Учет денежных средств и денежных документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования, проводимого в данной курсовой работе, является учет денежных средств и денежных документов организации.
В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

Содержание

Введение
1. Учет кассовых операций и денежных документов
2. Учет операций на расчетных, валютных и специальных счетах в банках
3. Порядок учета денежных средств в ОАО "Исток"
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Сдача денег на расчетный счет оформляется  расходным кассовым ордером. В банке заполняется «Объявление на взнос наличными». Данный документ состоит из трех частей: первая часть «Объявление» остается в банке; средняя часть «Талон к объявлению» передается кассиру; третья «Квитанция» также возвращается кассиру, но после зачисления денег на расчетный счет и вместе с банковской выпиской.

     Деньги  по кассовым ордерам принимаются  и выдаются только в день составления  этих документов. Никаких подчисток, помарок или исправлений в  кассовых документах не допускается. При  выдаче денежных средств по доверенности она прилагается к расходному кассовому ордеру или ведомости на выдачу средств.

     При завершении операции кассир обязан подписать  расходный или приходный кассовые ордера вместе с приложенными к ним документами, погасить их штампом или надписью: приходные документы – «Получено», расходные – «Оплачено» с указанием числа, месяца, года. Все приходные и расходные ордера, а также заменяющие их документы до передачи  в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, и документу присваивается порядковый номер.

     Все поступления и выдачи наличных денег  предприятия учитывают в кассовой книге.

     Кассовая  книга (ф. № КО – 4) ведется кассиром. Листы в ней нумеруют, прошнуровывают и опечатывают сургучной (обычно круглой) печатью организации. На последней странице делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано страниц…» и проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера организации.

     Записи  в кассовой книге ведутся в  двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры должны быть отрывными, они служат отчетом кассира. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются, исправления, сделанные корректурным способом, заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Разрешается ведение кассовой книги с использованием вычислительной техники.

     Записи  в кассовую книгу производятся сразу  после получения или выдачи денег, кассир обязан подсчитать итоги операций за день, вывести остаток денег в кассе и передать в бухгалтерию отчет с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (на первом экземпляре). Кассовая книга ведется ежедневно с расчетом остатка на конец каждого дня. Бухгалтеры и другие счетные работники, имеющие право подписи кассовых документов, не могут исполнять обязанности кассиров.

     Получение наличных в кассу от покупателей  за реализованные товары (работы, услуги) – обязательно с применением контрольно-кассовой техники (ККТ). В данном случае ведут Книгу кассира - операциониста.

     Расчеты через кассу между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ограничены. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 17.07.2006 N 08-17/2540 по вопросу, распространения действия Указаний Банка России от 14.11.2001 N 1050-У и Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, так же направлено и на индивидуальных предпринимателей. В соответствии с указаниями ЦБ РФ устанавливается предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по одному договору: – 100 000 руб. (Указание Центробанка РФ от 20.06.2007 г. № 1843 У).

     Расчеты свыше установленного лимита должны проводиться только в безналичном  порядке (через расчетный счет).

     В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94 г. № 1006 при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдения порядка ведения кассовых операций налоговые органы применяют к предприятиям на основании сведений, представляемых коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, следующие меры финансовой ответственности:

     - за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями и организациями сверх установленных предельных сумм – штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа с предприятия, производящего платеж;

     - за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности – штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;

     - за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов – штраф.

     На  руководителя предприятия, допустившего указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.

     На  каждом предприятии в сроки, установленные  руководителем предприятия, но не реже одного раза в месяц, а также при  смене кассиров производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

     Учет  кассовых операций ведется на счете  «Касса», который в соответствии с Рабочим планом счетов имеет  номер 50.

     Счет 50 «Касса» является активным, то есть увеличивается по дебету. Его структура  выглядит следующим образом:

     Например, операции, записанные во фрагменте  кассовой книги, приведенном выше, отражаются на счете «Касса» следующим образом:

     При ведении бухгалтерского учета используется метод, именуемый двойной записью: сумма хозяйственной операции записывается дважды — в дебет одного счета и в кредит другого счета (счета-корреспондента).

     Отражение хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета называется бухгалтерской  проводкой.

     Основные  проводки, отражающие кассовые операции и операции с денежными документами 

 
 

 

      2. Учет операций  на расчетных,  валютных и специальных  счетах в банках  счетах. 

     Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все  денежные операции без ограничения их перечня.

     Предприятие в праве открыть расчетный  счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществлении  всех видов расчетных, кредитных  и кассовых операциях.

     В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94 г. № 1006 открытие расчетных  счетов предприятий возможно только при предъявлении банку документа о постановке на учет в налоговом органе.

     В соответствии со ст. 23. Налогового кодекса  предприятия обязаны сообщать в  налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в пятидневный срок. Согласно ст. 118 Налогового кодекса нарушение данного срока влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

     Для открытия расчетного счета предприятие  представляет в банк следующие документы:

  • заявление на открытие счета;
  • копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
  • копию решения о государственной регистрации, заверенную нотариально или органом, регистрирующим организацию;
  • справку о постановке на учет в налоговой инспекции и в других государственных органах (при необходимости);
  • два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенных нотариально Право первой подписи принадлежит руководителю и его заместителю, а второй – главному бухгалтеру и его заместителю; подписи фиксируются только в присутствии нотариуса.

     Между банком и предприятием заключается  договор банковского счета, в  котором, как правило, оговариваются:

  • стоимость открытия счета;
  • стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию;
  • стоимость наличного обращения;
  • проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах.

     Прием и выдача наличных денег с расчетного счета или безналичные расчеты  производятся банком на основании документов, утвержденных ЦБ РФ:

  • объявление на взнос наличными;
  • денежный чек;
  • платежное поручение;
  • платежное требование;
  • расчетный чек и др.

     Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:

  • наименование расчетного документа;
  • номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц - прописью, год – цифрами (на расчетных документах, заполняемых на ЭВМ, допускается обозначение месяца цифрами);
  • наименование плательщика, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН указывается перед наименованием плательщика), КПП плательщика (код причины постановки на налоговый учет), номер его счета в банке (20 знаков);
  • наименование банка плательщика, его местонахождение, БИК (банковский идентификационный код – 9 знаков), корр. счет банка – 20 знаков;
  • наименование получателя средств, его ИНН и КПП, номер его счета в банке (20 знаков);
  • наименование банка получателя, его местонахождение, БИК (банковский идентификационный код – 9 знаков), корр. счет банка – 20 знаков;
  • назначение платежа;
  • сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
  • подписи предприятия на первом экземпляре расчетного документа независимо от способа его изготовления.
 

     Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:

     1. Банк хранит денежные средства предприятия на счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренными банковскими правилами и договорами.

     2. Средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов.

     3. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

     4. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

     5. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

     а) по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств  со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

     б) по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и  оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту);

     в) по платежным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, а также по отчислениям во внебюджетные фонды; списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет;

     г) по исполнительным документам, предусматривающим  удовлетворение других денежных требований;

     д) по другим платежным документам в  порядке календарной очереди. 

     Синтетический учет операций по расчетному счету  ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

     Остаток на счете 51 – величина средств предприятия  на расчетном счете.

     Обороты по Дебету – поступление средств (от реализации продукции, в погашение  дебиторской задолженности, поступление  банковских ссуд, взнос наличных денег  из кассы)

     Оборот  по Кредиту – уменьшение средств  на расчетном счете в результате различных платежей.

      Все записи по счету 51 делаются на основании  первичных документов, приложенных  к выписке банка, регистром синтетического учета является журнал-ордер № 2. В нем производятся кредитовые записи по счету, а дебетовые осуществляются в ведомости № 2.

Информация о работе Учет денежных средств и денежных документов