Сущность бухгалтерского дела, его содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях хозяйствования оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерских служб и специалистов в области бухгалтерского учета, составляющего основу содержания бухгалтерского дела.

Работа содержит 1 файл

Сущность бухгалтерского дела и использование принципов в бухгалтерском учете.docx

— 50.23 Кб (Скачать)

При разработке данного ПБУ были использованы положения   МСФО 38 «Нематериальные активы».

ПБУ устанавливает  правила учета по следующим сделкам:  

- получение  кредита; 

- получение  займа; 

- получение  товарного кредита; 

- получение  коммерческого кредита; 

- выдача простого  или переводного векселя; 

- эмиссия облигаций.

17. ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утв. Приказом МФ РФ от 19.11.02 г. № 115н (с посл. изм. от 18 .09. 2006 г.). При   разработке Положения были учтены положения  МСФО 9 «Затраты на исследования и разработки».

Настоящее Положение  устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации информации о  расходах, связанных с выполнением  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ.

18. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»,  утв. Приказом МФ РФ  от 19.11.2002  № 114н.  ПБУ 18/02 приближает российские правила ведения бухгалтерского учета к МСБУ и имеет целью сделать бухгалтерскую отчетность организации более понятной для всех пользователей этой информации.  МСФО  помимо текущих обязательств по налогу на прибыль, предусмотрено признание и раскрытие в финансовой отчетности отложенных налоговых обязательств и активов. Раскрытие отложенных налоговых активов и обязательств в финансовой отчетности регулирует МСФО 12 «Налоги на прибыль».

Настоящее Положение  устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок  раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль. ПБУ также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством РФ  о налогах и сборах. 

Применение  Положения позволяет отражать в  бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.  

Положение предусматривает  отражение в бухгалтерском учете  не только суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, или  суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся  организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском  учете сумм, способных оказать  влияние на величину налога на прибыль  последующих отчетных периодов в  соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

19. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом МФ РФ от 10.12.2002 № 126н. (с посл. изм. и доп. от 27.11.2006 г.).

Настоящее Положение  устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности информации о финансовых вложениях организации. Оно устанавливает  следующие виды активов, учитываемые  в составе финансовых вложений: 

-государственные  и муниципальные ценные бумаги;  

-ценные бумаги  других организаций, в том числе  долговые ценные бумаги, в которых  дата и стоимость погашения  определена (облигации, векселя); 

-вклады в  уставные (складочные) капиталы других  организаций (в том числе дочерних  и зависимых хозяйственных обществ);  

-предоставленные  другим организациям займы; 

-депозитные  вклады в кредитных организациях;  

-дебиторская  задолженность, приобретенная на  основании уступки права требования;  

-вклады организации-товарища  по договору простого товарищества  и пр.

ПБУ 19/02 определяет финансовые вложения как самостоятельный  объект учета.

В Положении  утверждена первоначальная оценка финансовых вложений, по которой они отражаются в бухгалтерском учете, последующая  оценка финансовых вложений, четко приписано ведение бухгалтерского учета финансовых вложений, а именно учет их выбытия и отражения оценки при списании, отражение в учете и отчетности доходов и расходов, создание резервы под обесценение финансовых вложений.

20. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», утв.Приказом МФ РФ 24.11.2003 № 105н (с изм. и доп. от 18.09.2006 г.). За основу при его разработке был взят  МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности».

Настоящее Положение  определяет правила отражения хозяйственныхопераций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации в случаях совместного осуществления операций, совместного использования активов и совместного осуществления деятельности. Для целей настоящего Положения под совместно осуществляемыми операциями понимается выполнение каждым участником договора определенного этапа производства продукции (выполнения работы, оказания услуги) с использованием собственных активов. При этом каждый участник договора в бухгалтерском учете отражает свою часть расходов и обязательств, а также причитающуюся ему долю экономических выгод или дохода в соответствии с условиями договора.

План счетов бухгалтерского учета.Правильная организация бухгалтерского учета предполагает определенную систему счетов, обеспечивающую контроль за состоянием хозяйственных средств, источниками их образования и всеми процессами хозяйственной деятельности.  

С этой целью  разрабатывают систематизированный  перечень счетов, называемый планом счетов бухгалтерского учета.

В настоящее  время во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО,  действует План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94-н. 

План счетов по своему содержанию включает в себя балансовые и забалансовые счета.

Балансовые счета сгруппированы в VIII разделах.

Раздел I. Внебюджетные активы.

Раздел II. Производственные запасы.

Раздел III. Затраты  на производство.

Раздел IV. Готовая  продукция и товары.

Раздел V. Денежные средства.

Раздел VI. Расчеты.

Раздел VII. Капитал.

Раздел VIII. Финансовые результаты.

Каждому балансовому  и забалансовому счету в Плане счетов присвоен определенный номер, который называется кодом (шифром) счета.   

Для правильного  применения Плана счетов бухгалтерского учета разработана инструкция. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.

По Плану  счетов бухгалтерского учета и в  соответствии с инструкцией бухгалтерский  учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной  записи.

При организации  бухгалтерского учета нет необходимости  использовать весь перечень синтетических  счетов, приведенных в Плане счетов. Каждая организация выбирает те синтетические  счета, которые ей необходимы для  постановки бухгалтерского учета в  соответствии с предъявляемыми к  нему требованиями своевременности, достоверности  и т. д., разрабатывая рабочий плансчетов.  

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета организациям разрешено по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в  план счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя  свободные номера счетов. Для учета  специфических операций организация  может самостоятельно, без согласования с кем-либо при необходимости  вводить дополнительные субсчета, уточнять их, исключать и объединять.

В Инструкции после  характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема его  корреспонденции с другими синтетическими счетами. В случае возникновения  фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена  в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные инструкцией.

Рабочие документы организации.Внутренние (рабочие) нормативные документы определяют особенность ведения учета в организации. На основе федеральных законодательных актов, положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, с учетом методических рекомендаций, указаний, инструкций организации самостоятельно разрабатывают внутренние нормативные документы, отражающие учетную политику (см. Приложение 1). Самостоятельность в выборе учетной политики – обязательное условие экономической свободы организаций всех форм собственности. 

СогласноПБУ 1/98 «Учетная политика организаций» учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и др.

Выбор учетной  политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые  условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.

При выборе учетной политики учитываются следующие требования:

• постоянство  учетной политики в течение длительного  периода;

• регламентация  принципов учетной политики действующей  нормативной базой;

• извещение  внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике. 

Учетная политика применяется последовательно в  течение ряда лет и должна обеспечивать:

• полноту отражения  в бухгалтерском учете всех хозяйственных  операций за отчетный период;

• большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов  и активов;

• отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя из правовой нормы и экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

• равенство  данных аналитического и синтетического учета, а также соответствие показателей  отчетности записям на счетах бухгалтерского учета;

• рациональное ведение бухгалтерского учета, с  учетом хозяйственной деятельности и величины предприятия.

Изменения в  учетной политике предприятия допускаются  при: реорганизации предприятия (слиянии, разделении, присоединении), смене собственников, изменении законодательства РФ и  нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработке и применении новых  способов бухгалтерского учета. Результаты изменений оценивают в стоимостном  выражении и сообщают пользователям  финансовой отчетности.

Основные направления учетной политики, которую разрабатывает на основании ПБУ 01/98 главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия, указаны в Федеральном законе о бухгалтерском учете:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета;

• формы первичных  документов, по которым не предусмотрены  типовые формы, а также формы  документов для внутренней бухгалтерской  отчетности;

• порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов  имущества и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной  информации;

• порядок осуществления  контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Особое место в учетной политике занимают ее методические и организационные аспекты.

Методические аспекты:

1. Порядок начисления  износа (амортизация) по основным  средствам и нематериальным активам.

2. Порядок отражения  на счетах операций приобретения  и заготовления материальных  ценностей.

3.  Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.

4. Варианты учета  затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

5. Способы распределения  общепроизводственных и общехозяйственных  расходов.

6. Перечень резервов  предстоящих расходов.

7. Порядок учета  и финансирования ремонта основных  средств.

8. Сроки погашения  расходов будущих периодов.

9. Варианты учета  выпуска продукции.

10. Порядок создания  резерва по сомнительным долгам.

11.  Варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

12. Сроки списания  доходов будущих периодов.

Информация о работе Сущность бухгалтерского дела, его содержание