Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:39, статья
Утверждено Положение об особенностях исчисления средней заработной платы. О том, какие нюансы теперь должен учитывать бухгалтер учреждения при расчете среднего заработка, — в нашей статье.
11.03.08 Средний заработок исчисляем по-новому |
Утверждено
Положение об особенностях исчисления
средней заработной платы. О том,
какие нюансы теперь должен учитывать
бухгалтер учреждения при расчете
среднего заработка, — в нашей
статье.
С какого времени применять О том, что работнику полагается оплата в размере среднего заработка, сказано во многих статьях Трудового кодекса РФ. Такая оплата производится, например, за время командировки, обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, очередного отпуска, дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами. Во всех случаях, когда работнику должен быть выплачен средний заработок, он рассчитывается по единым правилам. Обязанность определять особенности порядка его исчисления возложена на Правительство РФ. Это сказано в статье 139 Трудового кодекса РФ. Новое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее – Положение № 922). Оно вступило в силу по истечении семи дней после дня его первого официального опубликования, то есть 6 января 2008 года (источником публикации указанного постановления является «Российская газета» за 29 декабря 2007 г.). С этого же дня утратило силу Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213. Обратите внимание: Положение № 922 нельзя применять при расчете среднего заработка для оплаты пособий по временной нетрудоспособности. Для этого применяют специальные правила, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375. Расчет количества календарных дней Отметим, что в Положении № 922 учтены изменения, которые внесены в статью 139 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. Следует напомнить, что до этих изменений при расчете отпусков расчетный период составлял три месяца, а среднемесячное число календарных дней — 29,6. В нынешней редакции этой статьи расчетный период составляет уже 12 месяцев и среднее число календарных дней – 29,4. Теперь и в Положении № 922 зафиксировано, что для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска средний дневной заработок исчисляется делением суммы зарплаты, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на 29,4. В том случае, если
один или несколько месяцев Причем количество календарных дней в неполном календарном месяце теперь рассчитывают совсем иначе. Оно вычисляется путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце. Прежние коэффициенты пересчета 1,4 и 1,2 больше не применяют. Пример 1. Работник
был в оплачиваемом отпуске. В его продолжительность
были включены два выходных дня – 1 и 2
марта 2008 года. С 3 марта он приступил к
работе и отработал все 20 рабочих дней
по графику пятидневной рабочей недели.
Поскольку в марте было время, когда за
работником сохранялся средний заработок
(1 и 2 марта), признается, что работник в
марте отработал неполный календарный
месяц. Поэтому количество календарных
дней за март следует рассчитать следующим
образом: Наконец, в Положении № 922 дан ответ на вопрос, каким образом считать количество календарных дней в неполном месяце людям, работающим по графику. Новый механизм расчета позволяет это сделать совершенно без проблем. Пример 2. Электрик дежурит по графику сутки через трое, заступая на дежурство в 9.00 часов. Он пропустил одно дежурство, поскольку болел (с 26 по 28 февраля 2008 г.). Количество календарных
дней в феврале следует рассчитать следующим
образом: Положение № 922 рассматривает только два случая отработки времени: месяц отработан полностью и не полностью. Поскольку про случаи переработки ничего не сказано, то такой месяц следует считать отработанным полностью. Пример 3. Работника привлекали к работе в праздничные дни 7 и 8 января 2008 года с оплатой в двойном размере. Несмотря на то что он в январе отработал не 17 рабочих дней, а 19, на расчетное число календарных дней (29,4) это не повлияет. А вот оплата в двойном размере за работу в праздничные дни 7 и 8 января 2008 года в расчет среднего заработка включается обязательно. Исходя из анализа порядка расчета, в котором используется количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце, возникают вопросы, связанные с включением в расчет выходных и праздничных дней. Рассмотрим разные ситуации. Пример 4. Работник с 1 по 11 апреля 2008 года болел, 12 и 13 апреля — выходные дни, а 14 апреля он приступил к работе. В рассматриваемом случае 12 и 13 апреля не отнесены к периоду болезни, значит, эти дни следует принимать во внимание при определении числа календарных дней. При расчете среднего заработка, например для оплаты очередного отпуска, количество календарных дней в апреле составит 18,62 дн. (29,4 : 30 x (30 – 11)). Пример 5. Предположим, что работник с 1 по 11 апреля 2008 года болел, 12 и 13 апреля — выходные дни, а с 14 апреля он был в ежегодном оплачиваемом отпуске (28 календарных дней). Поскольку в апреле у работника нет времени, отработанного в данном месяце, при расчете за число календарных дней в этом месяце принимают 0. Впрочем, до тех пор, пока не будет официальных разъяснений от Миздравсоцразвития России, которому поручено их давать, сомневающиеся бухгалтеры могут в расчет включать и выходные дни. Пример 6. Работник находился в командировке с 21 по 27 февраля 2008 года (семь дней). Остальные дни в феврале были отработаны согласно графику. Число календарных дней для расчета среднего заработка, например для отпуска, составит в феврале 22,3 дн. (29,4 : 29 x (29 – 7)). Тот факт, что на период командировки пришелся нерабочий праздничный день (23 февраля), в данном случае значения не имеет. Ведь из расчета исключается именно период нахождения в командировке, а не рабочие дни. Пример 7. Рассмотрим ситуацию, когда работник был в отпуске в 2007 году, но этот месяц попадает в расчетный период для выплаты ему среднего заработка. Предположим, что ему был предоставлен отпуск со 2 по 30 мая 2007 года. Количество календарных дней за май 2007 года, которые необходимо учитывать в расчете, равно трем (31 мая, 1 мая, 9 мая). Ведь, согласно статье 120 Трудового кодекса РФ, нерабочие праздничные дни в число календарных дней отпуска не включаются. Итак, для расчета среднего заработка для отпуска, предоставляемого, например, в марте 2008 года, количество календарных дней составит 2,85 дн. (29,4 : 31 x 3). Против включения в расчет праздничных дней есть весомый аргумент. Само число 29,4 получено в результате расчета за последние пять лет среднего количества календарных дней именно за минусом праздничных дней. Однако мы приводим в качестве примера самый безопасный расчет, после которого удерживать с работника ничего не придется, даже если Минздравсоцразвития России даст иные разъяснения по этому поводу. Премии и вознаграждения в расчете среднего заработкаОтметим, что правила признания премий и вознаграждений при расчете среднего заработка претерпели существенные изменения. Так, в прежнем Положении (постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213) говорилось о том, что в расчет среднего заработка включают премии, которые фактически начислены «за» расчетный период. В данном случае возникал вопрос, как учитывать премию, если месяц ее начисления попал в расчетный период, а период, за который она была начислена, уже вышел за его границы. Роструд в письме от 3 мая 2007 г. № 1263-6-1 разъяснил, что начисленные «за» расчетный период – это те премии, которые были начислены в пределах расчетного периода, а не за его месяцы. Какие суммы следует учитывать Теперь в соответствии
с пунктом 15 Положения № 922 при
определении среднего заработка
премии и вознаграждения учитываются
в следующем порядке: Если расчетный период отработан не полностьюОтметим, в Положении № 922 сохранен прежний принцип учета начисленных премий пропорционально фактически отработанному времени. Так, в пункте 15 указано, что, если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время, когда за работником сохранялся средний заработок, премии и вознаграждения включаются в расчет пропорционально отработанному времени в расчетном периоде. Исключение сделано для премий, которые изначально были начислены за фактически отработанное время (ежемесячные, ежеквартальные и др.). На практике может возникнуть следующая ситуация. Работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения. Если такие премии были ему начислены пропорционально отработанному времени, то они учитываются в расчете среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм. Есть и еще одно дополнение, которое касается не учитываемых в расчете выплат. Согласно пункту 3 Положения № 922, не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). Пример 8. Работнице по ее заявлению в январе 2008 года предоставлено четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом. Ей установлен оклад 5000 руб. Ежемесячная премия, выплачиваемая вместе с заработной платой данного месяца, — 25 процентов должностного оклада, исчисленного пропорционально отработанному времени. Сумма ежемесячного заработка составила 6250 руб. (5000 руб. + (5000 руб. x 25%)). С 1 по 15 июня 2007 года ей был предоставлен очередной отпуск на 14 календарных дней. В результате за отработанные в июне дни работнице было начислено 3125 руб. В декабре 2007 года за счет доходов от приносящей доход деятельности женщине была выплачена премия к юбилею, предусмотренная положением о премировании, в размере должностного оклада — 5000 руб. Кроме того, в расчетном
периоде с января по декабрь 2007 года
начислены квартальные премии в размере
40 процентов от фактически начисленного
должностного оклада за квартал: Таким образом, получаем: см. таблицу . Для расчета среднего дневного заработка необходимо определить учитываемый размер премиальных выплат. Так, единовременная премия к юбилею работника, начисленная в декабре 2007 года, в расчет не включается на основании пункта 3 Положения № 922. Ежемесячные премии, фактически начисленные в расчетном периоде, включаются в расчет в полном размере. Квартальные премии, фактически начисленные в расчетном периоде за каждый квартал, также включаются целиком, поскольку продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода. Так как эти суммы начислены за фактически отработанное время в расчетном периоде, то пересчитывать их пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, не требуется. Сумма среднего дневного заработка составит 396,97 руб. ((71 875 руб. + 23 000 руб.) : 239 раб. дн.). Тогда за четыре дня работнице следует начислить 1587,88 руб. (396,97 руб. x 4 дн.). Однако учет квартальных премий в расчете средней зарплаты в следующем месяце будет уже иным. Пример 9. Воспользуемся условиями предыдущего примера, уточнив их. Предположим, что работнице в феврале 2008 года тоже предоставлены четыре дополнительных выходных дня. Исходя из оклада за 13 рабочих дней января 2008 года ей начислено 3823,53 руб. Ежемесячная премия — 955,88 руб. В феврале работнице начислена премия по итогам работы за 2007 год в размере 10 000 руб. В расчет включаются все суммы, начисленные из оклада, и ежемесячные премии с февраля 2007 года по январь 2008 года. Это в сумме составляет 70 404,41 руб. Квартальная премия за первый квартал 2007 года включается в расчет в сумме 4000 руб. (6000 руб. : 3 мес. x 2 мес.). Это связано с тем, что продолжительность периода, за который она начислена, превышает продолжительность расчетного периода. Остальные квартальные премии включаются в расчет в полном размере. Всего в сумме 21 000 руб. (4000 + 5000 + 6000 + 6000). Поскольку время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью, годовая премия по итогам работы за 2007 год должна быть учтена при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде. В расчетном периоде, за который учитывается годовая премия (с февраля 2007 г. по январь 2008 г.), рабочих дней 249 (по норме). Фактически отработано 235 дней. Следовательно, премия включается в расчет в сумме 9437,75 руб. (10 000 руб. : 249 дн. x 235 дн.). Средний дневной заработок женщины составит 429,12 руб/дн. (70 404,41 руб. + 21 000 руб. + 9437,75 руб.) : 235 дн.), а сумма оплаты за четыре дня составит 1716,48 руб. (429,12 руб/дн. x 4 дн.). Кроме того, поскольку в январе 2008 года при расчете среднего заработка годовая премия по итогам 2007 года не была учтена, работнику следует доплатить за четыре дополнительных выходных дня, предоставленных ему в январе, — 160,64 руб. (10 000 руб. / 249 дн. x 4 дн.). Повышение должностных окладов Пунктом 16 Положения № 922 уточнен порядок корректировки среднего заработка при повышении в учреждении (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения. При таком изменении учитывают тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам (окладам, денежному вознаграждению), которые исчисляются от установленного оклада в процентах или кратны окладу. Если же выплаты установлены к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (например, от 10 процентов до 15 процентов), то они не учитываются. При повышении среднего заработка выплаты, установленные в абсолютных размерах, не повышаются. Дополнительные учебные отпуска Раньше бухгалтеров учреждений мучил вопрос об оплате нерабочих праздничных дней, приходящихся на учебный отпуск. Теперь этот вопрос разрешился в пользу работников, совмещающих работу с обучением. В соответствии с пунктом
14 Положения № 922 при определении
среднего заработка для оплаты дополнительных
учебных отпусков оплате подлежат все
календарные дни (включая нерабочие праздничные
дни), приходящиеся на период таких отпусков,
предоставляемых в соответствии со справкой-вызовом
учебного заведения. |
05.03.08 Похождения НДФЛ с материальной выгоды |
Н. Титаева,
эксперт «Федерального Благодаря
Закону от 24 июля 2007
г. № 216-ФЗ из-под обложения
НДФЛ были выведены
суммы материальной
выгоды в виде процентов
по кредитам, выданным
сотрудникам на приобретение
жилья. Однако, как и
следовало ожидать,
такая привилегия достанется
отнюдь не всем, кто
с помощью работодателя
попытается решить свой
квартирный вопрос. Наверное, уже все
наслышаны о таком национальном
проекте, как «Доступное жилье», который
активно реализуется на территории нашей
страны. Все это не столь благородно, сколь
просто необходимо. Недаром сейчас говорят,
что квартирный вопрос испортил не только
москвичей. Пока государственные мужи
пытаются всеми возможными способами
угодить всем и вся, во что, честно говоря,
верится с трудом, у работодателей есть
неплохая возможность удержать свои наиболее
ценные кадры, используя все тот же «жилищный»
козырь. Вообще взаимоотношения организации
с сотрудниками довольно часто предполагают
материальную поддержку со стороны компании
в виде выдачи займов. Это не просто добавляет
ей привлекательности в глазах персонала,
но и способствует низкой текучести кадров.
Безвозмездно, но не даром Итак, предположим, компания решила помочь своему сотруднику приобрести заветные квадратные метры и с этой целью предоставила ему беспроцентный заем. До 1 января 2008 года обязанность определять налоговую базу по НДФЛ при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах, полностью ложилась на плечи налогоплательщиков. Ситуация изменилась в связи с вступлением в силу Закона от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ. Отныне это головная боль налоговых агентов (подп. 2 п. 2 ст. 212 НК). В соответствии с подпунктом
1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса
не признается доходом физлица материальная
выгода, полученная от экономии на процентах
за пользование кредитными средствами
на новое строительство либо приобретение
на территории РФ жилого дома, квартиры,
комнаты или доли (долей) в них. Однако
есть и ограничение: такой поблажкой, которая,
кстати сказать, неплохо вписывается в
нацпроект о доступном жилье, могут воспользоваться
лишь сотрудники, имеющие право на получение
имущественного вычета. Кстати говоря,
его граждане могут получить либо в инспекции
по окончании налогового периода, либо
собственно у работодателя, но опять-таки
по уведомлению, полученному в налоговой.
В любом случае, чтобы исключить проценты
из базы по НДФЛ, сотрудник должен принести
из инспекции документ, подтверждающий
его право на получение имущественного
вычета. Очевидно, что на оформление заветного
уведомления потребуется какое-то время.
Что же делать бухгалтеру до этого момента?
Уплати, потом верни Ответ на данный вопрос
содержится в письме Минфина от 5
февраля 2008 г. № 03-04-06-01/33. Финансисты четко
и ясно сказали, что пока нет соответствующего
уведомления, доходы в виде материальной
выгоды, полученной от экономии на процентах,
подлежат обложению по ставке 35 процентов.
Как только сотрудник принесет весточку
из инспекции, бухгалтер должен произвести
пересчет ранее уплаченной суммы НДФЛ
за пользование займом за налоговые периоды,
начиная с 1 января 2008 года. В своем письме
представители главного финансового ведомства
отметили еще один немаловажный момент.
Несмотря на то что поправки в статью 212
Налогового кодекса вступили в силу лишь
1 января 2008 года, базу по НДФЛ можно уменьшить,
даже если сам заем был выдан еще при царе
Горохе. Дело в том, что возникновение
правоотношений, регулируемых подпунктом
1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, обусловлено
получением налогоплательщиком дохода
в виде материальной выгоды от экономии
на процентах за пользование заемными
(кредитными) средствами. Следовательно,
данные нормы применяются к доходам, полученным
с 1 января 2008 года, вне зависимости от
того, когда, собственно, кредиты (займы)
были предоставлены. Если говорить о моменте
возникновения дохода, то на этом поприще
все осталось без изменений. Например,
в письме Минфина еще от 2 апреля 2007 г. №
03-04-06-01/101 сказано, что при получении налогоплательщиком
беспроцентного займа фактической датой
возникновения доходов в виде материальной
выгоды следует считать дату возврата
заемных средств. Ложка дегтя Как мы уже выяснили, начиная с этого года компании могут порадовать своих сотрудников, дав им действительно беспроцентный кредит. Однако все портит привязка к праву на получение имущественного вычета. Ведь получить таковое могут далеко не все и не всегда. Имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, а также в ситуациях, когда сделка купли-продажи совершается между физлицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 20 Кодекса. Более того, воспользоваться правом на получение имущественного вычета сотрудник может лишь раз в жизни (ст. 220 НК). То есть если он, например, решит приобрести уголок для своего чада, то льготы по НДФЛ по такой покупке ему не светят. Как видим, счастливчиков не так уж и много. Тем же, кто в эти ряды не попал, можно сказать, не повезло вдвойне. Закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ отменил положения статьи 224 Кодекса, предусматривающие налогообложение доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), фактически израсходованными на новое строительство либо приобретение жилья, по ставке в размере 13 процентов. Отныне такой вид доходов облагается по ставке 35 процентов. |
05.03.08 НДС: изменения с 2008 года |
Известно, что
с наступлением нового года вступают
в силу большинство изменений
в законодательстве. Не обошли стороной
они и самый проблематичный налог —
НДС. Какие изменения претерпел этот налог
с началом 2008 года вы узнаете из нашего
обзора.
Е. Бодиева, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия» |
Р. В. Шестакова,
советник налоговой
службы Российской Федерации III ранга
С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон № 70-ФЗ, вносящий изменения в главу 24 НК РФ. Этим же законодательным актом предусмотрены изменения в Федеральном законе от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Закон № 167-ФЗ).
Поправки в налоговом законодательстве касаются в первую очередь размера базовых и регрессивных ставок единого социального налога (ЕСН), а также условий их применения.
Подверглись ревизии налоговые льготы по ЕСН – отдельные льготы упразднены, другие введены заново.
Установлены дополнительные нормы, обусловленные административной реформой и особенностью налоговых правоотношений при прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и адвокатов.
Внесены уточнения в отдельные положения главы 24 НК РФ, содержащие противоречивые формулировки или носящие избыточный характер.
За счет сокращения количества половозрастных групп, по которым формировалась шкала тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, значительно упрощается порядок применения тарифов и соответственно порядок исчисления взносов в Пенсионный фонд России.
Деление тарифов страховых взносов по диапазонам выплат приведено в соответствие с новым делением ставок по ЕСН.
Установлен контроль налоговыми органами за правильностью исчисления страховых взносов, а также пенсионное страхование иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации.
Рассмотрим более подробно каждое из направлений совершенствования системы налогообложения ЕСН и порядка начисления страховых взносов в ПФР, введенных в действие Законом № 70-ФЗ.
Ставки и тарифы, условия их применения. Основной категорией налогоплательщиков ЕСН в соответствии со ст. 235 НК РФ являются лица, производящие выплаты физическим лицам. К таким налогоплательщикам относятся организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, выступающие в роли работодателей или заказчиков по гражданско-правовым договорам. Названная категория налогоплательщиков с 1 января 2005 г. будет уплачивать ЕСН по следующим ставкам (табл. 1).
Таблица 1
|
Таким образом, максимальная налоговая нагрузка на основную категорию налогоплательщиков снижается с 35,6 % до 26 % от налоговой базы, исчисленной нарастающим итогом с начала года на каждое физическое лицо. Напомним, что налоговая база по ЕСН формируется из сумм выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и (или) услуг, а также по авторским договорам.
При снижении максимальной ставки увеличивается так называемый "порог регрессии", т. е. величина налоговой базы, при которой прекращается применение максимальной ставки и начинается применение регрессивных ставок. В 2001—2004 гг. "порог регрессии" составлял 100 000 руб. С 2005 г. доступ к регрессивным ставкам будет начинаться с выплат свыше 280 000 руб. на каждое отдельное физическое лицо.
С 2005 г. ставки будут делиться на три диапазона в зависимости от следующих величин налоговой базы – до 280 000 руб.; от 280 001 до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб.1
Аналогичное деление тарифов, в зависимости от начисленных с начала года сумм выплат на каждое физическое лицо, предусмотрено в 2005 г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. При этом согласно изменениям упраздняется деление тарифов по следующим половозрастным группам лиц, застрахованных в ПФР: "Мужчины 1952 года рождения и старше и женщины с 1956 года рождения и старше" и "Мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения". Пол физического лица не будет учитываться в шкале тарифов, а деление тарифов в зависимости от возраста застрахованных лиц будет осуществляться по двум группам: "1966 год рождения и старше" и "1967 год рождения и моложе". Тарифы страховых взносов в 2005—2007 гг. будут иметь следующие значения (табл. 2).
Таблица 2
|
Из таблицы видно, что максимальный тариф страховых взносов по первой и второй возрастным группам застрахованных лиц составит 14 %. По первой возрастной группе законодательством предусмотрены тарифы только на финансирование страховой части трудовой пенсии.
По лицам 1967 года
рождения и моложе соотношение между
страховой и накопительной
Таким образом, с 2005 г. лица старше 38 лет не могут претендовать на пополнение накопительной части их будущей пенсии за счет средств работодателей. А прирост накопительной части страховых взносов лиц 1967 и более поздних лет рождения будет заморожен до 2008 г. на уровне 4 %.
В таких изменениях тарифов прослеживается попытка решить задачу отдаления сроков и уменьшения сумм выплат по пенсионным обязательствам, связанным с накопительной частью страховых взносов.
Тарифы по страховой части взносов на обязательное пенсионное страхование в диапазонах от 280 001 до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб. увеличиваются на одну и ту же величину как по старшей возрастной группе, так и по лицам 37-летнего и более молодого возраста. Однако из-за этого налоговая нагрузка на организации не возрастет, потому что страховые взносы по отношению к ЕСН по-прежнему сохраняют статус налогового вычета. Это значит, что при своевременной уплате страховых взносов их сумма вычитается из общей суммы платежей в части ПФР, состоящей из страховых взносов и налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Общая сумма платежей в части ПФР рассчитывается исходя из налоговой базы и новых (уменьшенных) ставок. Следовательно, при увеличении тарифов по страховым взносам и снижении общей суммы платежей в части ПФР уменьшаться будут платежи по ЕСН в федеральный бюджет.
Новая шкала ставок ЕСН и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование разработаны таким образом, чтобы при снижении налоговой нагрузки на налогоплательщиков минимизировать потери федерального бюджета и бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов. В связи с этим наибольшее снижение эффективной ставки и соответственно начисленного ЕСН возможно для налогоплательщиков, обеспечивающих выплаты физическим лицам в сумме, не превышающей 260 000 руб. в год. К таким налогоплательщикам относятся учреждения, финансируемые из бюджета, государственные унитарные предприятия, организации, работающие в режиме финансовой нестабильности. При выплатах в пользу физических лиц в размерах от 260 000 до 290 000 руб. налоговая нагрузка по сравнению с 2004 г. может увеличиться. Организации с высоким уровнем оплаты труда (свыше 290 000 руб. на одного работника) с введением новых ставок и тарифов смогут сэкономить на ЕСН и страховых взносах относительно небольшие суммы.
С 2005 г. утрачивают силу п. 2 ст. 241 НК РФ и п. 3 ст. 22 Закона № 167-ФЗ, в соответствии с которыми налогоплательщики должны были ежемесячно подтверждать свое право на применение регрессивных ставок ЕСН и тарифов страховых взносов. В 2002—2004 гг. право на регрессию возникало у организации в том случае, если налоговая база в среднем на одно физическое лицо (без учета самых высокооплачиваемых сотрудников) составляла за месяц 2 500 и более рублей. Если этот критерий выдерживался, налогоплательщики при исчислении ЕСН и страховых взносов могли применять регрессивные ставки к налоговой базе тех сотрудников, чьи выплаты нарастающим итогом превысили "порог регрессии", т. е. 100 000 руб. В 2005 г. организациям не нужно ежемесячно производить трудоемкий расчет права на регрессию. Пониженные ставки и тарифы могут применяться к налоговой базе любого сотрудника, как только величина этой базы превысит 280 000 руб. нарастающим итогом с начала года.
Следует обратить внимание налогоплательщиков на отдельные противоречия в налоговом и пенсионном законодательстве, возникшие после внесения в них изменений Федеральным законом № 70-ФЗ.
Так, в ст. 243 НК РФ осталось неизменным положение о том, что налоговый вычет (сумма страховых взносов в ПФР) не может превышать сумму ЕСН, начисленного к уплате в федеральный бюджет. Это положение противоречит соотношениям между новыми ставками ЕСН и тарифами страховых взносов и дает основание рассматривать в качестве налогового вычета страховые взносы в размере не более 10 % налоговой базы, в то время как максимальный тариф по страховым взносам составляет 14 %.
Федеральным законом № 70-ФЗ организации народных художественных промыслов введены в категорию налогоплательщиков, применяющих льготные ставки по ЕСН. Максимальный размер этих ставок составляет 20,0 % (15,8 % – в части ПФР; 2,2 % – в ФСС РФ; 0,8 % – в ФФОМС; 1,2 % – в ТФОМС). Аналогичные изменения в Закон № 167-ФЗ не внесены, поэтому существует вероятность, что организации народных художественных промыслов ЕСН и страховые пенсионные взносы от налоговой базы одного и того же работника будут начислять как налогоплательщики разных категорий (льготной и обычной). В этом случае возникнет резкая диспропорция между начислениями ЕСН в федеральный бюджет и страховыми взносами в ПФР (налоговым вычетом).
Налоговые льготы. С 2005 г. отменен ряд льгот, предусмотренных ст. 238 и 239 НК РФ. Отмену льгот по ст. 238 НК РФ следует учитывать как при исчислении ЕСН, так и при расчете страховых пенсионных взносов, потому что выплаты, предусмотренные этой статьей, не включаются как в базу по налогу, так и в базу для исчисления взносов. А вот отмена льготы по подп. 4 п. 1 ст. 239 НК РФ касается только ЕСН, так как эта норма и ранее не распространялась на страховые взносы.