Сущность бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
• Определение понятия бухгалтерского учёта.
• Выявление целей современного бухгалтерского учёта.
• Рассмотрение задач, поставленных перед бухгалтерским учётом.
• Определение требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учёта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Сущность бухгалтерского учёта.
1.1. Понятие бухгалтерского учёта ……………………………………………………...5
1.2. Цели и функции бухгалтерского учёта ..……………………...................................8
1.3. Задачи бухгалтерского учёта ……….......................................................................11
2. Метод бухгалтерского учёта и требования, предъявляемые к его ведению.
2.1. Значение метода бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчётности……….......15
2.2. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту……………….......……….18
2.3. Пользователи бухгалтерской отчётности …………………………………………21
Заключение……………………………………………………….....................................26
Глоссарий………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………...............................................30
Приложения………………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

сущность бухгалтерского учета.doc

— 343.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1.   Сущность бухгалтерского учёта.

1.1. Понятие бухгалтерского учёта ……………………………………………………...5

1.2. Цели и функции бухгалтерского учёта ..……………………...................................8

1.3. Задачи бухгалтерского учёта ……….......................................................................11

2. Метод бухгалтерского учёта и требования, предъявляемые к его ведению.

2.1. Значение метода бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчётности……….......15

2.2. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту……………….......……….18

2.3. Пользователи бухгалтерской отчётности …………………………………………21

Заключение……………………………………………………….....................................26

Глоссарий………………………………………………………………………………...28

Список использованных источников……………………...............................................30

Приложения………………………………………………………………………………31

 

Введение

Понятие бухгалтерского учёта существовало ещё в XIX веке, но оно не имело такой  силы, как в наше время – время научно – технического прогресса.

Вследствие проведения реформ, связанных со становлением рыночных отношений, постепенно устанавливались новые правила ведения бухгалтерского учёта отечественных организаций, приводящие его в соответствие международным стандартам финансовой отчётности (МСФО).

Расширение производства по всему миру, увеличение международного сотрудничества предприятий увеличивают необходимость ведения бухгалтерского учёта. Чтобы понять, для чего нужен бухгалтерский учёт, как он ведётся необходимо начать его изучение с определения понятия бухгалтерского учёта, его пользователей, а также какие перед ним стоят цели и задачи.

Нередко люди думают, что бухгалтерский учёт  связан только с производством продукции или оказанием каких – либо услуг, что является неправильным мнением. Бухгалтерский учёт присутствует в нашей жизни каждый день, даже когда мы идём за покупками в магазин или отдаём деньги, ранее взятые у кого – то, приобретаем акции, чтобы потом получить с них прибыль. Но, чтобы правильно вложить свои деньги в какое – либо предприятие нужно знать его положение на рынке, его доходы и расходы, то есть является ли оно прибыльным или убыточным.  

Система, обеспечивающая руководителей и специалистов предприятия производственной информацией для принятия эффективных решений и обеспечивающая инвесторов информацией для оценки деятельности предприятия – это и есть бухгалтерский учёт.

                Бухгалтерский учёт – это процесс  непрерывного, взаимосвязанного наблюдения и отражения хозяйственной деятельности предприятия в первичных документах при помощи различных измерителей. Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

В целом бухгалтерский учёт представляет систему записей, классификации и суммирования определенным образом в денежном выражении тех взаимодействий и событий, которые имеют отношения к финансам, а также преобразование их результатов. Эта система контроля над хозяйственной деятельностью предприятий с целью получения о них текущих и итоговых данных.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что ведение бухгалтерского учёта имеет большое значение для каждого предприятия или организации.  Именно финансовый учёт формирует информацию о текущих доходах и расходах, о финансовых результатах, которые необходимы для составления финансовой отчётности. Эта информация необходима как внешним, так и внутренним пользователям. Изучение основ бухгалтерского учёта играет немаловажную роль в нашей хозяйственной жизни.

Целью курсовой работы является изучение сущности, целей, задач и области применения бухгалтерского учёта.

В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

• Определение понятия бухгалтерского учёта.

•  Выявление целей современного бухгалтерского учёта.

• Рассмотрение задач, поставленных перед бухгалтерским учётом.

• Определение требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учёта.

Объект исследования – бухгалтерский учёт.

Предмет исследования – система бухгалтерского учёта.

Структурная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и двух приложений, в работе представлена таблица пользователей учётной информации.

 

Основная часть

 

1 Сущность бухгалтерского учёта

 

1.1 Понятие бухгалтерского учёта

 

Воспроизводство материальных благ, которое охватывает процессы производства, обращения распределения и потребления, является необходимым условием существования человеческого общества.

На всех этапах развития человечества людей интересовала хозяйственная деятельность; они хотели знать, сколько и каких предметов нужно производить, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность, во сколько обходится производство тех или иных благ, как руководить производственными процессами. Таким образом, всегда нужно было наблюдать, измерять и регистрировать хозяйственные явления и операции, поэтому с самых давних времён осуществлялась функция учёта.

По мере совершенствования производительных сил и производственных отношений менялись содержание, формы и методы учёта, возрастала его роль.

Бухгалтерский учёт  – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе (активах), обязательствах, доходах и расходах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.[1]

В соответствии с данным определением учётный процесс можно отразить в виде следующей процедуры (приложение А).

Бухгалтерский учёт содержит в себе две составляющие:

1) финансовый учёт;

2) управленческий учёт.

Разные цели в учётном процессе определяют различия этих составляющих (приложение Б).

Таким образом, финансовым учётом является учёт, направленный на формирование отчётной информации для сторонних пользователей. Правила ведения финансового учёта строго регламентированы законодательными и нормативными актами, формы отчётности и порядок ее представления также установлены нормативными актами.

Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для предприятия решений по деятельности фирмы информации и показателей для управленческого звена компании (внутренних пользователей – менеджеров). Это процесс в рамках организации, которых обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации.[2]

Объектами бухгалтерского учёта являются:

• имущество организации – нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства;

•  права требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность);

• обязанности по отношению к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность);

• хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и обязательствах организации. Хозяйственные операции могут совершаться:

1) между объектами учёта внутри организации;

2) между организацией и сторонними организациями и физическими лицами.

Предметом бухгалтерского учёта является финансово – хозяйственная деятельность предприятия или организации.

Хозяйственные средства предприятия составляют:[3]

Основные средства  – здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и т.п. Они действуют длительное время в деятельности предприятия, перенося свою стоимость на выпускаемую продукцию и услуги по частям, списываясь за счёт начисления износа, как физического, так и морального, которому постепенно подвергаются.

Нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход, (прав на землю, воду и т.д.).

Оборотные средства – сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части, топливо, тара и т.п., которые либо преобразуются в новое изделие, либо используется для выполнения работ или оказание услуг. Они используются в производстве только один раз, перенося свою стоимость в полном размере на изделие. Эта особенность[4] требует от руководства предприятия постоянного отслеживания их остатков на складах, постоянного приобретения и доставки. К этой группе относятся и остатки незавершенного производства в цехах, стоимость готовой продукции, товаров и малоценных быстро изнашивающихся предметов.

Денежные средства – сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, ценные бумаги, временно свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке.

Средства в расчётах – долги других предприятий или лиц данному предприятию. Состоят из дебиторской задолженности за не оказанные товары и услуги, полученные векселя, выданные авансы, подотчетные суммы и т.д.

Отвлечённые средства – суммы прибылей, перечисленные в бюджет в виде налогов из прибыли, суммы, использованные на образование специальных фондов предприятия.

Таким образом, бухгалтерский учёт осуществляет сбор, регистрацию и обобщение информации о хозяйственной деятельности предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций в едином денежном измерителе. Рассмотрев понятие бухгалтерского учёта можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учёт является неотъемлемой частью каждого предприятия. Однако не только данные понятия и особенности делает бухгалтерский учёт особенным, но и его сформулированные цели и функции.

 

1.2 Цели и функции бухгалтерского учета

 

Цели бухгалтерского учёта можно поставить в зависимость от двух факторов:

• назначения учёта;

• обязательных требований, предъявляемых к учёту.

Стратегической целью учёта, его назначением является оказание положительного воздействия на хозяйственную деятельность, осуществляемую путём предоставления соответствующей информации.

Однако всякая цель требует своего исполнителя. Для целей бухгалтерского учёта таким исполнителем является бухгалтер. Для оптимизации хозяйственной деятельности  бухгалтеру приходится решать множество мелких учётных задач, зависящих от разнообразных и многочисленных факторов и обстоятельств, в том числе от предъявляемых к учёту законодательных требований.

Бухгалтерский учёт — одна из основных функций управления наряду с та­кими функциями, как планирование, регулирование, организация и стимулирование. Это означает, что совершенствование управления неразрывно связано с развитием всей системы бухгалтерского учёта. Именно в системе бухгалтерского учёта отражается фактическая инфор­мация по каждому виду основных средств, что позволяет направлять и ко­ординировать финансовую и производственно-хозяйственную деятельность, достигать желаемых результатов.

Планирование – это процесс разработки и установления руководством предприятия, система количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия,  как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование – это главная функция управления.

Основные задачи планирования на уровне предприятия:

1.      Сосредоточение внимания на приоритетных направлениях.

2.      Готовность к реакции на изменения во внешней среде.

3.      Сведение к минимуму нерациональных действий при возникновении неожиданных ситуаций.

4.      Обеспечение чёткого взаимодействия между подразделением предприятия и исполнителями.[5]

В системе управления бухгалтерский учёт выполняет ряд функций:[6]

1. Контрольная функция. Контроль — это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Реализации задач по усилению контрольной функции бухгалтерского учёта в управлении способствует широкое применение ЭВМ и других средств вычислительной техники на всех стадиях учётного процесса.

Сферой контроля со стороны главного бухгалтера, работников учётного аппарата совместно с руководителями, работниками соответствующих подразделений и служб являются:

• соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

• правильность начисления заработной платы по всем основаниям, удержаний из начисленных сумм (налогов, отчислений в пенсионный фонд);

• правильность применения тарифных таблиц, должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

• соблюдение установленных правил проведения инвентаризаций, денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, расчетов и обязательств;

Информация о работе Сущность бухгалтерского учета