Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:04, курсовая работа
Кассовые операции занимают одно из центральных мест в хозяйственной деятельности организации. Потребность в наличных денежных средствах возникает постоянно и связана с выплатой заработной платы, пособий, средств на командировочные и хозяйственные расходы, оплату услуг наличными и т.п., в то же время в кассу ежедневно могут поступать платежи наличными за различные услуги, оказываемые организацией, поступления с расчетного счета или от заказчиков, поэтому проблема учета денежных средств в кассе предприятия является актуальной темой.
Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия.
Это правило относится и к оформлению кассовых операций. Однако налаживание документооборота данного участка осложняется тем, что существуют два понятия кассы. Есть касса, как понятие бухгалтерского учета. И есть касса, как физическое место, где хранится денежная наличность. Именно эти понятия зачастую путают бухгалтеры. Рассмотрим, как правильно организовать документооборот движения наличных денежных средств обособленных подразделений и головной организации, не нарушая действующего порядка ведения кассовых операций.
При приеме и выдачи денежных средств обособленное подразделение, являясь частью организации, должно оформлять приходные или расходные кассовые ордера (п. 13, 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40, далее - Порядок).
Кассовые ордера должны иметь сквозную нумерацию в хронологическом порядке. Это следует из пункта 21 Порядка. Здесь сказано, что кассовые ордера фиксируются в журналах регистрации приходных и расходных ордеров. Между тем, кассовые операции одновременно проводятся как в головном офисе, так и в различных обособленных подразделениях. Как избежать задвоения нумерации? Есть несколько способов обеспечить согласованную нумерацию документов.
Можно, к примеру, резервировать диапазоны номеров кассовых ордеров для обособленных подразделений. Правда, здесь возможна ситуация, когда у одного обособленного подразделения номер кассового ордера на раннюю дату окажется больше номера на более позднюю дату у другого подразделения. Поэтому вряд ли можно назвать данный подход идеальным.
Другой вариант заключается в использовании составной нумерации. То есть номер кассового ордера будет состоять из двух частей. Его первая часть идентифицирует обособленное подразделение, вторая – порядковый номер кассового ордера в этом подразделении. Например, расходный кассовый ордер №02/104. Где: 02- номер (код) подразделения, 104 – номер кассового ордера. На мой взгляд, данный метод более предпочтителен. При правильном его применении нарушение установленного порядка нумерации ордеров практически исключено. Выбрав такой вариант заполнения кассовых ордеров и закрепив его в учетной политике, организация обеспечит правильность нумерации кассовых ордеров. Это поможет избежать претензий при проверке кассовых операций.
Еще одна проблема связана с отражением операций обособленных подразделений в кассовой книге. Порядок ведения кассовых операций требует, чтобы все поступления и выдача наличных денежных средств отражались в этом документе. При этом организация должна вести только одну кассовую книгу. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана.
Если следовать таким требованиям, организация и ее обособленные подразделения должны делать записи в кассовую книгу сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Очевидно, что выполнить их, если головной офис и подразделения значительно удалены друг от друга, практически невозможно.
Некоторые организации решают эту проблему следующим образом. Они открывают в обособленных подразделениях, имеющих баланс и расчетный счет, самостоятельные кассы. Соответственно, на каждое подразделение заводится своя кассовая книга. Несмотря на то, что этот вариант является оптимальным, он не соответствует требованиям Порядка ведения кассовых операций. Если это выявится при проверке, к организации может быть применена ответственность по статье 15.1 КоАП РФ.
На мой взгляд, существует более корректный выход из положения. Как я уже отметили, Порядок ведения кассовых операций требует, чтобы в организации была одна кассовая книга. С другой стороны, законодательство позволяет компаниям иметь так называемую операционную кассу (приказ Минфина России от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»).
Руководствуясь этой нормой, в учетной политике можно установить следующее. Основная касса организации находится по месторасположению головного офиса, а по местам расположения обособленных подразделений открываются операционные кассы. При этом кассир головного офиса помимо кассовой книги организации должен будет вести Книгу учета выданных и принятых кассиром денежных средств (форма № КО-5, утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88). Кассиры операционных касс ведут так называемые операционные кассовые книги по форме № КО-4. При этом в учетной политике нужно отразить периодичность передачи остатков наличности из оперативных касс обособленных подразделений в кассу головной организации. Например, если невозможно ежедневно сдавать наличность в кассу организации, то это делается еженедельно или ежемесячно.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «СВЯЗНОЙ».
2.1.Местоположение и правовой статус организации.
Группа «Связной» – одна из ведущих розничных сетей мобильной связи России
В 2004 г. рыночная доля группы «Связной» в России составила 8%, в Москве и Московской области превысила 25%. В 2008 г. количество салонов группы «Связной» превысило 1000, к концу 2009 г. приблизится к 1300.
Бизнес, из которого выросла группа «Связной», был основан в октябре 1995 года. С момента создания до 2002 года основным видом деятельности группы являлась оптовая торговля. В этот период времени деятельность компании осуществлялась под брэндом «Максус». Правильно оценивая перспективы развития рынка продаж сотовых телефонов, в 2001 г. группа приняла стратегическое решение о концентрации усилий в развитии розничных продаж.
23 апреля 2002 года состоялся официальный запуск розничной сети компании под новым брэндом – сети центров мобильной связи «Связной». До 2004 года группа «Связной» осуществляла свои операции в рамках ООО «ГрандСофтСити» и около 20 малых предприятий. В 2004 году розничные операции группы были переведены в рамках реструктуризации и консолидации на розничные региональные компании группы «Связной», а снабжение розничных компаний товаром централизовано на ЗАО «Связной».
Стратегия развития группы «Связной» направлена на увеличение рыночной доли, диверсификацию поставщиков, расширение продуктового ряда, рост стоимости бренда и экспансию в новые сегменты рынка услуг высокой добавленной стоимости в телекоммуникациях.
Материнская компания группы «Связной» – Patagon Finance Ltd. – владеет 99,9% акций российской холдинговой компании группы – ЗАО «Группа компаний «Связной». Компания зарегистрирована по законодательству Британских Виргинских островов.
Юридический адрес ЗАО «Связной» Московская область, Домодедово г., Привокзальная площадь, д.1 .Однако, география торговой сети «Связной» раскинулась по всей России.
2.2. Организационное устройство, размеры и специализация ЗАО «Связной»
«Связной» - федеральная розничная сеть, специализирующаяся на продаже услуг сотовых операторов, персональных сотовых аксессуаров, портативной цифровой аудио- и фототехники. Компания является официальным дистрибьютором ведущих производителей GSM- телефонов и телефонов стандарта DECT, а также дилером крупнейших операторов сотовой связи.
Целью деятельности является получение прибыли от осуществления предпринимательской деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность, в том числе:
Уставный капитал Общества составляет 1 500 000 (Один миллион пятьсот тысяч) рублей.
В настоящее время партнерами компании являются: Nokia, Samsung, Siemens, Sony Ericsson, Voxtel, Philips, Motorola, Alcatel, Explay, Sony, BBK, Rover, Nec, Prolife и т.д.
В течение 2004 года «Связной» осуществила реструктизацию, результатом которой стала прозрачная финансовая структура, наличие которой способствовало существенному повышению инвестиционной привлекательности группы.
Сегодня группа «Связной» состоит: ЗАО «Группа компаний «Связной» - владелец акций одиннадцати операционных компаний группы, в том числе: ЗАО «Связной» - распределительный и финансовый центр; розничные торговые компании (ЗАО «Связной МС», «Связной ЦР», ОАО «Связной НН», ОАО «Связной СПБ», ЗАО «Связной Кзн», ОАО «Связной Юг», ОАО «Связной Урал», «Сибирь»; ЗАО «Связной Загрузка» - производитель контента.
Такая структура позволяет группе «Связной» успешно сотрудничать с ведущими финансовыми институтами России.
«Связной» - это торговая сеть европейского уровня с отличным качеством обслуживания. Собственный Учебный центр позволяет персоналу компании постоянно повышать свою квалификацию и развивать мотивацию.
Реальное преимущество «Связного» - качество коммуникации с потребителем. Под качеством коммуникации подразумевается комплекс маркетинговой активности – от прямой рекламы до оформления мест продаж. При этом по таким факторам, как ассортимент, удобство мест продаж сеть «Связной» входит в число лучших.
В 2004 году группой компаний «Связной» было открыто несколько новых региональных центров – Поволжье и Татарстан, координирующего работу сети в следующих городах и областях – Казань, Н. Челны, Елабуга, Альметьевск, Нижнекамск, Чистополь, Бугульма, Самара, Чебоксары, Тольятти, Йошкар-Ола, Ульяновск. В том числе в Ижевске в 2009-2010 было открыто 3 торговых точки: ЦМС 260 Ижевск-Горького и ЦМС 253 Ижевск-Талисман, ЦМС 278 Ижевск - Красноармейская.
«Мы удвоили свои обороты в 2009 году. Таким образом, наша компания в девятый раз подтвердила свою способность - расти на 100% ежегодно», отметил Ноготков М.Ю., Президент группы компаний «Связной».
Итоги 2009 года также свидетельствует о том, что эффективность работы на одну торговую точку в сети «Связной» является лучшей в отрасли и превышает показатели ближайшего конкурента не менее чем на 30%.
2.3.Основные экономические и финансовые показатели деятельности ЗАО «Связной».
Согласно различным источникам, финансовое состояние хозяйствующих субъектов можно оценивать большим количеством методов. В частности, можно применять трендовый анализ отчета о прибылях и убытках (форма № 2) Приложение 2. Его называют также горизонтальным анализом, такой анализ позволяет увидеть и сравнить динамику показателей, понять причины и факторы складывающихся тенденций.
Таб.2.Горизонтальный (трендовый) анализ отчета о прибылях и убытках
ЗАО «Связной» за 2008-2009 гг.
Показатели |
2008 г. |
2009 г. | |||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | ||
1. |
Выручка от продажи |
86133 |
100 |
4705408 |
5462 |
2. |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
55706 |
100 |
3961143 |
7110 |
3. |
Проценты к получению |
- |
100 |
- |
- |
4. |
Проценты к уплате |
4310 |
100 |
2692 |
62,46 |
5. |
Прочие операционные доходы |
1942 |
100 |
34942 |
1799 |
6. |
Прочие операционные расходы |
12396 |
100 |
70617 |
569 |
7. |
Прибыль до налогообложения |
15664 |
100 |
338321 |
2160 |
8. |
Чистая прибыль (убыток) |
1644 |
100 |
329200 |
20024 |
В таблице приведены результаты выполненного горизонтального (трендового) анализа отчета о прибылях и убытках ЗАО «Связной» за два отчетных года – 2008-й и 2009-й. Данные 2008 г. приняты за 100 %. Изменения 2009 г. по отношению к 2008 г. были рассчитаны дополнительно.
Из табл.2 видно, что выручка от продажи продукции в 2009 г. увеличилась в 50 раз по сравнению с 2008 г. При этом себестоимость проданной продукции увеличилось в 70 раз. Анализируя прочие показатели можно заметить, что сумма процентов к уплате увеличилась на 37,54%. Внереализационные расходы превышают аналогичные доходы, что в целом не сказывается на размер чистой прибыли. В результате чистая прибыль в 2009 г. Увеличилась на 327 556 тыс.руб. по сравнению с предыдущим 2008 г.
Теперь проанализируем хозяйственную
деятельность ЗАО «Связной» с
помощью показателей
Таб.3 Показатели рентабельности и деловой активности ЗАО «Связной»
Показатель |
2008г. |
2009г. |
Изменение |
1.Рентабельность продаж |
1,91% |
6,99% |
5,08% |
2.Рентабельность всего |
80,03% |
96,59% |
16,56% |
3.Общая оборачиваемость капита |
6,06 |
6,26 |
0,2 |
4.Оборачиваемость мобильных |
5,91 |
6,34 |
0,43 |
5.Оборачиваемость готовой прод |
10,00 |
13,19 |
1,:60 |
6.Оборачиваемост дебиторской |
31,00 |
31,69 |
1,69 |
7.Средний срок оборота деб. задолженности |
11,5 дней |
11 дней |
- 0,5 дня |
8. Оборачиваемость кредиторской задолженности |
17 |
15,5 |
-1,5 |
9. Средний срок оборота кредиторс |
21 день |
23 дня |
2 дней |
10.Оборачиваемость внеоборотны |
530 |
530,5 |
0,5 |
11.Оборачиваемость собственног |
30,5 |
27 |
-3,5 |
Информация о работе Учет денежных средств организации на примере ЗАО "Связной"