Сущность бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
• Определение понятия бухгалтерского учёта.
• Выявление целей современного бухгалтерского учёта.
• Рассмотрение задач, поставленных перед бухгалтерским учётом.
• Определение требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учёта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Сущность бухгалтерского учёта.
1.1. Понятие бухгалтерского учёта ……………………………………………………...5
1.2. Цели и функции бухгалтерского учёта ..……………………...................................8
1.3. Задачи бухгалтерского учёта ……….......................................................................11
2. Метод бухгалтерского учёта и требования, предъявляемые к его ведению.
2.1. Значение метода бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчётности……….......15
2.2. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту……………….......……….18
2.3. Пользователи бухгалтерской отчётности …………………………………………21
Заключение……………………………………………………….....................................26
Глоссарий………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………...............................................30
Приложения………………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

сущность бухгалтерского учета.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

Бухгалтерские счета должны быть построены так, чтобы можно было получить полную картину состояния средств предприятия и их источников, финансового положения предприятия и результатов его деятельности. В отечественной практике бухгалтерского учёта используется единый план счетов бух­галтерского учёта финансово – хозяйственных операций.

План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов

бух­галтерского учёта. На основе плана счетов строится отчётность предприятия.

План счетов предназначен для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности, отраслевой принадлежности, организационно – правовой формы, объёма деятельности.

В настоящее время действует типовой План счетов бухгалтерского учёта финансово – хозяйственной деятельности предприятий, утверждённый Министерством финансов РФ 31 октября 2000 г. № 94 и Инструкция по его применению. Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению бухгалтерский учёт дол­жен быть образован в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений), ведущих учёт методом двойной записи.

Действующий План счетов бухгалтерского учёта ориентирован на рыночную экономику и международные стандарты бухгалтерского учёта. Счета в плане счетов сгруппированы по принципу родства в отдельные разделы, при этом указываются не только полное название каждого счёта, но и его род. Это делается для того, чтобы при механизированной или автоматизированной обработке информации можно было вместо подробного буквенного обозначения счёта поставить его цифровое обозначение.

Бухгалтерский учёт, предоставляя подразделениям предприятия упорядоченные и отклассифицированные данные, является одним из важнейших бизнес – процессов каждого предприятия и от эффективности работы этого процесса напрямую зависит успех деятельности предприятия в целом.

Предоставление такой информации является неотъемлемой частью ведения бухгалтерского учёта, которая соответствует установленным требованиям.

 

2.2 Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту

 

К ведению бухгалтерского учёта во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами. Бухгалтерский учёт должен давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, его изменениях, о финансовых результатах её деятельности.[8]

Достоверной считается отчётность, сформированная по правилам, установленным в соответствии с нормативными актами, устанавливающими порядок ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности на территории РФ. Основные признаки достоверности:

- правдивое представление информации;

- операции учитываются и предоставляются в соответствии с их сущностью и экономической реальностью;

- полнота, т.е. информация должна быть полной с учётом затрат на нее.

Уместность – качественная характеристика, регламентирующая, какую информацию следует включать в отчётность. Информация способствует оценке прошлых, настоящих и будущих событий и позволяет принять решение пользователю.

Существенность. Информация считается существенной, если она составляет примерно 5% от общей суммы показателей.

Понятность предполагает доступность информации для понимания пользователей, которые обладают достаточными знаниями в области бухгалтерского учёта.

Требование преемственности предполагает, что принятые организацией формы и содержание бухгалтерских отчётов применяются последовательно от одного отчётного периода к другому. Их изменение  допускается в определённых случаях с обоснованием причин.

Бухгалтерская отчётность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации. Отчётность подписывает руководитель и главный бухгалтер организации.

Бухгалтерский учёт ведется организацией непрерывно с момента ее регистра­ции в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация ведёт бухгалтерский учёт путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учёта.       

В бухгалтерском учёте организаций текущие затраты на производство про­дукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформ­ляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учёт­ными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учёт.

Первичные учётные документы принимаются к учёту, если они соответствуют форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ,  содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;

-  личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, обладающих правом подписи первичных учётных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными сред­ствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учётный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — после её окончания.

Лица, составившие и подписавшие первичные учётные документы, обеспечивают их своевременное и качественное оформление, передачу их в установленные сроки, а также достоверность содержащихся в них данных

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учётных документов составляются сводные учётные документы.

Первичные и сводные учётные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В случае составления на машинных носителях организация обязана изготовлять копии таких документов на бумажных носителях для прочих участников хозяйственных операций, а также по требованию орга­нов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Первичные учётные документы могут быть изъяты только органами дозна­ния, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспек­циями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учётные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, подписавшими документы, с указанием даты внесения исправлений.

Регистры бухгалтерского учёта предназначены для систематизации и накоп­ления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчётности. Регистры ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при применении вы­числительной техники, а также на дисках, магнитных лентах, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учёта в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учёта.

При хранении регистров бухгалтерского учёта должна обеспечиваться их за­щита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгал­терского учёта должно быть обосновано и подтверждено подписью лица внёсшего исправление, с указанием даты исправления.

Несоблюдение данных правил и требований рассматривается как неправильное оформление бухгалтерского от­чёта. Бухгалтерский учёт отражает результаты финансово – хозяйственной деятельности организации, предоставляет данные, которые необходимы пользователям бухгалтерской информации.

 

2.3 Пользователи бухгалтерской отчётности

 

Пользователями бухгалтерской отчётности являются юридические или физические лица, заинтересованные  в информации об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. [9]

Существуют различные группы пользователей бухгалтерской информации (рис.1).

 

 

 

 

Пользователи учетной информацией предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственные

 

 

 

Сторонние

 

 

 

 

 

 

 

Управленческий персонал организации (руководитель, менеджеры)

 

 

 

Инвесторы

 

 

 

 

 

 

 

 

Банки

 

 

 

 

 

 

Управленческий персонал подразделений (руководители, специалисты)

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставщики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие кредиторы

 

Собственники предприятия (учредители, участники, совет директоров)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговые органы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовые органы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы государственной статистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие пользователи

 

 

Рисунок 1- Пользователи учётной информации.

 

Потребителем бухгалтерских сведений выступает само предприятие, прежде всего в лице его собственников, директоров и менеджеров разного уровня.

Собственники и учредители предприятия выражают пристальное внимание к работе предприятия. В первую очередь их интересует уровень доходности предприятия, они обращают внимание на показатели рентабельности капитала, прибыли на акцию, коэффициента выплаты дивидендов.

Управляющий персонал предприятия использует бухгалтерскую информацию для выполнения персональных функций. Ему необходимо знать, какими средствами располагает предприятие, насколько эффективно используются эти средства, каковы финансовые результаты работы. На основании данных принимаются решения об объеме и структуре производства, о направлениях инвестиций, о расширении или сокращении сбыта продукции.

Производственные рабочие и служащие предприятия также интересуются сведениями о его деловой активности и финансовом благополучии, так как работа на предприятии дает им средства к существованию и обеспечивает социальную защиту.

Экономическая информация о производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия интересует различные группы пользователей, которые выступают по отношению к нему как “внешняя среда”, или сторонние пользователи. К сторонним пользователям бухгалтерской информации относятся:

- Инвесторы в заемный капитал предприятия. Их интересует, способно ли предприятие в срок погасить долги и соответствуют ли проценты сложившимся рыночным ставкам;

- Поставщики и покупатели, которых интересует платёжеспособность, деловая активность и финансовая устойчивость их делового контрагента по бизнесу;

- Государственные и правительственные учреждения, которые используют бухгалтерскую информацию для статистических обобщений, для формирования экономической государственной политики, для оптимизации налогообложения и других целей;

- Налоговые и финансовые органы используют информацию организаций для проверки правильности начислений налогов;

- Органы государственной статистики — для статистического учёта;

- Различные общественные организации: профсоюзы, общества потребителей, экологические общества, ассоциации профессиональных бухгалтеров и аудиторов и др.

В соответствии с законодательством все организации в обязательном порядке и в установленные сроки должны представлять бухгалтерскую отчётность:

- учредителям, участникам организации или собственникам её имущества;

Информация о работе Сущность бухгалтерского учета