Судебная бухгалтерия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 02:08, реферат

Описание работы

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономи¬ческих процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Содержание

Введение

1. Понятие, виды и формы осуществления финансово-экономического контроля
2. Особенности ревизии, проводимой по инициативе органов дознания и досудебного следствия.
3. Налоговый контроль за хозяйственной деятельностью.
4. Банковский контроль.
5. Валютный контроль.
6. Другие виды государственного контроля за хозяйственной деятельностью.
7. Аудит – как форма независимого финансово-экономического контроля.

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

САМ.РАБОТА.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

В отличие  от обычной ревизии методы фактической проверки при ревизии по уголовному делу применяют только по согласованию с инициатором ревизии, иначе может возникнуть опасность дублирования ревизорских и следственных действий. Поэтому следователь должен в каждой конкретной ситуации при возникновении тех или иных вопросов согласовывать их с ревизором. Это в свою очередь позволит более квалифицированно и объективно решить все вопросы, которые стоят перед следователем при установлении истины по делу.

Очередность и сроки проведения некоторых  ревизионных действий следует определять с учетом запланированных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по расследуемому уголовному делу.

В зависимости  от хода и результатов расследования  задание ревизору может быть скорректировано  на расширение или сокращение круга проверяемых по документам обстоятельств.

Акт документальной ревизии должен соответствовать следующим требованиям:

в содержании акта характеризуются конкретные факты  нарушений в финансово-хозяйственной  деятельности и действиях определенных должностных лиц;

характеристика  основывается на учетных (сводных) данных и на данных первичных документов с обязательной ссылкой на те и другие;

каждый  факт нарушения, установленный ревизией, должен быть всесторонне охарактеризован  с позиций правильности документального оформления, учета, зf 

конности  и целесообразности хозяйственных  операций;

описательная  часть акта должна быть изложена грамотно, четко, полно, без формальных констатации нарушений.

Содержание  акта во многом зависит от задания, поставленного перед ревизором. В акте не должно быть подробного описания нарушений некриминального характера, которые не относятся к заданию следователя, но обязательно указываются использованные ревизором приемы, методы и средства исследования учетно-бухгалтерской документации. Если в процессе ревизии выявлены факты недостачи или излишков, то должны быть указаны причины, период образования и круг должностных, материально ответственных лиц, виновных в их образовании. К акту прилагаются необходимые справки, расчеты, ведомости, объяснения и т.п.

Получив акт документальной ревизии, следователь  анализирует его с позиций доказательственной значимости по расследуемому делу, а затем намечает план следственных действий и иных мероприятий по проверке выявленных ревизором нарушений следственным путем. Обычно при этом следователь решает два вопроса: насколько доброкачественно проведена ревизия и какое значение для дела имеют ее материалы.

Оценка  материалов ревизии, проведенной по требованию правоохранительных органов, имеет много общего с оценкой материалов любой другой ревизии, поэтому применимы все рекомендации, изложенные в предыдущем параграфе. Вместе с тем эта оценка имеет и некоторые особенности, вытекающие из того, что ревизия проводилась по заданию, предварительно сформулированному следователем или органом дознания.

Оценивая  материалы документальной ревизии, проведенной по требованию правоохранительных органов, необходимо дополнительно выяснить:

в полном ли объеме выполнено поставленное перед  ревизией задание (если задание в  какой-либо части не выполнено, то чем  это мотивировано в акте и основательны ли приведенные аргументы);

насколько полно осуществлена документальная проверка по каждому поставленному  вопросу задания и применены  ли ревизором рекомендуемые или  необходимые приемы и методы проверки;

на каком  этапе привлекались к участию  в ревизии должностные лица, учтены ли (и в какой мере) ревизором их объяснения;

правильно ли оформлены отдельные ревизионные  действия;

обоснованы  ли выводы ревизора о наличии выявленных им нарушений, подтверждаются ли эти выводы документами, объяснениями и расчетами, приложенными к акту, и не имеется ли в акте противоречий;

все ли необходимые документы приложены  к акту, каких документов или экземпляров  недостает и где они находятся;

по всем ли необходимым вопросам даны объяснения и расчеты соответствующих должностных лиц;

сделаны ли ревизором общие выводы и предложения, направленные на устранение выявленных нарушений, и в каком объеме реализованы эти предложения;

какие факты хищений или иных злоупотреблений  установлены ревизией, известны ли они были ранее, не противоречат ли данные акта ревизии материалам уголовного дела;

достаточно  ли полно установлены и документально  подтверждены факты нарушений, указанные  в акте ревизии, какие из этих фактов требуют дополнительной проверки и каким путем;

есть  ли необходимость истребования дополнительной или повторной ревизии, возможно ли восполнение отдельных недостатков ревизии через получение дополнительного заключения от ревизора или его допрос;

есть  ли необходимость назначения судебно-бухгалтерской и иной экспертизы;

какие организационные, оперативно-розыскные  мероприятия и следственные действия необходимо провести с целью дополнительной проверки фактов нарушений или злоупотреблений, выявленных документальной ревизией.

Проверка  материалов ревизии может быть осуществлена путем тщательного их изучения и анализа, а также через непосредственное выяснение у соответствующих должностных лиц путем фиксации их объяснений в протоколах допроса или опроса.

При установлении недоброкачественности материалов документальной ревизии и невозможности поручить в дальнейшем проведение ее тому же ревизору из-за его низкой квалификации или недобросовестности следователь вправе истребовать назначение повторной ревизии и проведение ее другим ревизором.

При необходимости  восполнения материалов ревизии путем более детального исследования по прежнему заданию или проведения дополнительной ревизии по новому заданию следователь выносит постановление и вновь направляет его руководителю вышестоящей (контролирующей) организации. В постановлении следует подробно мотивировать необходимость дополнительной ревизии с изложением конкретных причин (поверхностное исследование отдельных документов, неприменение конкретных приемов, методов и т.д.).

Иногда  материалы ревизии можно дополнить  или уточнить путем допроса ревизора в качестве свидетеля, как правило, в следующих случаях:

когда по акту имеются существенные возражения, связанные с сообщением фактов, которые  по документам не могут быть проверены, но о них осведомлен или мог быть осведомлен ревизор в процессе проверки;

когда у следователя возникает вопрос о существенных для дела обстоятельствах, которые не могли быть изложены в акте ревизии или которые стали известны ревизору как частному лицу.

При изучении и анализе материалов документальной ревизии у следователя может возникнуть необходимость в разъяснении ему некоторых положений и выводов не только ревизором, но и иным специалистом, приглашенным в качестве консультанта.

В тех случаях, когда следователь ни одним из указанных способов не может устранить несоответствия между материалами ревизии и другими доказательствами, для разрешения возникших неясных вопросов он вправе назначить судебно-бухгалтерскую экспертизу.

3. Налоговый контроль за хозяйственной деятельностью.

         Общегосударственный контроль налогов и сборов направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Общегосударственный контроль проводится органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратура), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является контроль налогов и отчислений (например, налоговыми органами).                                                              Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы налогового контроля

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы.

Налоговый контроль в  проводится для установления:

  • правильности ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • правильности исчисления сумм налогов и сборов;
  • правильности и своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
  • правильности ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Проводя налоговый контроль, уполномоченные органы должны руководствоваться принципами законности, планирования мероприятий, соблюдения налоговой тайны, последовательности проведения мероприятий и документального  фиксирования установленных фактов, действий и событий, недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу. Таким образом, организация налогового контроля заключается в определении мероприятий, которые будут проводить уполномоченные лица, осуществляя налоговый контроль.

Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных  процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля. К методам налогового контроля можно отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т. д.

В зависимости  от времени проведения выделяются следующие  виды налогового контроля:

  • предварительный налоговый контроль — проводится в качестве профилактики и предупреждения налоговых правонарушений (постановка на налоговый учет, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства и т. д.);
  • текущий (оперативный) налоговый контроль — проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т. д.;
  • последующий налоговый контроль — проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок.

Также выделяют плановый налоговый контроль и внеплановый налоговый контроль.

В зависимости  от места проведения налогового контроля можно выделить:

  • камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа;
  • выездной налоговый контроль, проводимый по месту нахождения проверяемого лица.

В зависимости  от статуса проверяемого субъекта выделяют:

  • налоговый контроль организаций;
  • налоговый контроль индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • налоговый контроль физических лиц.

Также бывает:

  • комплексный налоговый контроль — проверка по всем налогам и сборам, которые проверяемое лицо обязано уплачивать, за определенный период времени;
  • тематический налоговый контроль — проверка по отдельным налогам и сборам, а также проверка по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства.

Информация о работе Судебная бухгалтерия