Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов и практических государственного регулирования внешней торговли.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность международного правового регулирования внешнеэкономической политики
- правовые основы регулирование торговых отношений Казахстана со странами СНГ
- рассмотреть правовые аспекты, проблемы и перспективы внешней торговли РК
- торгово-экономическое соглашение между правительствами Республики Казахстан и другими странами
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования внешней торговли.
1.1. Сущность и роли регулирования внешней торговли. 4
1.2 .Тарифные и нетарифные методы регулирования
внешней торговли . 7
1.3. Зарубежный опыт регулирования внешней торговли. 9
Глава 2. Государственное регулирование внешней торговли Республики Казахстан.
2.1.Современное состояние внешней торговли Республики
Казахстан. 16
2.2.Внешняя политика: проблемы и перспективы. 19
Заключение. 24
Список используемой литературы.
В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия. Таможенные пошлины – customs duty: Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
• фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
• протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
• балансировочную, которая
относится к экспортным пошлинам,
установленным с целью
По способу взимания:
• адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
• специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
• комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цепу импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения:
• импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
• экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
• транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
• сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
• антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
• компенсационные —
пошлины, накладываемые на импорт тех
товаров, при производстве которых
прямо или косвенно использовались
субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям
таких товаров. Обычно
эти особые виды пошлин применяются страной
либо в одностороннем порядке в чисто
защитных целях от попыток недобросовестной
конкуренции со стороны ее торговых партнеров,
либо как ответная мера на дискриминационные
и иные действия, ущемляющие интересы
страны, со стороны других государств
и их союзов. Введению особых пошлин обычно
предшествует расследование, проводимое
по поручению правительства или парламента,
конкретных случаев злоупотреблений положением
на рынке со стороны торговых партнеров.
В процессе расследования проводятся
двусторонние переговоры, определяются
позиции, рассматриваются возможные объяснения
возникшей ситуации и предпринимаются
другие попытки решить разногласия политическим
путем. Введение особой пошлины обычно
становится крайним средством, к которому
прибегают страны, когда все остальные
способы урегулирования торговых разногласий
исчерпаны.
По происхождению:
• автономные — пошлины,
вводимые на основании односторонних
решений органов
• конвенционные (договорные)
— пошлины, устанавливаемые на базе
двустороннего или
• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
• постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
• переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
· номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
· эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены, фиксируемой статистикой.
1.3. Зарубежный опыт регулирования внешней торговли.
В настоящее время внутри Европейского
союза достигнут высокий
Если бы процесс европейской интеграции ограничился созданием зоны свободной торговли, то тарифы в торговле с третьими странами по-прежнему устанавливались бы национальными государствами, которые должны были бы самостоятельно определять свою торговую политику за пределами зоны свободной торговли. Однако государства-члены ЕС сразу же перешли к таможенному союзу, который в соответствии с правилами ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле) предполагает не только отмену тарифов в торговле между государствами-участниками, но и установление единого внешнего тарифа. Для управления им необходима общая, согласованная линия.
Для выработки и осуществления
такой линии предназначена
· установление и управление общим таможенным тарифом в торговле с третьими странами;
· заключение общих торговых соглашений с третьими странами;
· единообразное применение инструментов торговой политики.
Римский договор наделил Европейскую комиссию правом вступать в переговоры с третьими странами по вопросам тарифов и торговли от имени Сообщества и государств-членов. Комиссия имеет исключительное право готовить предложения по вопросам общей торговой политики. В этом процессе принимают участие несколько ее Генеральных директоратов (торговли, внешних отношений, сельского хозяйства, конкуренции и др.).
Представленные Комиссией
Что касается принципов общей торговой политики ЕС, то они вызывали и до сих пор вызывают острые дискуссии как в самой Западной Европе, так и за ее пределами.
С одной стороны, в официальных документах утверждается, что ЕС не проводит протекционистскую политику и стремится к максимальной либерализации международной торговли. В обоснование этого тезиса приводятся несколько аргументов:
во-первых, ЕС как крупнейший в мире экспортер крайне заинтересован в продвижении товаров на иностранные рынки. Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, он должен соблюдать принцип взаимности и открывать свой рынок для иностранных экспортеров;
во-вторых, ЕС только выигрывает от усиления
конкуренции от усиления конкуренции
на своем рынке, поскольку конкуренция
является главным двигателем научно-технического
и технологического прогресса, повышения
эффективности и
в-третьих, режим свободной
торговли - необходимое условие