Сущность аудита, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:36, реферат

Описание работы

Цель работы - определить сущность аудита и аудиторской деятельности.
Задачи:
изучить сущность и цели аудита
рассмотреть основные понятия аудита
проанализировать принципы и виды аудита
рассмотреть необходимость аудиторской деятельности

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Сущность аудита, его цели и задачи……………………………….4
Возникновение и необходимость аудита………………………….4
Цели и задачи аудита…………………………………………….…7
Виды аудита…………………………………………………………10
Аудиторская деятельность, ее содержание……………………..…15
Организация и регулирование аудиторской деятельности……………………………………………………..….15
2.2 Принципы аудиторской деятельности……………………………16
2.3 Права и обязанности аудитора, руководства экономического
субъекта и прочих должностных лиц..…………………………….….18
Заключение……………………………………………………….......….23
Глоссарий……………………………………………………………..…25
Список использованных источников………………………………..…27

Работа содержит 1 файл

Сущность аудита и аудиторской деятельности2.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

 Аудиторы часто  полагают, что более целесообразно  проверить систему внутреннего  контроля хозяйствующего субъекта, чтобы получить доказательства  эффективности ее организации  и работы, чем подвергать непосредственным  проверкам информацию, выданную этой системой учета.

Помимо этих функций, аудиторские организации  выполняют  также консультационную, информационную и другие функции.

 

    1. Виды аудита

 

В настоящее время  существует определенная классификация  видов аудита в зависимости от разных факторов.

   По отношению  к пользователям информации аудит  подразделяется на

  • Внешний
  • Внутренний

При проведении внешнего аудита аудитор обязан действовать  в интересах не только клиента, но и всего общества, всех пользователей  бухгалтерской отчетности. Выполняя аудит по  определенному заказу клиента, аудитор обязан разрешать возникающее между ними  противоречие в пользу общественных интересов. Объектом внешнего аудита выступает деятельность конкретного хозяйствующего субъекта.  Цели внешнего аудита определяются непосредственно интересами заказчиков, которыми могут быть и государственные органы, и обладатели средств и фондов.  При этом государственные органы интересуются результатами различных проводимых программ,  а владельцы средств и акций в большей степени обращают свое внимание на вопросы эффективности сделок, рационального использования денежных средств и товарно-материальных запасов, а также эффективности управленческой системы в целом и на другие дополнительные вопросы.  Основные задачи внешнего аудитора: оценка состояния финансового учета и бухгалтерской отчетности, проверка точности, полноты и корректности их данных, выражение о них заключения заказчику, защита прав собственности4.

 Внешний аудит регламентируется  юридически и позволяет наблюдать и потенциально контролировать процесс  деятельности хозяйствующего субъекта и его руководства. Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами аудита и основными принципами аудита.

Функции внутреннего  аудита зачастую  выполняют специальные службы, состоящие в штате организации. Внутренний аудит не только дает достоверную информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает или опровергает правильность и достоверность отчетов менеджеров разных уровней. Благодаря результатам внутреннего аудита, руководство организации может оперативно и своевременно осуществлять необходимые перемены внутри предприятия.

     По отношению  к требованиям законодательства  принято различать обязательный  и инициативный аудит. Аудиторская проверка может распространяться на всех субъектов, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления. Любая организация вправе по собственной инициативе пригласить для проверки аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе самой организации считается инициативным, его характер и масштабы  определяет сам заказчик. Обязательный же аудит регламентируется государственными органами на законодательном уровне. Правительство России утвердило определенную систему показателей деятельности организаций, по которым их бухгалтерская отчетность ежегодно подлежит обязательной  аудиторской проверке.

    В зависимости  от времени проведения различают  первоначальный, повторяющийся и  оперативный аудит. Особенностью  первоначального аудита является  то, что он проводится впервые для данного клиента, что  существенно увеличивает риск и трудоемкость и,  зачастую, длительность процесса аудиторской проверки, так как аудиторы не располагают достаточной полнотой информации об особенностях и деталях деятельности клиента, а также его внутренней системе контроля.

Повторяющийся же аудит  осуществляется повторно или регулярно  и поэтому основан уже на знании специфики деятельности организации, ее положительных и отрицательных  сторон в ведении финансового  учета, результатах продолжительного сотрудничества с заказчиком. Оперативный аудит - это достаточно кратковременная аудиторская проверка для конечного вынесения оценки в целом состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, результативности внутреннего контроля, оценки организационной деятельности.

По характеру процесса проверки принято различать следующие  виды:

    • подтверждающий аудит ( имеется ввиду проверка точности и достоверности финансовых документов и отчетности);
    • системно-ориентированный аудит  -  определенная экспертиза на основе проверки функционирования внутренней системы контроля. При эффективной  и профессиональной работе этой системы вероятность ошибок сводится к минимуму и вследствие этого  необходимость в слишком детальной внешней проверке отпадает. А при обнаружении недостаточно эффективной работы   системы внутреннего контроля заказчику даются советы и рекомендации по ее модернизации;
    • аудит, основанный на риске - направленность работы аудитора на области с более высоким уровнем риска, что существенно упрощает аудиторскую проверку в областях с более низким риском.

Помимо указанных, существуют еще некоторые критерии классификации  аудита, к примеру,  в зависимости  от назначения выделяют:

    • Аудит финансовой отчетности
    • Налоговый
    • Аудит на соответствие определенным требованиям
    • Ценовой
    • Управленческий  аудит
    • Аудит хозяйственной деятельности
    • Специальный

Аудит финансовой отчетности это проверка отчетности организации  с целью вынесения итогового  заключения о соответствии ее определенным критериям и общепринятым правилам и нормам финансового учета. Он проводится посторонними аудиторами, нанятыми хозяйствующим субъектом, отчеты которого проверяются. Результаты такого аудита открыто публикуются организацией и рассылаются для рассмотрения довольно широкому кругу пользователей – клиентам, владельцам акций, кредиторам, органам государства и др.

Налоговый аудит - это  проверка аудитором корректности и  полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики в  целом.

Аудит на соответствие требованиям - это анализ определенной экономической деятельности субъекта с целью определения ее соответствия существующим условиям, законам и правилам. Если такие условия установлены руководством, то аудит осуществляется сотрудниками организации, выполняющие функцию внутренних аудиторов. В случае если условия установлены кредиторами,  этот вид аудита проводится вместе с аудитом бухгалтерских отчетов или как специальный аудит.

Ценовой аудит - это проверка обоснованности цены на заказ. Применяется  в основном в хорошо развитых странах  при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (к примеру, расходов на выполнение  конкретного оборонного заказа).

Управленческий аудит - это проверка и улучшение управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности процесса производства и финансовых вложений, производительности труда, рационального использования собственных средств и их экономии.

Управленческий аудит, который выполняется индивидуальными  аудиторами, - один из видов консультационных услуг, оказываемых клиенту. В основном он предоставляется для повышения эффективности использования ресурсов и материальных средств.

Аудит хозяйственной  деятельности представляет собой анализ экономической деятельности субъекта, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который принято также называть проверкой эффективности работы или управления  организации, имеет следующие цели:

    • оценка эффективности управления;
    • выявление возможностей и вариантов улучшения экономической деятельности;
    • внесение  ряда рекомендаций относительно улучшения деятельности.

Подобный аудит может  быть проведен и по заказу руководства,  и по требованию какой-либо третьей  стороны, в том числе и со стороны  органов государственной власти.

Специальный аудит - это  проверка конкретных четко установленных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения установленных норм, процедур, правил  с целью подтвердить  законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

Кроме того, аудит также  можно разделять по выбранному объекту  аудита, как то:

    • банковский;
    • аудит страховых компаний;
    • аудит бирж и фондов;
    • государственный;
    • общий.

 

.

2 Аудиторская деятельность, ее содержание

 

2.1 Организация и регулирование аудиторской деятельности

 

Любая форма аудиторской  деятельности прежде всего направлена на оказание максимально возможной  помощи экономическому субъекту в минимизации  налоговой нагрузки при применении законных методов. Основная цель аудиторской проверки заключается вовсе не в выявлении теневых схем организации и совсем не в выявлении мошенников. Задача подобной деятельности заключается в оказании реальной помощи любой организации в формировании четкой схемы налогового планирования. Также задачами аудиторской деятельности являются периодические  консультационные услуги по вопросам корректного составления различных видов отчетности5.

До 2002 года аудиторская  деятельность в Российской Федерации  регулировалась Временными правилами  аудиторской деятельности, которые в 1993 были приняты Президентом, а также  актами Правительства РФ и Совета по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В 1994 году была впервые введена процедура обязательной аттестации аудиторов, а начиная с 1995 года — лицензирование подобных организаций и частных аудиторов.

В 2001 году был принят и, начиная с  2002 года вступил в  силу новый Федеральный Закон  РФ «Об аудиторской деятельности», который, безусловно, оказал значительное воздействие на рынок аудиторской  деятельности и вызвал его движение в сторону более цивилизованных методов работы. Закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций. Кроме того, была установлена минимальная численность штата аудиторских организаций. Был закрыт доступ частных аудиторов на рынок обязательного ежегодного аудита.

Начиная с 2003 года велась подготовка новой редакции закона «Об  аудиторской деятельности», которая  довольно сильно затянулась из-за столкновения противоположных мнений насчет ряда отдельных моментов. В конце концов, в декабре 2008 года был принят и начиная с 1 января 2009 года вступил в силу новый ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, по которому лицензирование аудиторских компаний было заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО могли быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов — 700 аудиторов или 500 аудиторских фирм. Частным аудиторам был частично возвращен доступ к процедуре проведения обязательного аудита. Страхование ответственности согласно закону было заменено механизмом компенсационных фондов СРО.

 

    1.  Принципы аудиторской деятельности

 

Существует ряд профессиональных этических принципов, которые обязаны  соблюдать и использовать для  принятия решений аудиторские организации  в ходе проведения своей деятельности, такие как: профессиональная компетентность, честность, независимость, объективность, добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Профессиональная компетентность - это обязательность необходимость  владения требуемым объемом знаний и умений, которые позволят аудитору квалифицированно и на должном высоком уровне оказывать профессиональные услуги. Аудиторская организация должна привлекать для выполнения заказанной работы только подготовленных, профессионально обученных специалистов и осуществлять контроль за компетентностью их работы.6

Честность - это обязательное требование в работе аудитора и его  следование общественным нормам морали.

Независимость - это необходимое  условие, заключающееся в  отсутствии у аудитора при формировании его вывода какой-либо заинтересованности в делах проверяемого хозяйствующего субъекта, превышающей договор на осуществление аудиторских услуг. Этическим кодексом аудитора также отдельно оговариваются условия  его независимости, которая должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и по фактическим обстоятельствам.

Независимость аудитора определяется:

    1. свободным независимым выбором кандидата в аудиторы хозяйствующим субъектом;
    2. договорным характером отношений между аудитором и заказчиком, что  позволяет аудитору свободно выбирать клиента и быть совершенно  неподвластным  указаниям  государственных органов;
    3. возможностью отказать организации в выдаче аудиторского заключения до  момента полного устранения зафиксированных  недостатков;
    4. невозможностью проведения аудиторской проверки при каких либо отношениях (родственных или деловых) с клиентом, превышающих заключенные договорные отношения по поводу аудиторской проверки;
    5. запрещением аудиторским фирмам заниматься   деятельностью, не связанной непосредственно с выполнением аудиторских, консультационных и прочих услуг, разрешенных законодательно в Российской Федерации.

Информация о работе Сущность аудита, его цели и задачи