Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:34, реферат
Понятие и состав бухгалтерской отчетности. Сущность и содержание сводной консолидированной бухгалтерской отчетности. Составление сводной консолидированной бухгалтерской отчетности финансовой группы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность –
единая система данных об имущественном
и финансовом положении предприятия
(организации) и о результатах
его хозяйственной
Бухгалтерская финансовая отчетность
организации представляет собой
систему показателей, характеризующих
условия и результаты ее работы за
истекший период; по существу, это особый
вид учетных записей, являющихся
кратким извлечением из текущего
учета, отражающих сводные данные о
состоянии и результатах
Итогом хозяйственного процесса организации выступает финансовый результат, который может быть или положительным (прибыль), или отрицательным (убыток). Абсолютная величина данного результата непосредственно отражается в главной (основной) форме финансовой отчетности – в форме № 1 «Бухгалтерский баланс», а последовательность его расчета и порядок формирования – в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Бухгалтерская финансовая отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (в том числе выделенных на отдельные балансы).
При составлении бухгалтерской отчетности организации необходимо руководствоваться принципами достаточности и существенности информации.
При отражении данных в бухгалтерской финансовой отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами показатель вычитается из соответствующих данных при исчислении или имеет отрицательное значение, то он показывается в круглых скобках (непокрытый убыток; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; убыток от продаж и т. п.).
При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:
- бухгалтерский баланс – форма № 1;
- отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
- отчет об изменениях капитала – форма № 3;
- отчет о движении денежных средств – форма № 4;
- приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
- пояснительная записка;
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) – для общественных организаций и объединений;
-специализированные формы бухгалтерской отчетности, утвержденные для организаций министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином России;
- итоговую часть аудиторского
заключения, выданного по результатам
обязательного по
Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.
Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:
- о прибыли (убытках) от
- об операционных доходах и
расходах с выделением
- о внереализационных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода.
Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из четырех разделов и справки.
В разделе I «Капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала.
В разделе II « Резервы предстоящих расходов» и в разделе III « Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов.
В разделе IV «Изменение капитала» содержатся сведения за отчетный и предшествующий периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.
В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало, конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах на расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.
С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из четырех разделов:
- остаток денежных средств на начало года;
- поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений;
- направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов;
- остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов.
В разделе 1 «Движение заемных средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.
В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев.
В разделе 3 «Амортизируемое имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.
В разделе 4 «Движение средств, финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» содержатся сведения о собственных средствах организации и привлеченных средствах по их видам.
В разделе 5 «Финансовые вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.
В разделе 7 «Социальные показатели» приводятся данные об отчислениях в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные пенсионные фонды.
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использовании средств по их видам и об остатке средств на конец года.
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
Раздел 8. Аудиторское заключение – содержит мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о ее достоверности (безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения).
1.2 Сущность и содержание сводной консолидированной бухгалтерской отчетности.
Особым объектом анализа и важным дополнительным источником информации для оценки финансового состояния организации и ее финансовых результатов является сводная (консолидированная) отчетность, которую составляют корпоративные структуры. Когда используют термин «отчетность», то рассматриваем финансовую отчетность предприятия или организации, не углубляясь в их организационно-экономическую структуру. Между тем современные крупные организации могут объединять несколько предприятий с различной системой участия. Под одним наименованием находится не одно предприятие, а целая группа связанных предприятий. Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность, получившую в нашей стране название сводной отчетности.
В российском законодательстве
понятия «сводная» и «
Консолидированная же бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.
Таким образом, сводная отчетность
составляется в рамках одного собственника
или для статистического
В настоящее время в российских нормативных документах консолидированная финансовая отчетность рассматривается в качестве самостоятельного вида финансовой отчетности. Подобная позиция нашла свое отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную. Согласно указанному документу консолидированная финансовая отчетность представляет собой разновидность бухгалтерской отчетности и предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля.
Отличительные черты консолидированной отчетности:
- отчетность составляется группой компаний, не являющейся юридическим лицом, в то время как каждая из компаний группы является юридическим лицом;
- все компании группы прямо или косвенно принадлежат одному собственнику (группе собственников);
- отчетность характеризует финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы компаний как единого хозяйствующего субъекта;
- основными методами подготовки отчетности являются построчное суммирование и последующее исключение статей, характеризующих внутригрупповые операции.
В настоящее время существует 41 международный стандарт финансовой отчетности (МСФО), среди которых наиболее важными по проблемам консолидированной отчетности являются стандарты:
- МСФО 22 «Объединение компаний»
- МСФО 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность»
- МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании»
- МСФО 14 «Сегментная отчетность»
- МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности»
- МСФО 25 «Учет инвестиций»
- МСФО 14 «Финансовая отчетность по сегментам»
Консолидированная финансовая отчетность составляется материнской компанией по всей совокупности контролируемых компаний (предприятий). Отражает имущественное финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности всех компаний, входящих в сферу консолидации, как единого экономического целого. Консолидированная финансовая отчетность необходима всем, имеющим интересы или предполагающим их иметь в данной группе компаний: инвесторам, кредиторам, поставщикам и заказчикам, персоналу и профсоюзам, банкам и иным финансовым организациям, правительственным органам и местным властям.
Вопросы составления консолидированной отчетности дополняются и конкретизируются в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». В данном Законе финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Информация о работе Теоретические аспекты формирования бухгалтерской отчетности