Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов и практических государственного регулирования внешней торговли.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность международного правового регулирования внешнеэкономической политики
- правовые основы регулирование торговых отношений Казахстана со странами СНГ
- рассмотреть правовые аспекты, проблемы и перспективы внешней торговли РК
- торгово-экономическое соглашение между правительствами Республики Казахстан и другими странами
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования внешней торговли.
1.1. Сущность и роли регулирования внешней торговли. 4
1.2 .Тарифные и нетарифные методы регулирования
внешней торговли . 7
1.3. Зарубежный опыт регулирования внешней торговли. 9
Глава 2. Государственное регулирование внешней торговли Республики Казахстан.
2.1.Современное состояние внешней торговли Республики
Казахстан. 16
2.2.Внешняя политика: проблемы и перспективы. 19
Заключение. 24
Список используемой литературы.
Инструменты общей торговой политики ЕС включают:
· Общий внешний тариф. Импортные товары, пересекающие границу любого из государств-членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются пошлиной в соответствии с общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется один раз: в какое бы другое государство-член ЕС в дальнейшем ни поступил импортный товар, таможенная пошлина с него больше не взимается. Первоначально он представлял собой среднеарифметическое национальных тарифов; его дальнейшая эволюция была результатом общей торговой политики ЕС. В настоящее время большинство применяемых пошлин являются адвалорными. Таможенное обложение импорта существенно различается по отдельным группам товаров. Размер пошлины зависит прежде всего от степени обработки сырья. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых страны ЕС заинтересованы, таможенные пошлины либо вообще отсутствуют, либо незначительны. На полуфабрикаты и готовые изделия они заметно увеличиваются (пример приведен в таблице А.1). На сегодняшний день среднеарифметический уровень таможенного обложения составляет (в процентах от стоимости товаров): по нефти - 6,4, сырью (кроме нефти) - 1,6, полуфабрикатам - 6,2, готовым изделиям -7.
· Количественные ограничения.
Римский договор сохранял за национальными
государствами право
· Антидемпинговые и компенсационные меры. Заявления о принятии таких мер обычно представляются в Европейскую комиссию отраслевыми союзами предпринимателей или одной из компаний, действующей от имени значительного числа производителей данного товара. Из 100 заявлений удовлетворяется в среднем 14. комиссия проводит расследование, которое может длиться более полутора лет. Пока оно продолжается, могут быть установлены временные сборы. Окончательные решения по вопросу о решении антидемпинговых мер принимаются Советом ЕС. Их срок обычно ограничивается тремя годами, иногда - пятью. За 1995-2003 гг. число антидемпинговых расследований возросло в 2,4 раза;
· Защитные оговорки. Они предусматривают введение временных ограничений на импорт определенного вида товаров в том случае, если этот импорт наносит серьезный ущерб соответствующей отрасли промышленности внутри ЕС. Порог защитных мер обычно значительно выше, чем порог антидемпинговых и компенсационных мер.
· Правила происхождения товара. Одним из острых вопросов общей торговой политики ЕС является установление происхождения товара и определение порога, при котором товар, содержащий иностранные компоненты, признается товаром, произведенным на территории ЕС. Интернационализация производства делает все более трудным непротиворечивое решение этого вопроса. Основное правило определения страны происхождения товаров в ЕС следующее: новый товар, в производство которого вовлечено две и более страны, будет считаться происходящим из страны, в которой осуществлялся последний по времени экономически оправданный существенный процесс его изготовления, выполняемый на предприятии, оборудованном для этих целей. Вместе с тем действуют специальные правила определения страны происхождения для высокотехнологичных изделий: они могут свободно продаваться внутри ЕС на более льготных тарифных условиях, нежели другие товары из этих стран; и это способствует передачи технологий и ноу-хау в ЕС;
· Определение таможенной стоимости товара. В ЕС определение таможенной стоимости товара проводится в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ, который является международно-правовым стандартом. Кодекс закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, затраты покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.);
· Установление норм охраны окружающей сред, здравоохранения, защиты прав потребителей и т. д. Протекционистский мотив в применении данных норм очевиден лишь в отдельных малочисленных случаях - в основном, преследуются декларируемые цели: защита от низкокачественных и опасных товаров.
Составляющей таможенного тарифа являются преференции, предоставляемые некоторым странам согласно двусторонним договоренностям. В настоящее время в Европейском Союзе действует шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (ОСП). Страна производства товаров должно подтверждаться сертификатом происхождения; необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера в ЕС. ОСП распространяется на развивающиеся страны и на некоторые страны с переходной экономикой. Республика Беларусь также включена в этот список.
Все товары, в отношении которых действует ОСП, разделены на четыре группы в зависимости от чувствительности их импорта для рынка ЕС. Однако, некоторые, такие, как текстиль и черные металлы, вообще выведены за пределы ОСП. Их ввоз ограничивается определенными квотами. Тарифные преференции определяются путем модуляции ставок пошлин в зависимости от принадлежности к одной из этих групп: 15% - для очень чувствительных товаров (т. е. на столько снижается ставка тарифа), 30% - для чувствительных, 65% - для получувствительных, с нечувствительных товаров таможенная пошлина не взимается. Сельскохозяйственный раздел ОСП более ограничен по сравнению с промышленным. Это связано с тем, что система преференций направлена на поощрение именно индустриального развития стран «третьего мира», а не экспорта конкурирующей агропродукции. Так, на большинство видов агропродукции установлены либо специфические, либо смешанные пошлины; преференции же действуют только в отношении адвалорной.
В настоящее время центральное место в общей внешнеторговой политике ЕС занимают многосторонняя экономическая дипломатия в рамках ГАТТ/ВТО и решение торгово-политических вопросов, связанных с расширением ЕС.
Итак, в рамках Европейского Союза действует общая торговая политика, официальной целью которой считается свободная внешняя торговля. На практике же ЕС использует разнообразные методы тарифной и нетарифной защиты для своих чувствительных отраслей от иностранной конкуренции. Средний уровень тарифов на импорт в ЕС является невысоким - примерно 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2%; однако ставки пошлины значительно различаются по товарным позициям. Среди нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности в последнее время все большее внимание уделяется антидемпинговым мерам. Существующая система преференций направлена на поощрение промышленного экспорта развивающихся стран. Страны ЕС являются участниками ВТО и принимают активное участие в разработке международных торговых договоров.
2.1.Современное состояние внешней торговли Республики Казахстан.
По данным Агентства РК по статистике, внешнеторговый оборот Казахстана в 2009 году составил $71,6 млрд, уменьшившись по сравнению с 2008 годом на 34,4%.
При этом, экспорт – уменьшился на 39,3% и составил $43,2 млрд. Импорт уменьшился на 25% и составил $28,4 млрд.
Основными экспортерами отечественной продукции в 2009 году являлись: Италия, на ее долю пришлось 15,5% всего экспорта РК, Китай (13,6%), Россия (8,2%), Франция (7,8%), Швейцария (6,2%), Нидерланды (5,1%), Канада (3,2), Украина (3%), Иран (3%) и Великобритания (2,9%).
Основными импортерами Казахстана были: Россия, на ее долю пришлось 31,3% от общего объема импорта, Китай (12,6%), Украина (7,5%), Германия (7,2%), Италия (6,7%), США (4,9%), Великобритания (2,5%), Япония (2,2%), Турция (2%) и Франция (1,6%).
Основной объем в товарной структуре импорта составляют машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты - 39,5%. На недрагоценные металлы и изделия из них пришлось 20,1% импорта, 12,1% - на химическую продукцию, пластмассы и каучук; 10,7% - на минеральные продукты. Вместе с тем, на продтовары и сырье для их производства пришлось 8,7% импорта.
В структуре экспорта в отчетном периоде наибольшую долю занимают минеральные продукты – 74%. Недрагоценные металлы и изделия из них составили 12,7% казахстанского экспорта. На химическую продукцию, пластмассы и каучук пришлось 5,3% экспорта; продтовары и сырье для их производства - 3,8%. Вместе с тем, 0,9% отечественного экспорта составили машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты.
В январе-феврале экспорт
в стоимостном выражении
В Казахстане в январе-феврале 2009 года внешнеторговый оборот уменьшился сразу на 38,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до $9,1 млрд. В том числе экспорт составил $5,3 млрд. (сокращение почти на 50%), импорт - $3,8 млрд. (сокращение на 17%). В результате, положительное сальдо внешней торговли РК в первые два месяца 2009 года снизилось в 3,8 раза – до $1,5 млрд. против $5,7 млрд. в январе-феврале 2008 года.
Вместе с тем, еще в прошлом году показатели как экспорта (см. Б&В №26 за 21 апреля, стр. 6) так и импорта динамично росли. В целом внешнеторговый оборот страны в 2008 году составил свыше $109 млрд., в том числе импорт - почти $38 млрд. (это на 15,7% больше, чем в 2007 году).
При этом, согласно данным годового отчета Национального банка, увеличение стоимости импорта в прошлом году происходило только за счет роста среднеконтрактных цен на 24%, в то время как физические объемы поставок из-за рубежа сократились на 7%.
Примечательно также, что, по информации Нацбанка, рост контрактных цен импорта опережал темпы роста мировых цен. То есть официально Казахстан закупал товары за рубежом по цене значительно выше рыночной. Так, в среднем контрактные цены казахстанского импорта 2008 года выросли почти на 40% относительно показателей 2007 года. А мировые цены в целом увеличились за этот период только на 21%. Наиболее существенный рост цен в казахстанских закупках отмечен по инвестиционным товарам (на 61,5%). Физические объемы импорта снижались почти по всем товарным группам. Наибольшее снижение – на 17% - пришлось на потребительские товары. При этом непродовольственной продукции, которая в рознице занимает наибольшую долю, было поставлено на 28% меньше, чем в 2007 году. В основном это обусловлено резким сокращением ввоза в Казахстан легковых автомобилей – почти на 50% или на $1,2 млрд. Зато продовольствия в пересчете на тонны веса было ввезено на 12% больше, чем в 2007 году.
В географической структуре внешней торговли товарами за 2008 год преобладают европейские страны (47,1%), за ними следуют государства СНГ – 26,2% и страны Азии – 22,3%.
В разрезе отдельных стран первенство сохраняется за Российской Федерацией (18,3% товарооборота), второе место занимает Италия (12,1%), со второй на третью позицию за год переместился Китай (11,2%), четвертое место осталось за Швейцарией (10,5%). У основных торговых партнеров Казахстан закупает в основном различное промышленное оборудование и изделия из черных металлов. Из России также поставляется топливо, а из Франции – летательные аппараты и фармацевтическая продукция.
Судя по прогнозам ВТО и динамике внешней торговли РК в январе-феврале, к концу года объемы и структура казахстанского импорта могут претерпеть значительные изменения. С одной стороны большое влияние на показатели импорта будут иметь спад промышленного производства и сокращение финансирования инвестиционных проектов в Казахстане. С другой стороны - резкое ограничение потребительского спроса на продовольственные и непродовольственные товары.
2.2. Внешняя политика: проблемы и перспективы.
Как видно Казахстан
сделал первые шаги по установлению взаимоотношений
со США, КНР, Японией, Южной Кореей и
другими динамично