Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование значения бухгалтерского баланса в системе бухгалтерской отчетности на примере баланса ЗАО «Фирма «Ярстрой».
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы и функции бухгалтерского баланса в системе управления организацией.
2. Показать принципы и схемы построения бухгалтерского баланса.
3. Изучить методы оценки статей баланса и их инвентаризации.
4. Дать оценку финансового положения ЗАО «Фирма «Ярстрой» по данным его баланса.
Введение
1. Теоретические основы и функции бухгалтерского баланса в системе управления организацией 5
1.1 Значение бухгалтерского баланса в рыночной экономике 5
1.2 Классификация и функции бухгалтерского баланса в соответствии с нормативными и законодательными актами по бухгалтерскому учету 8
2. Принципы и схемы построения бухгалтерского баланса 11
3. Методы оценки статей баланса и их инвентаризации 15
3.1 Подготовительные работы, предшествующие формированию бухгалтерского баланса 15
3.2 Оценка балансовых статей бухгалтерского баланса 17
4. Использование данных баланса для оценки финансового положения организации и принятия управленческих решений на примере ЗАО «Фирма «Ярстрой» 22
Заключение
Список используемой литературы
4) По времени составления: на вступительные, операционные (текущие), соединительные, разделительные, санируемые и ликвидационные. Вступительный баланс составляется в момент организации предприятия. Текущие балансы составляются периодически в течение времени деятельности предприятия. Соединительный баланс разрабатывается при объединении нескольких предприятий в одно. Разделительный баланс составляется в момент разделения экономического субъекта на несколько предприятий. Санируемый баланс составляется, если предприятие находится на пороге банкротства и необходимо решить вопрос о его ликвидации, или дать предприятию последний шанс на выживание. В случае принятия решения о ликвидации составляется ликвидационный баланс.
5) По полноте: на баланс-брутто и баланс-нетто. Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи. Баланс-нетто таких статей не содержит, статьи отражаются только по остаточной стоимости.
6) По форме: на двусторонние и односторонние. Двусторонний баланс имеет горизонтальное строение, односторонний – вертикальное.
7) По объекту:
на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный
баланс имеет экономические субъекты,
наделенные правами юридического лица.
Отдельные балансы составляют структурные
подразделения экономического субъекта
(цех, отдел) [11]
2. Принципы и
схемы построения
По своей структуре бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итого которых постоянно равны между собой. До недавнего времени бухгалтерский баланс представлялся в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой называется активом, правая - пассивом. Теперь в соответствии с международными стандартами принято другое построение: сначала приводятся все показатели актива, а затем все показатели пассива. Общий итог показателей актива или пассива называется валютой баланса.[7]
Актив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по составу и размещению.
Пассив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по источникам формирования и использования.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделениями в зависимости от срока обращения (погашения) краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
Для каждого вида средств или обязательств в балансе отводится строка, называемая статьей баланса. При любой форме баланса используется общий подход к группировке активов и пассивов, а также обязательно соблюдается определенная последовательность в расположении балансовых статей. Балансовые статьи объединяются в группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами. [11]
Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отображаются менее ликвидные статьи («нематериальные активы», «основные средства», «долгосрочные инвестиции» и т.п.), а в конце наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах).[13]
Итак, группировка балансовых статей актива баланса позволяет выделить два раздела:
1) внеоборотные активы;
2) оборотные активы.
Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.
В состав
оборотных активов входит имущество,
которое потребляется в течение
года или нормального
Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Например, основные средства приобретаются за счет источников собственных средств или долгосрочных обязательств, а текущие обязательства используются в основном для накопления текущих активов экономического субъекта. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей пассива предполагают последовательность: источники собственных средств (собственный капитал), долгосрочные обязательства и текущие обязательства, что позволяют выделить три раздела пассива: [7]
3) капитал и резервы;
4) долгосрочные обязательства;
5) краткосрочные обязательства.
Для третьего
раздела определяющим является уставный
капитал, характерный для тех
экономических субъектов, где отсутствует
один собственник (АО, ООО и др.). В
государственных и
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года и прошлых лет, фонд социальной сферы имеют место в 3 разделе как вариант учетной политики в случае распределения прибыли.
В четвертом разделе раскрывается содержание долгосрочных обязательств банков и долгосрочных займов, прочих долгосрочных обязательств.
В пятом разделе баланса отражаются земные средства в виде ссуд банков и займов со срочным погашением в течение 12 месяцев после отчетной даты и различные виды кредиторской задолженности. Особенное место в данном разделе занимают источники собственных средств, не вошедшие в предыдущие разделы баланса. Они называются в разделе статей «Доходы будущих периодов», (резервы предстоящих расходов) и др.
Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что обеспечивает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи.
Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода».
Такова принципиальная схема и содержание бухгалтерского баланса. При построении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующих принципов:[12]
1. Денежного
выражения - показатели приведены
в едином денежном измерителе,
обобщающем объекты
2. Обособленного
предприятия - бухгалтерский баланс
относится к предприятию, а
не к лицам, связанным с ним;
в активе учитывается
3. Действующего
предприятия - период времени,
в течение которого будет
4. Учета по себестоимости - активы отражаются в балансе по суммам, оплаченным за их приобретение (первоначальная стоимость), а не по текущим рыночным ценам (в условиях гиперинфляции допускаются переоценки активов посредством государственного регулирования).
5. Двойственности
- концепция двойственности
3. Методы оценки
статей баланса и их
3.1 Подготовительные работы, предшествующие формированию бухгалтерского баланса
Для формирования бухгалтерского баланса необходимо заблаговременное проведение большого объёма подготовительных работ. Это трудоемкий процесс, который в методическом плане доступен только специалистам в области бухгалтерского учета.[11]
Он включает следующие этапы:
Для обеспечения
достоверности данных бухгалтерского
учета и отчетности организации
обязаны проводить
Результаты
инвентаризации рассматриваются
После проведения инвентаризации для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов вводят сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ.
Основным нормативным документом, регламентирующим организацию бухгалтерского учёта и отчётности является закон “О бухгалтерском учёте “№ 129-ФЗ от 21.11.1996 [2], статьи которого конкретизируются в стандартах, дающих рекомендации о ведении учёта на отдельных его участках по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. К системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности относится также законодательные акты и решения правительства, затрагивающие вопросы бухгалтерского учёта. К ним относятся: Гражданский кодекс (часть 1и 2), закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” № 2118 - 1 от 27 декабря 1991 года и др.
Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами. При ведении учета с помощью журнально-ордерной формы счетоводства баланс составляется на основании данных Главной книги. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главную книгу из ряда журналов-ордеров и оборотных ведомостей. Обороты по кредиту каждого счета записываются в Главную книгу только из журналов-ордеров.
Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и формирования документации. Систематическая запись в журналы-ордера является одновременно хронологической записью. Проверенные месячные итоги из журналов-ордеров записывают в Главную книгу. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журнале делается расшифровка кредитового оборота каждого счета, а в Главной книге дебетового оборота этого же счета.
Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании остатков по счетам Главной книги при журнально-ордерной форме счетоводства. Ряд статей составляется с привлечением данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Статьи баланса отражаются в двух разрезах: графа 3 «На начало отчетного года»; графа 4 «На конец отчетного периода». Данные графы 3 должны соответствовать данным графы 4 предыдущего года с учетом произведенной на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской отчетности. В графе 4 показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).