Теоретические основы системы "директор-костинг"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Управление невозможно без информации. По отношению к предприятию информация бывает внешней и внутренней.

Содержание

ГЛАВА 1. Теоретические основы системы «директ-костинг»
1.1 Основные понятия системы «директ-костинг»…………………………6
1.2 Учет себестоимости в системе «директ-костинг»……………………..13
ГЛАВА 2. Практическая часть………………………………………….......23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     Для определения объема продаж в натуральном  измерении (количества единиц продукции, работ, услуг) используют данные о среднем  уровне отпускных цен и переменных затрат на единицу продукции. Объем продаж в натуральном измерении рассчитывают по формуле:

     Объем продаж = (Постоянные затраты + Прибыль по плану) / Маржинальный доход на единицу продукции (работ, услуг) (1.3)

     В процессе хозяйственной деятельности организации неизбежны отклонения фактического уровня затрат и отпускных цен на продукцию (работы, услуги) от планового, к тому же и фактический ассортимент изделий и работ, подверженный влиянию постоянно меняющегося потребительского спроса, не совпадает с планом. Поэтому для выполнения планового задания по прибыли от продажи продукции (работ, услуг) необходим текущий контроль и анализ постоянных и переменных затрат, объема продаж в натуральном и стоимостном измерении, ассортимента проданных изделий и работ.

     В экономической литературе методике текущего анализа себестоимости  и прибыли, основанной на категории  маржинального дохода, уделяется  значительно меньше внимания, чем  анализу безубыточности бизнеса  на стадии планирования затрат и финансовых результатов, объема и ассортимента продукции (работ, услуг). Между тем без текущего наблюдения, контроля и анализа всех показателей, влияющих на прибыль от продаж, и принятия необходимых мер, направленных на достижение прибыльности бизнеса, существует реальная угроза не только невыполнения плана по прибыли, но и получения вместо намеченной прибыли убытка от основных видов деятельности [ 12, c.84 ].

     Текущий анализ и контроль затрат и прибыли  от продаж следует проводить ежемесячно. Это позволит своевременно контролировать нежелательные отклонения от плана, следить за тенденциями изменения финансового результата в течение года и темпами этих изменений, выявлять неблагоприятные отчетные периоды, связанные с ростом затрат и снижением продаж, и более благополучные месяцы, в которых получена максимальная прибыль. Тщательный анализ причин, вызвавших колебание финансового результата по месяцам года, позволит вскрыть глубинные факторы, влияющие на прибыль от продаж в отдельные месяцы (сезоны) года, и выработать систему мер по устранению негативных явлений и закреплению положительных результатов.

     Анализ  необходимо проводить с максимально  возможной детализацией показателей  по отдельным видам продукции (работ, услуг), местам возникновения затрат и центрам ответственности за отклонения от норм переменных затрат и смет постоянных расходов. Только при таком детальном анализе могут быть выявлены не только конкретные факторы и причины отклонений от плана, но и виновники этих отклонений и приняты конкретные и действенные меры по снижению затрат и увеличению объема продаж [15,c.62 ].

     В качестве источников анализа используют помимо плановой и нормативной информации данные бухгалтерского учета о фактических  объемах продаж, отпускных ценах  на изделия и работы, о переменных затратах на единицу продукции (работ, услуг), о постоянных затратах, связанных с управлением и обслуживанием производства, в целом по организации или по ее структурным подразделениям.

     В предлагаемой методике факторного анализа  прибыли от продаж в качестве обобщающего  показателя используют уровень рентабельности продаж, который характеризует размер прибыли, полученной с каждого рубля выручки от продажи продукции (работ, услуг).

     В плановой экономике уровень рентабельности продаж определяли путем отношения  прибыли к себестоимости проданной продукции (работ, услуг), что являлось логическим следствием применения затратных методов ценообразования, при которых цену изделий и работ определяли путем прибавления к их себестоимости величины прибыли, исчисленной исходя из среднего по отрасли процента рентабельности. Цены на продукцию (работы, услуги) устанавливало государство, организации не имели возможности влиять на уровень цен, а поэтому при анализе рентабельности продаж прибыль соотносили не с выручкой, а с себестоимостью изделий и работ [15 , c. 70 ].

     В условиях рыночной экономики этот способ расчета уровня рентабельности продаж уступил свое место показателю, исчисленному как отношение прибыли к выручке  от продаж. Такая трансформация показателя рентабельности продаж связана с  отказом от централизованного ценообразования, предоставлением права самим хозяйствующим субъектам устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) с учетом не только их себестоимости, но и спроса на изделия и работы, их потребительских свойств, уровня конкуренции и других рыночных факторов. В этих условиях прибыль от продаж все в меньшей степени зависит от издержек производства и ее отношение к себестоимости не дает представления о реальной доходности изделий и работ. Основным критерием рентабельности продукции (работ, услуг), интересующим внешних пользователей информации о результатах деятельности организации, является величина прибыли, которую приносит каждый рубль выручки от продаж.

     Уровень рентабельности продаж, % = Прибыль от продаж х 100/Выручка (нетто) от продаж (1.4)

     Чтобы вскрыть глубинные причины снижения рентабельности продаж, проводят факторный  анализ этого показателя.

     Влияние основных факторов на уровень рентабельности продаж проявляется после видоизменения  расчетной формулы с помощью  показателей маржинального дохода и постоянных затрат и представления прибыли от продаж как разницы между маржинальным доходом и постоянными затратами. При этом расчетная формула для определения уровня рентабельности продаж примет следующий вид:

     Уровень рентабельности продаж = (Маржинальный доход – Постоянные затраты)/Выручка (нетто) от продаж или Маржинальный доход/Выручка – Постоянные затраты/Выручка (1.5)

     Показатель  «Маржинальный доход/Выручка» выражает уровень доходности продаж, а показатель «Постоянные затраты/Выручка» —  размер постоянных затрат, приходящихся на рубль выручки от продажи продукции (работ, услуг).

     На  уровень доходности отдельных видов  продукции влияют переменные затраты, зависящие от производственных факторов, в том числе от применения ресурсосберегающей техники и технологии, внедрения прогрессивных форм организации труда рабочих и его оплаты, а также отпускные цены на изделия и работы, которые формируются в зависимости от их качества, уровня конкуренции, эффективности маркетинговой деятельности и т.п.

     Постоянные  затраты на рубль выручки характеризуют результаты управленческой деятельности организации, ее способность оптимизировать структуру управления, обеспечить эффективное функционирование всех ее отделов и служб.[9, с.209]

     Уровень доходности продукции (работ, услуг) анализируют как по отдельным их видам, так и по всему объему продаж в целом.

     Постоянные  затраты на рубль выручки могут  быть исчислены лишь по организации  в целом, поскольку в системе  «Директ-костинг» эти затраты по видам изделий и работ не распределяют, а списывают в конце каждого месяца на финансовые результаты от основных видов деятельности организации. Поэтому в анализе прибыли по методике, основанной на категории маржинального дохода, ограничиваются расчетом среднего по основным видам деятельности уровня рентабельности продаж.

     Поскольку каждый из этих показателей зависит  от многочисленных факторов, связанных  с эффективностью производства и  управления организацией, для выработки  управленческих решений, направленных на улучшение результатов хозяйственной деятельности организации, необходим факторный анализ рентабельности продаж.

     Для сопоставимости уровня доходности продаж с размером постоянных затрат на рубль  выручки показатели доходности и  рентабельности представлены в виде коэффициентов, а не процентов. Однако при обобщении результатов анализа удобнее пользоваться более привычным процентным выражением аналитических показателей.

     В дальнейшем детально анализируют каждый из факторов, влияющих на рентабельность продаж, устанавливают его зависимость  от факторов второго порядка. Сначала изучают влияние индивидуальной доходности отдельных видов продукции на средний уровень доходности всего объема продаж, а затем проводят факторный анализ уровня доходности продаж.

     На  изменение доходности всего объема продаж влияют два фактора:

     1) структурные сдвиги, связанные с  изменением планового соотношения  между отдельными видами продукции,  имеющими разный уровень индивидуальной доходности;

     2) рост или снижение уровня индивидуальной  доходности.

     Влияние доходности отдельных видов продукции на средний уровень доходности всего объема продаж рассчитывают путем умножения индивидуальной доходности каждого вида продукции на его долю в объеме продаж соответственно по плану и по отчету.

     Влияние на изменение среднего уровня доходности продаж структурных сдвигов определяют путем умножения отклонения фактической доли каждого вида продукции в объеме продаж от плана на плановый уровень доходности продукции. Влияние изменения доходности каждого вида продукции находят как произведение отклонения фактической индивидуальной доходности от плана и доли каждого вида продукции в фактическом объеме продаж.

     Анализ  уровня рентабельности продаж предполагает выработку мероприятий, направленных на использование выявленных резервов роста прибыли по каждому из следующих основных направлений:

     1) увеличение объема продаж на  основе повышения качества продукции  (работ, услуг), проведения эффективной  ассортиментной политики, совершенствования  маркетинговой деятельности и т.п.;

     2) применение эффективных методов ценообразования, обеспечивающих оптимальное сочетание отпускных цен и объема продаж и способствующих росту объема продаж и прибыли;

     3) снижение переменных затрат на  производство продукции за счет  экономии и рационального использования  сырья, материалов, топлива и энергии, повышения производительности труда и т.д.;

     4) экономия на постоянных расходах, связанных с управлением и  обслуживанием производства, путем  внедрения прогрессивных структур  управления, упразднения излишних  и дублирующих управленческих  звеньев,

     По  такой же методике определяют возможный  уровень рентабельности продаж при  использовании других резервов его  повышения. При этом осуществляют многовариантные  расчеты, позволяющие выбрать оптимальное  значение факторов, влияющих на рентабельность продаж, и получить максимальную прибыль от продажи продукции (работ, услуг).

     Применение  рекомендуемой методики анализа  вооружит управленческий персонал организации  знаниями глубинных механизмов формирования финансового результата, позволит оперативно отслеживать его динамику, своевременно вскрывать негативные тенденции и вырабатывать эффективные меры по их преодолению и достижению намеченной прибыльности бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      ГЛАВА 2. Практическая часть

     Вариант № 4

     Условия задачи.

     q – количество выпущенной продукции;

     z – цена единицы изделия;

     B – выручка от реализации;

     V – общие переменные издержки;

     c – удельные постоянные издержки;

     С – общие постоянные издержки;

     s – удельные совокупные издержки;

     S – совокупные издержки;

     р – прибыль на единицу продукции;

     у – убыток на единицу продукции;

     П – прибыль;

     У – убыток;

     qk -  критическое количество выпущенной продукции в натуральном выражении;

     Вк критический объем реализации;

     З1р.т.п. (З1 р.р.п.)затраты на 1 рубль товарной  (реализованной) продукции;

     Sт.п. – себестоимость товарной продукции;

Информация о работе Теоретические основы системы "директор-костинг"