Учет дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов и практических государственного регулирования внешней торговли.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность международного правового регулирования внешнеэкономической политики
- правовые основы регулирование торговых отношений Казахстана со странами СНГ
- рассмотреть правовые аспекты, проблемы и перспективы внешней торговли РК
- торгово-экономическое соглашение между правительствами Республики Казахстан и другими странами

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования внешней торговли.
1.1. Сущность и роли регулирования внешней торговли. 4
1.2 .Тарифные и нетарифные методы регулирования
внешней торговли . 7
1.3. Зарубежный опыт регулирования внешней торговли. 9
Глава 2. Государственное регулирование внешней торговли Республики Казахстан.
2.1.Современное состояние внешней торговли Республики
Казахстан. 16
2.2.Внешняя политика: проблемы и перспективы. 19
Заключение. 24
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Инструменты общей торговой политики ЕС включают:

· Общий внешний тариф. Импортные товары, пересекающие границу  любого из государств-членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются пошлиной в соответствии с общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется один раз: в какое бы другое государство-член ЕС в дальнейшем ни поступил импортный товар, таможенная пошлина с него больше не взимается. Первоначально он представлял собой среднеарифметическое национальных тарифов; его дальнейшая эволюция была результатом общей торговой политики ЕС. В настоящее время большинство применяемых пошлин являются адвалорными. Таможенное обложение импорта существенно различается по отдельным группам товаров. Размер пошлины зависит прежде всего от степени обработки сырья. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых страны ЕС заинтересованы, таможенные пошлины либо вообще отсутствуют, либо незначительны. На полуфабрикаты и готовые изделия они заметно увеличиваются (пример приведен в таблице А.1). На сегодняшний день среднеарифметический уровень таможенного обложения составляет (в процентах от стоимости товаров): по нефти - 6,4, сырью (кроме нефти) - 1,6, полуфабрикатам - 6,2, готовым изделиям -7.

· Количественные ограничения. Римский договор сохранял за национальными  государствами право устанавливать  свои собственные количественные ограничения  на импорт, даже если речь шла об импортных  товарах из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства-члена ЕС. Это давало возможность отдельным государствам защитить «чувствительные» отрасли национальной промышленности в условиях, когда конкурирующие товары без ограничения ввозятся на территорию других государств. С созданием Единого внутреннего рынка и упразднения таможенных границ национальные количественные ограничения были отменены; взамен были введены общие для всего Союза квоты по семи товарным позициям.

· Антидемпинговые и  компенсационные меры. Заявления о принятии таких мер обычно представляются в Европейскую комиссию отраслевыми союзами предпринимателей или одной из компаний, действующей от имени значительного числа производителей данного товара. Из 100 заявлений удовлетворяется в среднем 14. комиссия проводит расследование, которое может длиться более полутора лет. Пока оно продолжается, могут быть установлены временные сборы. Окончательные решения по вопросу о решении антидемпинговых мер принимаются Советом ЕС. Их срок обычно ограничивается тремя годами, иногда - пятью. За 1995-2003 гг. число антидемпинговых расследований возросло в 2,4 раза;

· Защитные оговорки. Они  предусматривают введение временных  ограничений на импорт определенного  вида товаров в том случае, если этот импорт наносит серьезный ущерб соответствующей отрасли промышленности внутри ЕС. Порог защитных мер обычно значительно выше, чем порог антидемпинговых и компенсационных мер.

· Правила происхождения  товара. Одним из острых вопросов общей  торговой политики ЕС является установление происхождения товара и определение порога, при котором товар, содержащий иностранные компоненты, признается товаром, произведенным на территории ЕС. Интернационализация производства делает все более трудным непротиворечивое решение этого вопроса. Основное правило определения страны происхождения товаров в ЕС следующее: новый товар, в производство которого вовлечено две и более страны, будет считаться происходящим из страны, в которой осуществлялся последний по времени экономически оправданный существенный процесс его изготовления, выполняемый на предприятии, оборудованном для этих целей. Вместе с тем действуют специальные правила определения страны происхождения для высокотехнологичных изделий: они могут свободно продаваться внутри ЕС на более льготных тарифных условиях, нежели другие товары из этих стран; и это способствует передачи технологий и ноу-хау в ЕС;

· Определение таможенной стоимости товара. В ЕС определение  таможенной стоимости товара проводится в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ, который является международно-правовым стандартом. Кодекс закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, затраты покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.);

· Установление норм охраны окружающей сред, здравоохранения, защиты прав потребителей и т. д. Протекционистский мотив в применении данных норм очевиден лишь в отдельных малочисленных случаях - в основном, преследуются декларируемые цели: защита от низкокачественных и опасных товаров.

Составляющей таможенного  тарифа являются преференции, предоставляемые некоторым странам согласно двусторонним договоренностям. В настоящее время в Европейском Союзе действует шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (ОСП). Страна производства товаров должно подтверждаться сертификатом происхождения; необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера в ЕС. ОСП распространяется на развивающиеся страны и на некоторые страны с переходной экономикой. Республика Беларусь также включена в этот список.

Все товары, в отношении  которых действует ОСП, разделены  на четыре группы в зависимости от чувствительности их импорта для  рынка ЕС. Однако, некоторые, такие, как текстиль и черные металлы, вообще выведены за пределы ОСП. Их ввоз ограничивается определенными квотами. Тарифные преференции определяются путем модуляции ставок пошлин в зависимости от принадлежности к одной из этих групп: 15% - для очень чувствительных товаров (т. е. на столько снижается ставка тарифа), 30% - для чувствительных, 65% - для получувствительных, с нечувствительных товаров таможенная пошлина не взимается. Сельскохозяйственный раздел ОСП более ограничен по сравнению с промышленным. Это связано с тем, что система преференций направлена на поощрение именно индустриального развития стран «третьего мира», а не экспорта конкурирующей агропродукции. Так, на большинство видов агропродукции установлены либо специфические, либо смешанные пошлины; преференции же действуют только в отношении адвалорной.

В настоящее время  центральное место в общей внешнеторговой политике ЕС занимают многосторонняя экономическая дипломатия в рамках ГАТТ/ВТО и решение торгово-политических вопросов, связанных с расширением ЕС.

Итак, в рамках Европейского Союза действует общая торговая политика, официальной целью которой считается свободная внешняя торговля. На практике же ЕС использует разнообразные методы тарифной и нетарифной защиты для своих чувствительных отраслей от иностранной конкуренции. Средний уровень тарифов на импорт в ЕС является невысоким - примерно 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2%; однако ставки пошлины значительно различаются по товарным позициям. Среди нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности в последнее время все большее внимание уделяется антидемпинговым мерам. Существующая система преференций направлена на поощрение промышленного экспорта развивающихся стран. Страны ЕС являются участниками ВТО и принимают активное участие в разработке международных торговых договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2.1.Современное состояние внешней торговли Республики Казахстан.

 

По данным Агентства  РК по статистике, внешнеторговый оборот Казахстана в 2009 году составил $71,6 млрд, уменьшившись по сравнению с 2008 годом  на 34,4%.

При этом, экспорт –  уменьшился  на 39,3% и составил $43,2 млрд. Импорт уменьшился на 25% и составил $28,4 млрд.

Основными экспортерами отечественной продукции в 2009 году являлись: Италия, на ее долю пришлось 15,5% всего экспорта РК, Китай (13,6%), Россия (8,2%), Франция (7,8%), Швейцария (6,2%), Нидерланды (5,1%), Канада (3,2), Украина (3%), Иран (3%) и Великобритания (2,9%).

Основными импортерами  Казахстана были: Россия, на ее долю пришлось 31,3% от общего объема импорта, Китай (12,6%), Украина (7,5%), Германия (7,2%), Италия (6,7%), США (4,9%), Великобритания (2,5%), Япония (2,2%), Турция (2%) и Франция (1,6%).

Основной объем в  товарной структуре импорта составляют машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты - 39,5%. На недрагоценные  металлы и изделия из них пришлось 20,1% импорта, 12,1% - на химическую продукцию, пластмассы и каучук; 10,7% - на минеральные продукты. Вместе с тем, на продтовары и сырье для их производства пришлось 8,7% импорта.

В структуре экспорта в отчетном периоде наибольшую долю занимают минеральные продукты – 74%. Недрагоценные металлы и изделия из них составили 12,7% казахстанского экспорта. На химическую продукцию, пластмассы и каучук пришлось 5,3% экспорта; продтовары и сырье для их производства - 3,8%. Вместе с тем, 0,9% отечественного экспорта составили машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты.

В январе-феврале экспорт  в стоимостном выражении сократился почти на 50%, импорт – на 17%. В конце  марта Всемирная торговая организация (ВТО) опубликовала наиболее пессимистичный отчет о мировой торговле за 62 года своей истории, прогнозируя спад не менее чем на 9% в 2009 году. По данным ВТО «многие тысячи связанных с торговлей рабочих мест» уже потеряны, при этом, дальнейшее «неблагоприятное развитие ситуации на финансовых рынках может продлить нынешний кризис» в отрасли. Аналитики организации также отмечают, что торговый кризис больше всего затронет богатые страны, где потребители привлекают значительные объемы кредитов. По прогнозам ВТО, в развитых странах объем торговли в текущем году сократится на 10%, в развивающихся – на 2-3%.

В Казахстане в январе-феврале 2009 года внешнеторговый оборот уменьшился сразу на 38,8% по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года - до $9,1 млрд. В  том числе экспорт составил $5,3 млрд. (сокращение почти на 50%), импорт - $3,8 млрд. (сокращение на 17%). В результате, положительное сальдо внешней торговли РК в первые два месяца 2009 года снизилось в 3,8 раза – до $1,5 млрд. против $5,7 млрд. в январе-феврале 2008 года.

Вместе с тем, еще  в прошлом году показатели как  экспорта (см. Б&В №26 за 21 апреля, стр. 6) так и импорта динамично росли. В целом внешнеторговый оборот страны в 2008 году составил свыше $109 млрд., в том числе импорт - почти $38 млрд. (это на 15,7% больше, чем в 2007 году).

При этом, согласно данным годового отчета Национального банка, увеличение стоимости импорта в прошлом году происходило только за счет роста среднеконтрактных цен на 24%, в то время как физические объемы поставок из-за рубежа сократились на 7%.

Примечательно также, что, по информации Нацбанка, рост контрактных цен импорта опережал темпы роста мировых цен. То есть официально Казахстан закупал товары за рубежом по цене значительно выше рыночной. Так, в среднем контрактные цены казахстанского импорта 2008 года выросли почти на 40% относительно показателей 2007 года. А мировые цены в целом увеличились за этот период только на 21%. Наиболее существенный рост цен в казахстанских закупках отмечен по инвестиционным товарам (на 61,5%). Физические объемы импорта снижались почти по всем товарным группам. Наибольшее снижение – на 17% - пришлось на потребительские товары. При этом непродовольственной продукции, которая в рознице занимает наибольшую долю, было поставлено на 28% меньше, чем в 2007 году. В основном это обусловлено резким сокращением ввоза в Казахстан легковых автомобилей – почти на 50% или на $1,2 млрд. Зато продовольствия в пересчете на тонны веса было ввезено на 12% больше, чем в 2007 году.

В географической структуре  внешней торговли товарами за 2008 год  преобладают европейские страны (47,1%), за ними следуют государства СНГ – 26,2% и страны Азии – 22,3%.

В разрезе отдельных  стран первенство сохраняется за Российской Федерацией (18,3% товарооборота), второе место занимает Италия (12,1%), со второй на третью позицию за год  переместился Китай (11,2%), четвертое место осталось за Швейцарией (10,5%). У основных торговых партнеров Казахстан закупает в основном различное промышленное оборудование и изделия из черных металлов. Из России также поставляется топливо, а из Франции – летательные аппараты и фармацевтическая продукция.

Судя по прогнозам  ВТО и динамике внешней торговли РК в январе-феврале, к концу года объемы и структура казахстанского импорта могут претерпеть значительные изменения. С одной стороны большое  влияние на показатели импорта будут иметь спад промышленного производства и сокращение финансирования инвестиционных проектов в Казахстане. С другой стороны - резкое ограничение потребительского спроса на продовольственные и непродовольственные товары.

 

 

 

 

 

 

 

                 2.2. Внешняя политика: проблемы и перспективы.

 

Как видно Казахстан  сделал первые шаги по установлению взаимоотношений  со США, КНР, Японией, Южной Кореей и  другими динамично развивающимися государствами АТР. Однако пока что  все потенциальные возможности  в отношении использования природных запасов, в чем нуждаются страны АТР, остаются практически нереализованными. Их широкое задействование помогло бы республике включиться в систему складывающихся здесь структур торгово-экономических связей. С точки зрения процессов Международной жизни Казахстан на данном этапе находится на стадии вхождения в новую для государства сферу деятельности. Завершается период международного признания де-юре, продолжается процедура установления дипломатических отношений с другими государствами. Становление Казахстана, как полноправного субъекта международных отношений не может произойти одномоментно. В отношении первых лет самостоятельного существования можно констатировать успешное вступление Казахстана в ведущие международные организации, включая ООН, получение гарантий безопасности от ядерных держав, налаживание в целом партнерских связей с внешним миром. В настоящее время следует взвешенно рассмотреть вопрос о членстве Казахстана в Организации Исламская конференция (ОИК). Взаимоотношения Казахстана с арабскими государствами Ближнего Востока пока еще на пороге своего становления. Кроме состоявшегося в феврале 1993 г. визита Президента РК Н.А.Назарбаева в Арабскую республику Египет и подписания с ним Договора об основах взаимоотношений никаких иных серьезных достижений в активе казахстанской дипломатии на ближневосточном направлении пока не имеется. Следует признать, что и многие достигнутые казахстанско-египетские договоренности оказались по тем или иным причинам нереализованными. Очевидно, что среди причин слабых контактов с арабскими государствами следует признать не только географическую удаленность, но и исламский фактор, арабо-израильский конфликт. К этому можно добавить запутанность взаимоотношений в самом арабском мире и между рядом государств Ближнего и Среднего Востока, например, между Саудовской Аравией и Ираном, разное отношение арабских государств к ирано-иракскому конфликту и к ситуации в Афганистане. Развитие отношений Казахстана с арабскими государствами, особенно с такими богатейшими из них как Саудовская Аравия, может способствовать привлечению инвестиций и кредитов, столь необходимых для развития казахстанской экономики. Немаловажно и использование опыта арабских нефтедобывающих государств и компаний. Росту казахстанской экономики, безусловно, будет способствовать и развитие торгово-экономических связей с государствами Ближнего Востока. Многие из них заинтересованы в импорте пшеницы, мяса, риса, различных полезных ископаемых и металлов. В свою очередь, арабские государства могут поставлять в Казахстан немало относительно дешевой, но доброкачественной продукции. Однако, чтобы запустить двигатель казахстанско-арабских отношений на полную мощность, Казахстану следует определиться по целому кругу весьма чувствительных для арабского мира проблем, связанных с весьма сложной ситуацией в этом регионе, с отношением к исламу и к Организации Исламская Конференция. Казахстану придется каким-то образом сбалансировать свои отношения с западным миром и государствами Среднего Востока, чтобы иметь хорошие отношения с арабскими государствами. Это достаточно крепкий орешек, который будет не так просто расколоть казахстанской дипломатии. В обозримом будущем перед республикой Казахстан стоит немало нерешенных внешнеполитических задач и неосвоенных сфер внешнеполитической деятельности. Казахстан пока еще не является полнокровным членом ряда важных международных организаций, со многими государствами мира еще не установлены дипломатические отношения. Казахстанская дипломатия пока еще не вышла на определяемый современными международными отношениями уровень активности и профессионализма. Какие внешнеполитические задачи должны быть поставлены в качестве приоритетных в обозримом будущем? Прежде всего, с решением которых связано дальнейшее укрепление государственного суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, экономической и экологической безопасности, общественно-политической и этнополитической стабильности в РК. Первейшая внешнеполитическая задача - сохранение и упрочение дружественных и союзнических отношений с Российской Федерацией, несмотря на все имеющиеся противоречия и не развязанные узлы во взаимоотношениях с ней и зигзаги ее внутри- и внешнеполитического курса. Очевидно, что российское направление во внешнеполитическом курсе Казахстана должно быть самым приоритетным и требует наибольшей концентрации внимания и усилий. Оперативность, гибкость и дальновидность казахстанской дипломатии должны скомпенсировать опыт и искусство российской дипломатии, опирающейся к тому же на экономическую и военную мощь российского государства и его давние и прочные связи в мировом сообществе. Основные цели казахстанской дипломатии на российском направлении - способствовать разрешению объективных противоречий и проблем в казахстанско-российских отношениях, связанных с развалом СССР и становлением и развитием Казахстана как суверенного государства. Не закрывать глаза на их существование, а решать путем переговоров и иных механизмов на основе учета взаимных интересов. Проблемы экономических и финансовых взаимоотношений, Байконура и военных полигонов, статуса Каспийского моря, прокладки нефтепроводов и иных коммуникаций в южном направлении, этнической диаспоры, гражданства, казачества и другие должны быть разрешены таким образом, чтобы они никогда не послужили источником конфликтов и конфронтации между двумя братскими государствами-соседями. Второй по значимости внешнеполитической задачей следует, очевидно, назвать включение РК в международные и региональные системы и структуры безопасности в целях укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. В этом контексте крайне важно, чтобы Казахстан и впредь всемерно способствовал военно-политической интеграции государств СНГ на основе Ташкентского Договора о коллективной безопасности и строительству коалиционных миротворческих сил СНГ на основе согласованной правовой основе. Третьей внешнеполитической задачей можно назвать обеспечение внешних условий и факторов ускоренного экономического развития, структурной перестройки, создания рыночных механизмов и инфраструктур. В центре внешнеполитической деятельности Казахстана должны быть и вопросы экономической безопасности, энергетической независимости, диверсификации транспортных коммуникаций и каналов связи. Наряду с министерствами и ведомствами, непосредственно ответственными и за их решение, достаточно весомой должна быть и роль МИД республики Казахстан. Казахстанская дипломатия не может выполнить эту роль, если не выйдет за рамки решения, лишь одного вопроса - способствования внешнеэкономической деятельности республики. Четвертой важнейшей внешнеполитической задачей РК является дальнейшее развитие и укрепление братских отношений с центрально-азиатскими странами, государствами, с которыми ее объединяет не только географическое соседство, но и общие исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев.

Информация о работе Учет дебиторской задолженности