Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:57, методичка
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы привить студентам навыки: а) работы с фактическими данными, б) применения статистических методов для анализа имеющейся информации, в) оценки экономических явлений на основе выполненного анализа.
Раздел 1. Регрессионно-корреляционный анализ производителсти труда
Раздел 2. Анализ динамики среднего уровня производительности труда
Раздел 3. Факторный анализ производительности труда на прприятии
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Примечание:
*) Максимально возможное количество дней, которое могло быть отработано рабочими и служащими, определяется по формуле: ;
**) Общее количество часов работы по норме определяется по формуле: .
Проверку правильности вычислений выполнить исходя из взаимосвязи показателей, представленных формулами 3.1 – 3.7. Соответствующие расчеты следует привести в таблице аналогичной табл. 6.
Таблица 6 (макет)
Наименование символа | Формула расчета | Расчет | |
базисный период | текущий период | ||
|
| ||
… | … |
|
|
После контроля следует определить показатели динамики производительности труда и ее факторов и представить их в таблице аналогичной табл.7.
Таблица 7 (макет)
Наименование показателя | Базисный период | Текущий период | Абсолютный прирост | Темп прироста, % |
1. Производительность труда: |
|
|
|
|
- работников, тыс. руб./чел-год |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
Анализ экономических явлений основан на системе показателей-оценок влияния факторов на уровень представляющих их показателей. Для формирования такой системы следует выполнить расчеты, результаты которых представить в таблице аналогичной табл. 8. В основе их расчета лежит взаимосвязь показателей и методика подсчета влияния факторов в случае моделей аддитивной и мультипликативной зависимости.
Согласно системе показателей начинать следует с показателя – урочная продолжительность рабочего дня. Для которого, исходя из аддитивной зависимости в модели, представленной формулой 3.7, система показателей-оценок будет иметь вид:
.
Аналогичным образом строится система показателей-оценок для показателей средняя фактическая продолжительность рабочего дня и средняя фактическая продолжительность рабочего года.
Для моделей с мультипликативной зависимостью система показателей-оценок строится на основе метода цепных подстановок. Например, для показателя – дневная производительность труда (формула 3.5), система показателей-оценок будет иметь вид:
Другим примером модели с мультипликативной зависимостью является показатель – удельных вес рабочих в общей численности работников (формула 3.2), в котором факторы образуют агрегат в виде аддитивной модели в качестве делителя у мультипликативной модели, поэтому система показателей-оценок будет иметь вид:
Таблица 8 (макет)
Система показателей-оценок влияния факторов
на показатели производительности труда
Фактор (символ) | Влияние факторов на уровень результативных показателей (символ): | |||||||
, ч | , ч | , руб/чел-день | , день | , тыс.руб/чел-год | , % | , тыс.руб/чел-год | , % | |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
Относительный прирост производительности труда за счет конкретных факторов определяется по формуле:
,
где - абсолютный прирост за счет конкретного фактора.
Для контроля результатов расчета итоговые значения по столбцам следует сравнить с данными табл. 7, представляющими абсолютные приросты соответствующих результативных показателей.
Система показателей-оценок табл. 8 позволяет проанализировать целый ряд явлений частного и общего характера. В работе следует ограничиться анализом производительности труда на предприятии, используя данные двух последних граф. В них представлено влияние факторов в их множестве, что позволяет сделать заключение о роли каждого из них в отдельности и в сравнении их с другими. Однако наибольшей ценностью в изучении сложных явлений представляют синтетические знания, полученные в результате обобщения показателей-оценок по группам факторов. При этом используются два подхода – формальный и содержательный синтез.
Формальный анализ. 1. Все факторы, влияющие на изменение производительности труда, по относительной скорости прироста нужно разбить на три группы по силе их влияния: сильное, умеренное и слабое. В текущем анализе для разграничения факторов могут быть установлены следующие цензы: слабо влияющими рассматриваются факторы с , дополнительно различая факторы, для которых , умеренно влияющими – факторы для которых и сильно влияющие – факторы, для которых . По результатам распределения факторов по группам сделать соответствующие выводы о его характере.
2. Все факторы распределяются на позитивно влияющие (когда ) и негативно влияющие (когда ). Для каждой группы определяется число факторов и и суммарное их влияние (>0) и (<0).
Тогда результат влияния всех факторов должен быть представлен как , что служит основанием для вывода почему имеет место такое изменение производительности труда.
Для объяснения факта преобладающего влияния одной группы факторов над другой следует сравнить параметры двух моделей и , откуда следует, что различие будет обусловлено с одной стороны различием числа факторов в группе, с другой – средней величиной влияния факторов. Значения последних рассчитывается: для согласно и для согласно .
Содержательный синтез. 1. Факторы обобщаются в рамках тех явлений, которые они представляют. Такими явлениями выступают организация рабочего дня, представленная средней продолжительностью рабочего дня и ее факторами, интенсивность трудовых процессов, представленная часовой производительностью труда и ее факторами, организация рабочего года, представленная средней продолжительностью рабочего периода и ее факторами, структура контингента работников, представленная долей рабочих в общем контингенте работников и ее факторами.
Для получения соответствующих показателей оценок конкретного явления следует просуммировать показатели-оценки влияния тех факторов, которые определяют уровень представляющего его показателя, так для организации рабочего года:
.
На основе подобных систем дать оценку каждого явления, подчеркивая роль конкретного фактора. В последующем дать оценку динамики производительности труда в целом, определяя роль каждого из указанных явлений:
2. Все факторы изменения производительности труда распределяются на факторы условия деятельности, с выделением факторов благоприятных и неблагоприятных условий, и факторы качества работы, выделяя факторы достижения и факторы недостатков.
Обобщение показателей-оценок влияния факторов по группам приводит к формированию системы показателей влияния на уровень производительности труда условий деятельности и качества работы (рис. 1). Опираясь на значения этих показателей проанализировать и оценить роль конкретных групп факторов в динамике производительности труда на предприятии.
При этом следует учитывать, что факторы условия деятельности зависят от внешних параметров, в силу чего не представляется возможным нейтрализовать негативное их воздействие и усилить позитивное. К таким факторам можно отнести: среднюю нормативную продолжительность рабочего дня, среднюю максимальную продолжительность рабочего периода, среднее число дней не отработанных за период по причине болезни и административных отпусков.
условия качества
благоприятные неблагоприятные достижения недостатки
Рис. 1. Факторная модель влияния условий деятельности
и качества работы на уровень производительности труда
Дальнейшее улучшение позитивно влияющих факторов качества (факторы достижений) ведет к дальнейшему росту производительности труда. Однако точно определить возможности и величину роста производительности труда по данным выполняемого анализа нельзя. В силу этого улучшение позитивно влияющих факторов производительности труда называют скрытыми резервами.
Ухудшение факторов, вызывающих негативное действие на уровень производительности труда, явилось следствием тех недостатков, которые имели место в работе и которые могут быть ликвидированы в случае устранения причин. Поэтому в отношении таких факторов принято говорить о реальных резервах повышения производительности труда вскрытых в ходе выполнения анализа.
Информация о работе Статистический анализ производительности труда