открытие расчетного счета 8
1.3 Учет операций по валютному счету 9
1.4 Учет операций на специальных счетах в банках 12
1.5 Учет переводов в пути 13
II .Формы организации безналичных расчетов 15
2.1 Оформление платежных поручений 15
2.2 Организация расчетов с помощью платежных требований 16
2.3 Применение расчетных чеков. 18
2.4 Расчеты по аккредитиву 20
2.5 Учет кассовых операций 21
2.6 Отчет о движении денежных средств 26
III .Практическая часть 28
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежное требование выписывается поставщиком при отгрузке материальных ценностей и сдается в банк для взыскания платежа с покупателей. Такая форма расчетов между поставщиком и покупателем должна быть оговорена при заключении договоров на поставку продукции.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Расчеты
посредством платежных
1
8 5 4 2 7
3
6
Рис.2 Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями-поручениями.
1 – оказание услуги
2
– платежные требования и
3,4
– платежное требование-
5 – акцепт
6 – перечисление денег
7,8
– выписки банков
Акцепт может быть так же положительным или отрицательным. При положительном акцепте плательщик представляет в банк письменное согласие на оплату. При отрицательном – не полученный в установленный срок отказ означает согласие на оплату. В платежном требовании указываются:
а) условие оплаты;
б) срок для акцепта;
в) дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику;
г) наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты - в поле "Назначение платежа".
Банк принимает платежные требования вместе с их реестром с целью контроля со стороны поставщика за их оплатой. Платежное требование принимается при наличии средств на счете плательщика. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
6
4 11 2 1 8 7 10
9
Рис.3 Схема документооборота при расчетах чеками
1 – заявление о депонировании определенной суммы на депозитном счете 55/2 чековая книжка
2 – заявление о выдаче чековой книжки
3 – открытие депозита
4 – выдача чековой книжки
5 – оказание услуги
6 – оплата чеком
7,8 – не позднее 14 дней с момента получения чека. Предоставление чека для расчета
9 – если банк признает чек действительным, т.е.не превышена гарантированная банком сумма. Перечисление денег
10,11 – выписки банка
Порядок
и условия использования чеков
в платежном обороте
Аккредитив
– это письменное поручение одного
банка другому о выплате
Аккредитивная форма расчетов считается одной из наиболее надежных. Основное содержание аккредитивной формы расчета заключается в том, что функция обслуживания платежа передается плательщиком и получателем своим банкам, которые их обслуживают. Для этого в банке поставщика открывается отдельный банковский счет – аккредитив, на котором депонируются средства плательщика для оплаты поставщику по предъявлении им соответствующих документов.
5
9 1 4 6 8
2 3 7
Рис.4 Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов
1
– заявление на открытие
2
– с расчетного счета клиента
резервируется, депонируется
3,4
– извещение об открытии
5 – оказание услуги
6 – расчетно – платежные документы
7 – перечисление денег
8,9 – выписки банка
Выплата с аккредитива осуществляется только безналичным путем. Аккредитив открывается за счет только собственных средств фирмы-покупателя, или только кредитов банка на сумму аккредитива. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком.
Предприятия, объединения, организации и независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
Предприятия,
имеющие постоянную денежную выручку,
по согласованию с обслуживающими их
банками могут расходовать ее
на оплату труда и выплату социально-
Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка. Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью кассира или оттиском кассового аппарата. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной ведомости сумма прописью не указывается. Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо. Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится кассиром по платежным ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. В аналогичном порядке могут оформляться и разовые выдачи денег на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни и др.), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.