Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:51, курсовая работа
Учет аренды регулируется в соответствии с МСБУ 17 "Аренда".
Цель курсовой работы - исследовать сущность аренды основных средств и особенности их учета и отражения в финансовой отчетности.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие аренды основных средств и классифицировать ее по видам;
- исследовать организацию арендных отношений;
1. Введение. 2
2. Основные средства. 4
3. Основные средства. 6
4. Объекты аренды. 8
5. Виды имущественного найма. 9
5.1. Прокат. 9
5.2. Аренда транспортного средства. 11
5.3. Аренда здания или сооружения. 13
6. Синтетический и аналитический учет аренды основных средств. 15
7. Учет лизинговых операций. 16
7.1. Отражение операций финансовой аренды в бухгалтерском учете
арендатора. 19
7.2. Аренда в бухгалтерском учете арендодателя. 23
8. Арендная плата. 24
9. Совершенствование учета аренды основных средств. 27
10. Заключение. 32
11. Список использованной литературы. 34
Согласно
статье 545 Гражданского Кодекса, каждая
из сторон вправе отказаться от договора
аренды в любое время, предупредив об этом
другую сторону за три месяца при аренде
недвижимого имущества и за один месяц
при аренде иного имущества (если иное
не предусмотрено договором).
В Гражданском Кодексе РК приведены некоторые виды арендной платы. Вместе с тем участники договора могут предусмотреть и другие виды платы за пользование имуществом. Предусмотрена плата за нанятое имущество в виде:
- определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
Самый распространенный вид платы за пользование имуществом. Обращаем внимание, что по договору проката арендная плата может быть установлена только в таком виде.
- установленной доли, полученной в результате использования нанятого имущества продукции, плодов или доходов.
Пример. Арендатор использует оборудование для производства кондитерской продукции. По договору в качестве платы за аренду оборудования арендатор передает арендодателю 10 процентов от произведенной на арендованном оборудовании продукции;
- предоставление нанимателем определенных услуг.
Пример. Консалтинговая фирма заключила договор с организацией А об аренде офисного помещения. В качестве платы за пользование имуществом консалтинговая фирма оказывает арендодателю консультационные услуги по вопросам налогообложения и хозяйственного права;
- передачи нанимателем наймодателю обусловленной договором вещи в собственность или внаем.
Пример. Арендодатель передает арендатору в пользование здание сроком на 2 года. Арендатор в виде арендной платы передает в собственность арендодателя трактор;
- возложения на нанимателя обусловленных договором затрат по улучшению нанятого имущества.
Пример. Арендатору предоставлено право пользования зданием. По условиям договора в виде арендной платы арендатор обязан осуществить строительство пристройки к используемому зданию.
Правильное оформление сторонами договора доходов и расходов по арендным обязательствам во многом зависит от соблюдения порядка определения и уплаты арендной платы, предусмотренного договором, Гражданским кодексом Республики Казахстан или иными законодательными актами.
9.Совершенствование учета аренды основных средств.
Роль основных средств в процессе производства, особенности их воспроизводства в условиях рыночной экономики обуславливают особые требования к информации о наличии, движении, состоянии и использовании основных средств. Рыночная система управления требует более полной оперативной и комплексной информации по основным средствам. Учет должен быть построен таким образом, чтобы из него можно было получить любую информацию, а не только отчетную.
Поэтому совершенствование учета аренды основных средств на предприятии следует вести по двум направлениям. Во-первых, работать над тем, чтобы как можно быстрее получать необходимую информацию по основным средствам. А так как на предприятии большое множество различных групп основных средств, то без использования вычислительной техники получить необходимые данные невозможно. Для решения данной задачи предприятию необходимо более полно использовать вычислительную технику. Централизовано вести учет на ЭВМ.
Вторым направлением является совершенствование действующей методологии учета основных средств, что вызвано целым рядом причин.
В учетной практике возникает постоянно вопрос о том, как отражать комплекс в регистрах, как целый объект либо открывать на каждый объект свою инвентарную карточку. Исходя из этого, возникает второй вопрос, как начислять амортизацию, дифференцированно или в целом на все объекты комплекса общим процентом, и по какому проценту. Эти вопросы на практике решаются по-разному. На одних предприятиях объекты комплекса отражаются дифференцированно, т.е. каждому объекту присваивается свой инвентарный номер, открывается инвентарная карточка, дифференцированно начисляется амортизация. На других предприятиях комплексам присваивается один инвентарный номер и устанавливается с разрешения министерства единая норма амортизации.
Предлагается
усовершенствовать нормативы и методы
начисления амортизации, систему переоценки
основных фондов и индексации, ввести
меры экономического стимулирования и
контроля целевого использования амортизационных
отчислений.
Предприятию дать свободу в выборе модели амортизации и методов ее начисления. Преимущества ускоренной амортизации заключаются в том, что она позволяет:
- страховать предприятия от потерь, связанных с моральным износом, и стимулировать внедрение более совершенной техники;
- ускорять обновление основных средств и защитить их инфляции;
- повышать конкурентоспособность продукции и другое.
При ускоренной амортизации используются различные методы исчисления, среди которых: метод двукратных уменьшающихся амортизационных отчислений (метод двойной нормы) и метод суммы годовых цифр (метод суммы лет). Их называют методами ускоренной амортизации, т.к. они ускоряют начисление износа, при их использовании величина амортизационных отчислений в начале срока эксплуатации объекта основных средств больше, чем при использовании метода равномерного начисления амортизации. Но это превышение компенсируется меньшими отчислениями по мере истечения срока эксплуатации. Величина всей начисленной на протяжении срока эксплуатации амортизация всегда одинакова и равна амортизируемой стоимости объекта.
Метод двукратных уменьшающихся амортизационных отчислений, или регрессивный, получил наибольшее распространение. Он определяет амортизационные отчисления на основе фиксированных процентов от остаточной балансовой стоимости основного капитала. При этом максимальная норма в два раза превышает нормы амортизации, применяемые при равномерном начислении амортизации; метод уменьшающегося баланса, который предполагает удвоение нормы амортизации в первый год эксплуатации, отчисление 20% от остаточной стоимости во второй год и т.д.; метод "сумма чисел" или "сумма лет" или "кумулятивный метод", при котором норма амортизации подсчитывается путем деления числа лет (часов), оставшихся до истечения срока службы основного капитала, на сумму лет службы этого капитала.
Принцип
регрессии, лежащий в основе этих методов,
позволит в первый год начислить амортизацию
в повышенных размерах, а в последствии
ее уменьшить. Это позволит 2/3 стоимости
фондов амортизировать за половину срока
службы.
Предоставление предприятиям выбора начисления амортизации будет содействовать созданию гибкой амортизационной политики, которая позволит остановить сбережение устаревшего оборудования, быстрейшего накопления денежных ресурсов на обновление основных фондов.
Одним из направлений совершенствования учета аренды основных средств является автоматизация учета основных средств. Автоматизация учета основных средств отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учета основных средств применяются коды:
- синтетических счетов и субсчетов аналитического учета;
- структурных подразделений предприятия;
- инвентарных объектов;
- норм амортизационных отчислений;
- бухгалтерских операций и др.
При автоматизации учета основных средств используются типовые межотраслевые формы первичных документов.
Особенностью организации автоматизированного учета является создание постоянного файла (массива) информации, соответствующего картотеке инвентарных объектов. По данным первичных документов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда. В результате обработки получают отчетные разработки, ведомости движения основных средств по счетам. На их основе получают оборотную ведомость основных средств по местам нахождения и эксплуатации, расчет амортизационных отчислений, ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат и начисления износа основных средств, обеспечивающих проведение инвентаризации, составление баланса и форм периодической и годовой отчетности.
"1С:
Бухгалтерия 8.1" является мощной системой,
предназначенной для комплексной автоматизации
бухгалтерского учета во всех масштабах.
Эта система позволяет в каждом индивидуальном
случае подобрать оптимальное решение,
учитывающее специфику организации. Средства
работы с документами позволяют организовать
ввод документов, их произвольное распределение
по журналам и поиск любого документа
по различным критериям: номеру, дате,
сумме. Исходной информацией является операция, которая отражает реальный хозяйственный акт.
Операции могут формироваться автоматически на основе вводимых документов. Вместе с операцией документ может порождать бухгалтерские проводки. Такой способ позволяет быстро вводить большое количество проводок, например, при начислении амортизации основных средств.
Одним из важных путей совершенствования бухгалтерского учета является введение дополнительного контроля со стороны руководства предприятия. Просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в данной области позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия.
Корреспонденция счетов по аренде основных средств:
1.Поступление основных средств на условиях финансовой аренды:
Дт 2410 – основные средства;
Кт 4150 – долгосрочная задолженность по аренде.
2.Возврат переданных в финансовую аренду основных средств:
Дт 2410 - основные средства;
Кт 2160 – долгосрочная дебиторская задолженность по аренде.
3.Возврат арендодателю основных средств, принятых в долгосрочную аренду (на балансе арендатора):
Дт 4150 – долгосрочная задолженность по аренде;
Кт 2410 - основные средства.
4.Списание основных средств при их выбытии (передаче в финансовую аренду):
- на балансовую стоимость:
Дт 7410 – расходы по выбытию активов;
Кт 2410 - основные средства.
- на сумму накопленной амортизации:
Дт 2420 – амортизация основных средств;
Кт 2410 - основные средства.
5.Начисление амортизации по основным средствам, сданным в операционную аренду:
Дт 7450 – расходы по операционной аренде;
Кт 2420 - амортизация основных средств.
6.Начисление арендной платы по операционной аренде основных средств, используемых:
- в производстве:
Дт 8110 – основное производство;
Кт 3360 – краткосрочная задолженность по аренде.
- в коммерческой деятельности:
Дт 7110 –расходы по реализации продукции и оказанию услуг;
Кт 3360 - краткосрочная задолженность по аренде.
- в административных целях:
Дт 7210 – административные расходы;
Кт 3360 - краткосрочная задолженность по аренде.
7.Оплата арендной платы арендодателю:
Дт 3360 – краткосрочная задолженность по аренде;
Кт 1040 – денежные
средства на карт
- счетах.