Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа
В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
• Определение понятия бухгалтерского учёта.
• Выявление целей современного бухгалтерского учёта.
• Рассмотрение задач, поставленных перед бухгалтерским учётом.
• Определение требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учёта.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Сущность бухгалтерского учёта.
1.1. Понятие бухгалтерского учёта ……………………………………………………...5
1.2. Цели и функции бухгалтерского учёта ..……………………...................................8
1.3. Задачи бухгалтерского учёта ……….......................................................................11
2. Метод бухгалтерского учёта и требования, предъявляемые к его ведению.
2.1. Значение метода бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчётности……….......15
2.2. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту……………….......……….18
2.3. Пользователи бухгалтерской отчётности …………………………………………21
Заключение……………………………………………………….....................................26
Глоссарий………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………...............................................30
Приложения………………………………………………………………………………31
• взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платёжной дисциплины;
• правильность определения прибыли, облагаемой налогом;
• правильность определения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и направлений ее использования.
2. Обеспечение сохранности собственности. Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учёта и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов и др.
3. Информационная функция. Одна из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учёт в системе управления в условиях формирования рыночной экономики. На современном этапе роль и значение своевременно поступающей объективной экономической информации усиливаются.
4. Функция обратной связи. Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, осуществляют контроль над выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования. Система бухгалтерского учёта обеспечивает управление обратной связью на любом уровне.
Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая преимущественно из первичной документации. Например, информация, имеющаяся в рабочих нарядах на оплату труда, используется и для учёта фактического объема выполненных работ, и для определения отклонений от плана по каждой планируемой позиции за определенный период.
5. Аналитическая функция. В современных условиях совершенствования управления и формирования рыночных отношений аналитическая функция очень важна, поскольку достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно – хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.
Осуществление этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учёта, в том числе использования всех видов ресурсов, расходов на производство и продажу продукции, правильности применяемых цен, что имеет огромное значение в условиях действия рыночных цен и инфляционных процессов.
Таким образом, в бухгалтерском учёте выделяют три основные цели: формирование полной информации, предоставление её пользователям, предотвращение отрицательных результатов деятельности организации.
Бухгалтерский учёт является одной из важнейших функций управления и ставит перед собой задачи, решение которых необходимо для успешного функционирования и развития хозяйственной деятельности предприятия.
1.3 Задачи бухгалтерского учёта
Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:
• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
• выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
• контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
• контроль целесообразности хозяйственных операций;
• контроль наличия и движения имущества и обязательств;
• контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.[7]
Классификация задач бухгалтера по обусловившим их причинам:
1. Технологические задачи зависят от технологических аспектов учета
Здесь задачами бухгалтера становятся:
• регистрация информации, то есть её ввод с бумажных носителей, созданных в другой организации, в собственную систему учёта;
• перевод информации из собственной системы учёта на бумажный носитель, чтобы совершенную сделку могла зарегистрировать в своей системе другая организация.
2. Алгоритмические задачи зависят от используемых в учёте алгоритмов.
Алгоритм – исчисление какой – либо величины, получение результата. Учётная информация предоставляется пользователям в виде отдельных величин (или их групп), исчисляемых последовательно и по определенным правилам.
Следовательно, обязанностью бухгалтера при решении стратегической задачи является подсчёт каждого промежуточного итога, наличие которого определяется применяемым в каждом случае алгоритмом расчёта. Например, для определения финансового результата нужно предварительно вычислить все доходы и расходы, состоящие из неоднородных величин, которые необходимо рассчитать на более низком уровне.
3. Исполнительские задачи зависят от распоряжений лиц, которым бухгалтер обязан подчиняться. К таким лицам относятся непосредственно администрация предприятия, а также государство в лице контролирующих органов или их представителей. В первую очередь к исполнительским задачам относятся те, которые фиксируют предъявляемые к учёту требования, то есть связанные с его нормативной регламентацией.
4. Технические задачи зависят от поддержания системы учёта в рабочем состоянии.
В большинстве случаев технические задачи решаются соответствующими подразделениями: отдел кадров набирает персонал, службы ремонта следят за состоянием техники, вычислительный центр производит обработку учётной информации, и т.д., но иногда технические задачи приходится решать непосредственно бухгалтерам.
Классификация задач учёта по характеру их взаимосвязи:
Всякая поставленная задача всегда требует контроля за её исполнением и, таким образом, разделяется на две: прямую задачу и контрольную.
Прямые и контрольные задачи могут решать одни и те же работники, хотя в отдельных случаях такой порядок противопоказан. Например, проводить ревизию кассы должен не кассир, который подвергается проверке, а иное, незаинтересованное лицо. Понятно, что ведение кассовых операций и контроль за их ведением – одна задача, имеющая две стороны.
Классификация задач учёта по периодичности их повторения:
• Периодические задачи возникают перед бухгалтером с известным постоянством – это большая часть учётных задач;
• Спорадические задачи возникают перед бухгалтером время от времени, случайным образом;
• Разовые задачи уникальны, их приходится решать единожды.
Классификация задач учёта по степени срочности решения:
• “Горящие” задачи требуют немедленного решения;
• Среднесрочные задачи требуют относительно быстрого решения;
• Текущие задачи должны быть решены к заранее известной дате;
• “Остаточные”. Срок исполнения таких задач не установлен.
Классификация задач учёта по способу регламентации обязанностей бухгалтера:
Классификация определяется документом, регламентирующим ту или иную обязанность бухгалтера:
• Нормативным актом;
• Решением, принятым администрацией организации;
• Должностной инструкцией, а при её отсутствии – обычаями и традициями бухгалтерии;
Классификация задач учёта по характеру влияния на хозяйственную деятельность:
Стратегической целью учёта является оказание положительного влияния на хозяйственную деятельность. Оказать такое влияние можно двумя способами: способствовать либо увеличению доходов, либо уменьшению расходов.
Таким образом, по характеру влияния на хозяйственную деятельность задачи учета можно подразделить на три типа:
1. Задачи, способствующие увеличению доходов;
2. Задачи, способствующие уменьшению расходов;
3. Задачи, определить влияние которых на хозяйственную деятельность не представляется возможным.
Примеры:
• предоставление информации менеджеру, принимающему решение по определению оптимальной ценовой политики, способствует увеличению доходов;
• ревизия кассы способствует уменьшению расходов;
• установить характер влияния на хозяйственную деятельность полученного отчета без установления лица, которому он предназначен, невозможно.
Необходимо отметить, что учёт стремится к задачам уменьшения расходов, а не к задачам увеличения доходов.
На самом деле привёденный список задач бухгалтерского учёта носит общий характер. В зависимости от области применения и метода бухгалтерского учёта, список задач, которые необходимо решить, может изменяться в направлениях деятельности организации, становясь обширнее и давая успешные результаты в хозяйственной деятельности предприятия.
2 Метод бухгалтерского учёта и требования, предъявляемые к его ведению
2.1 Значение метода бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчётность
Для учёта кругооборота капитала организации применяют различные приёмы и способы. Совокупность этих приёмов и способов представляет собой метод бухгалтерского учёта.
Метод бухгалтерского учёта - ведение учёта финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.
Каждый отдельный приём или способ является элементом метода бухгалтерского учёта, к которому относятся: бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, бухгалтерская
отчётность.
Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации в денежном измерителе на определенный момент времени. Он включает в себя информацию, касающуюся имущественного и финансового положения организации.
Бухгалтерский счёт — это специальный приём, который позволяет
осуществлять экономическую группировку хозяйственных средств и текущий учёт
однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счёт открывается на каждый отдельный объект учёта. Совокупность счетов представляет собой систему формирования и сохранения информации, необходимой для применения управленческих решений.
Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счёта в одной и той же сумме.
Документация — это способ первичного отражения объектов бухгалтерского
учёта путём их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию
или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который
является материальным носителем первичной учётной информации и служит в дальнейшем для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта.
Инвентаризация — это проверки фактического наличия имущества и
финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учётных показателей, а их уточнение в случае выявленных расхождений. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учёта.
Оценка представляет собой способ денежного выражения имущества и
обязательств организации путём суммирования затрат для их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности.
Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости
приобретённых материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных
работ, оказанных услуг.
Бухгалтерская отчётность — это система показателей, отражающих
нарастание имущественного и финансового положения организации на отчётную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчётный период (месяц, квартал, год).
Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из:
• бухгалтерского баланса;
• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности организации, если она в соответствии с федеральными законами
подлежит обязательному аудиту;
• специализированных форм, установленных в соответствии с Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации;
• отчёта об использовании бюджетных ассигнований;
• пояснений к бухгалтерскому балансу;
• пояснительной записки.
Бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах её деятельности. Состав и формы бухгалтерской отчётности бюджетных организаций определяются Министерством финансов Российской Федерации.