Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 02:08, реферат
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономи¬ческих процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Введение
1. Понятие, виды и формы осуществления финансово-экономического контроля
2. Особенности ревизии, проводимой по инициативе органов дознания и досудебного следствия.
3. Налоговый контроль за хозяйственной деятельностью.
4. Банковский контроль.
5. Валютный контроль.
6. Другие виды государственного контроля за хозяйственной деятельностью.
7. Аудит – как форма независимого финансово-экономического контроля.
Заключение
Литература
необоснованность выводов ревизии, т.е. когда следователь установит, что выводы ревизора не подтверждаются другими материалами дела;
проведение первичной ревизии без участия в ней специалистов других областей знаний, когда для всестороннего исследования поставленных перед ревизией вопросов их участие было крайне необходимо;
неполнота ревизии, когда в процессе предварительного следствия (дознания) будет установлено, что предыдущей ревизией проверены не все направления деятельности предприятия, при осуществлении которых совершались преступные действия, в частности не проверена деятельность тех должностных лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело;
наличие обоснованных возражений по существу выводов ревизии со стороны заинтересованных лиц (подозреваемых и обвиняемых);
сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение без предварительного проведения повторной или дополнительной ревизии;
проведение первоначальной ревизии выборочным методом, а не сплошным.
По инициативе сотрудников правоохранительных органов дополнительные ревизии назначаются в тех случаях, когда предшествующей ревизией проверена лишь часть хозяйственных операций, при которых могли совершаться преступления. Повторные же документальные ревизии чаще всего назначаются, когда установлен низкий методический уровень первичной ревизии или недобросовестность ревизора.
Следственная практика показывает, что следователи и органы дознания вынуждены требовать проведения повторных и дополнительных ревизий по большинству уголовных дел о хозяйственно-должностных преступлениях, когда материалы предшествующей ревизии служили лишь основанием для возбуждения уголовного дела.
Необходимость в назначении и проведении любой ревизии может возникнуть как на этапе предварительной проверки имеющихся проверочных материалов, так и на любом этапе расследования. Поэтому сотрудники правоохранительных органов должны всегда учитывать это обстоятельство, постоянно помня о том, что процесс назначения, организации и проведения квалифицированной документальной ревизии занимает весьма продолжительный период времени, а это влечет за собой увеличение сроков расследования. Кроме того, в результате проведения вновь назначенной ревизии могут быть получены данные о других фактах злоупотреблений, которые также потребуют дополнительной следственной проверки.
В связи с этим назначен- е и организацию проведения ревизии следует осуществлять сразу же, как только возникает необходимость в документальной проверке финансово-хозяйственных операций. Позднее, в зависимости от хода и результатов расследования, задание ревизору может быть скорректировано в сторону расширения или сужения круга проверяемых обстоятельств.Как отмечалось, ревизия, проводимая по инициативе правоохранительных органов, оставаясь формой хозяйственного контроля, в то же время становится способом собирания доказательств. Ее отличия от плановой ревизии просматриваются в порядке назначения, содержании программы, круге взаимодействующих при этом лиц, круге участвующих в проверке лиц и перечне используемых методов проверки.
Наиболее общим основанием в таких случаях признают наличие имеющихся материалов и обоснованных сведений о возможности выявления следов преступной деятельности с помощью документальной ревизии.
При назначении первичной документальной ревизии следователь должен располагать:
обоснованной версией о способе совершения преступления;
достаточно полными и достоверными данными о том, что расследуемое преступление оставило определенные следы в бухгалтерских документах.
На этом этапе как оперативный работник, так и следователь предварительно разрабатывают задание ревизору, определяют перечень конкретных вопросов, подлежащих проверке в процессе ревизии.
Повторная ревизия, как уже отмечалось ранее, проводится в том случае, если первичная была проведена недоброкачественно и всегда другим ревизором. Поэтому при постановке задания необходимо включить и вопрос о проверке выводов предшествующей ревизии с тем, чтобы правильно оценить суть ошибки. Если эта рекомендация не будет выполнена, то в материалах уголовного дела будут находиться два акта документальной ревизии по одним и тем же вопросам, но сразными выводами, и в связи с этим возникнут определенные затруднения по оценке их правильности.
Иногда повторную документальную ревизию назначают и проводят из-за того, что оперативные работники и следователи полностью доверяют проведение первичной ревизии ревизору и поэтому ее проведение не всегда бывает полным и объективным.
Таким образом, при назначении и проведении как первичной, так и повторной документальной ревизии следует более полно исследовать те данные, которые имеются по конкретному материалу (делу), ибо от этого зависят результаты рассмотрения материалов предварительного и судебного следствия.
Дополнительная ревизия проводится в том случае, если первичная ревизия была неполной. В отличие от повторной дополнительная ревизия проводится, какправило, тем же ревизором, который проводил предыдущую ревизию.
Если ревизия проводится по возбужденному уголовному делу, то здесь поводом для ее назначения могут быть новые основания. Так, первичная ревизия по уголовному делу может быть назначена в тех случаях, когда подозреваемый (обвиняемый) работал ранее на аналогичной должности в других организациях либо находился в таких же служебных отношениях с другими, еще не привлеченными к уголовной ответственности работниками этого же предприятия (например, главный бухгалтер торга привлекается к ответственности за совершение хищений совместно с бухгалтером магазина, а ревизией не проверены операции, связанные с другими магазинами), т.е. необходимо выяснить, не использовался ли этот способ хищения в сговоре с другими лицами или на прежнем месте работы.
Круг вопросов может быть разнообразным. Он зависит как от полноты собранных проверочных материалов, так и от материалов уголовного дела. От постановки вопросов ревизору, их конкретизации, целенаправленности зависит правильность решения вопроса по проверочному материалу и успех дальнейшего расследования.
Для максимального использования возможностей документальной ревизии необходимо ставить перед ревизором такой перечень вопросов, который охватывал бы все обстоятельства, подлежащие документальной проверке, с учетом способа совершения преступных действий. Вопросы должны быть сформулированы кратко, четко, чтобы ревизор однозначно уяснил, что именно требуется документально проверить.В задании возможна, а иногда крайне необходима постановка вопроса о применении ревизором конкретных методов, приемов и способов проверки данных учетно-бухгалтерских документов (восстановление количественно-суммового учета, контрольное сличение остатков и т.п.).
Результаты ревизии зачастую зависят от степени активности оперативного работника или следователя при ее подготовке и проведении. При этом особую значимость приобретает активность сотрудников Правоохранительных органов на наиболее ответственных этапах ревизионной работы. Желательно участие следователя и оперативного работника в подборе конкретных лиц в состав ревизионной комиссии путем включения в нее ревизора из числа внештатных сотрудников органов внутренних дел. Известно, что подбор ревизоров возлагается на назначающий (ревизующий) орган, но оперативные и следственные аппараты при необходимости оказывают помощь в привлечении специалистов для проверки соответствующих вопросов или дачи заключений.
В этой связи следует заметить, что многие практические работники правоохранительных органов, осуществляя свою деятельность по выявлению хищений и расследованию хозяйственных и должностных преступлений, сводят свою работу в основном лишь к назначению ревизии, а позднее и судебно-бухгалтер-ской экспертизы. При этом они устраняются от активной работы с бухгалтерскими документами, поручая ревизору самостоятельно выявлять новые факты хищений и получение по ним объяснений от должностных лиц. По всей вероятности, не следует перекладывать функции оперативного работника (следователя) на ревизора, так как иногда гораздо целесообразнее предварительно опросить (допросить) должностное лицо по конкретным обстоятельствам самому дознавателю (следователю) в присутствии ревизора с тем, чтобы он учел эти объяснения при выборе необходимых приемов, методов и направлений документальной проверки.
Сотрудники правоохранительных органов должны обеспечить необходимый фронт работ для проведения
документальной ревизии, т.е. представить ревизору все необходимые документы и принять меры к обеспечению их сохранности, особенно неофициальных записей, а также различных вариантов одного и того же документа, поскольку преступники в первую очередь стремятся уничтожить подобные источники доказательств. В связи с этим необходимо помнить, что все документы, используемые при проведении документальной ревизии, тщательно хранятся до окончания судебного разбирательства по уголовному делу.
До и в процессе проведения ревизии можно обнаружить и при необходимости приобщить к уголовному делу различные сомнительные или подложные бухгалтерские документы, записи неофициального учета (журналы, книги, тетради внутреннего учета и т.п.), которые могут иметь существенное значение для установления истины по делу.
В процессе документальной ревизии сотрудники правоохранительных органов должны обеспечить объективность ревизора, что заключается в предотвращении его излишней возможной агрессивности или устранении возможного давления на ревизора со стороны заинтересованных лиц.
Как в начальный период подготовки, проведения документальной ревизии, так и в дальнейшем необходимо постоянно обмениваться имеющейся информацией между инициатором ревизии и ревизором с тем, чтобы следователь (оперативный работник) узнал первым, в отличие от подозреваемого (обвиняемого) или должностного лица, о новых обстоятельствах, выявленных ревизором. Та информация, которая исходит от инициатора ревизии, не должна выходить за рамки, определяемые содержанием его должностных обязанностей. Периодически следует интересоваться у ревизора ходом и результатами выполнения задания.
При проведении документальных ревизий по инициативе правоохранительных органов особую значимость имеет обязательное участие подозреваемого (обвиняемого) или материально ответственных лиц.
Этот вопрос является важным, поскольку указанные лица почти всегда заинтересованы в ее результатах, считая, что именно по ним будет определять виновность каждого. Поэтому должностные лица, финансово-хозяйственная деятельность которых ревизуется, должны быть ознакомлены со всеми бухгалтерскими документами и записями, в которых установлены какие-либо расхождения, а также со всеми выявленными при ревизии и относящимися к их деятельности недостатками в работе, нарушениями и злоупотреблениями.
В том случае, если подозреваемые (обвиняемые) содержатся под стражей, им также должна быть предоставлена возможность участия в ревизии. С этой целью следователь, при необходимости и оперативный работник БЭП, а также ревизор выезжают со всеми необходимыми документами в место нахождения подозреваемого (обвиняемого) либо последних доставляют к месту нахождения документов (как правило, в отдел внутренних дел). Место и время ознакомления обвиняемого с материалами ревизии, в частности с ее выводами, определяются в таких случаях лично следователем с учетом материалов дела.
Целесообразно после ознакомления заинтересован -ных лиц с предварительными выводами ревизии допросить их по всем вопросам, которые возникли в процессе ознакомления. В тех случаях, когда должностные лица не согласны с выводами ревизии, необходимо выяснить, какие документы, по их мнению, следует дополнительно проверить. Допросы, получение объяснений от должностных и материально ответственных лиц в процессе проведения ревизии несомненно повышают ее качество, дают возможность своевременно проверить предварительные выводы ревизии и одновременно исключают назначение повторной или дополнительной ревизии, исключают внесение в акт ревизии невыясненных нарушений и злоупотреблений, дают возможность установления действительного состояния учета материальных ценностей в период деятельности конкретных должностных лиц.
При проведении обычной документальной ревизии ревизор, осуществляя фактическую проверку хозяйственных операций, получает письменные объяснения от ее участников, направляет образцы изъятой продукции и сырья на лабораторные исследования, т.е. проводит действия, аналогичные действиям следователя. Это также относится и к применению методов фактического контроля, какими являются проверка фактического объема и качества выполненных строительных работ, контрольный запуск сырья в производство, инвентаризация и др. Они могут применяться в процессе комплексных ревизий ревизорами при участии специалистов (технологов, товароведов), где ревизор по своему усмотрению применяет любые методы фактической проверки.