Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:00, контрольная работа
Рассмотрим подробнее, какие положения МСФО российский законодатель счел нужным внедрить в российские правила учета, и какие основные различия между двумя стандартами, ПБУ 9/99 и МСФО 18, существуют сейчас на практике.
Различия в учете выручки по МСФО в сравнении с российскими стандартами……………………………………………
Различия в критериях признания выручки……………………
Отличия в оценки выручки………………………………………
Отличия в признании прочих доходов………………………….
Раскрытие информации…………………………………………..
Принципы оценки полученной выручки в МСФО 18 и в ПБУ 9/99 также существенно различаются. Различия российских и международных стандартов, приводящие к необходимости корректировочных записей при трансформации отчетности, проявляются и в отношении оценки выручки. В табл. 2 приведено соотношение оценки выручки в соответствии с ПБУ 9/99 и МСФО (IAS) 18.
Как видно из табл. 2, в соответствии с МСФО (IAS) 18 выручка оценивается по справедливой стоимости полученного или ожидаемого встречного представления. Сопоставление справедливой стоимости полученного или ожидаемого встречного предоставления, изложенной в МСФО (IAS) 18, и регламентаций оценки выручки в ПБУ 9/99 говорит о том, что в зависимости от условий сделки величина выручки, определенная по правилам международного стандарта, может как совпадать, так и отличаться от соответствующей величины, отраженной по российским правилам. Указанные отличия касаются оценки выручки в случаях отсрочки оплаты и бартера.
В случае отсрочки оплаты за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги согласно ПБУ 9/99 выручка оценивается по сумме дебиторской задолженности покупателя или заказчика. В соответствии с МСФО (IAS) 18 ) указанная сделка расценивается как финансовая операция, поэтому справедливая стоимость встречного представления определяется дисконтированием будущих поступлений. Рассчитанная в результате дисконтирования оценка выручки оказывается меньшей, чем ожидаемая к получению номинальная сумма денежных средств. Указанное расхождение регламентаций российского и международного стандартов приводит к тому, что величина выручки, отраженная в отчетности российских организаций, при сделках с отсрочкой платежа получается завышенной по сравнению с суммой, которую следует принять к учету в соответствии с МСФО. Разница между номинальной стоимостью платежей по договору и дисконтированной стоимостью признанной выручки в соответствии с п. 11 МСФО(IAS) 18 должна признаваться в качестве процентного дохода.
Бартерные
операции подразделяются МСФО (IAS) 18 на
два вида: предусматривающие обмен однородными
или отличающимися товарами (услугами).
Доход при бартерных сделках может признаваться
в соответствии с международными стандартами
только в случае обмена неодинаковыми
товарами (услугами). Обмен однородными
товарами (услугами) согласно МСФО (IAS)
18 не приводит к образованию выручки. В
отличие от междунapoдныx стандартов ПБУ
9/99 не разграничивает виды бартера, поэтому
обмен однородными товарами(слугами)в
отчетности российcкиx организаций может
обусловить признание выручки.
Если договором предусмотрена
отсрочка платежа, то согласно
МСФО выручку надо признавать
с учетом заложенной в
Например,
компания осуществила продажу товара
за 230 000 руб. с оплатой через год. Среднерыночная
ставка процента – 15% годовых. По МСФО
выручка должна быть признана в сумме
200 000 руб. (230 000/115%), а остальные 30 000 руб.
будут отражены как финансовые доходы.
Согласно ПБУ 9/99 в качестве выручки будут
отражены все 230 000 руб., т.е. «в полной сумме
дебиторской задолженности». Аналогичным
образом определяется доход от предоставления
займов. Проценты должны начисляться не
равномерно, а с учетом среднерыночной
ставки процента на вложенный капитал.
Еще
одним проблемным моментом с точки
зрения оценки является осуществление
оплаты неденежными средствами. Согласно
МСФО 18, такая выручка оценивается
в сумме справедливой стоимости
полученного возмещения. Справедливая
стоимость – это та сумма, на которую
можно обменять актив или урегулировать
обязательство при совершении сделки
между хорошо осведомленными, желающими
совершить такую сделку и независимыми
друг от друга сторонами.
Согласно
ПБУ 9/99 она оценивается в сумме
«исходя из цены, по которой в
сравнимых обстоятельствах обычно организация
определяет стоимость аналогичных товаров».
Если справедливая стоимость привязана
только к рыночным условиям, то метод,
которым организация определяет стоимость
«аналогичных товаров» может не соответствовать
справедливой стоимости.
4.Отличия в признании прочих доходов
Отличия в отражении выручки не исчерпывают всех корректировок, которые могут потребоваться при трансформации финансовой отчетности, поскольку указанные корректировки могут быть обусловлены несоответствием регламентаций МСФО и РПБУ по признанию прочих доходов организации. К таким несоответствиям могут относиться различия в признании и оценке различных активов и обязательств, которые приводят к формированию прочих доходов или отсутствию такого формирования (см. примеры 5, 6).
Рассмотренные ситуации определяют возможные корректировки показателя доходов в финансовой отчетности при ее трансформации в соответствии с МСФО в случае различий регламентаций российских и Международных стандартов. Следует отметить, что для целей устранения данных различий при трансформации финансовой отчетности целесообразно корректировать сальдо только тех счетов, которые формируют требуемое изменение статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Корректировки по счетам 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и 99"Прибыли и убытки" определяют изменения в отчете о прибылях и убытках за отчетный период. По окончании формирования трансформационных записей указанные счета следует закрыть в установленном по
рядке для выявления окончательного изменения финансового результата за отчетный период. Если различия в регламентациях доходов обусловливают изменения в финансовых результатах, сформированных в прошлых отчетных периодах, то соответствующие корректирующие записи целесообразно отражать непосредственно на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", поскольку они не должны показываться в отчете о прибылях и убытках З3 текущий отчетный период.
Выполнение
перечисленных корректирующих записей
позволит привести показатель доходов
в финансовой отчетности отечественных
организаций в соответствие с МСФО.
5.Раскрытие информации
Принципы
раскрытия информации в ПБУ 9/99 и
МСФО 18 в целом совпадают. ПБУ 9/99,
также как и МСФО 18, требует раскрытия
в учетной политике порядка признания
выручки и способов определения стадии
завершенности операций. При этом ПБУ
9/99 четко регламентирует разделение в
отчете о прибылях и убытках доходов на
выручку от основной деятельности, операционные
доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные
доходы, в то время как МСФО 18 распределяет
доходы на выручку и прочие доходы.
Несмотря
на то, что ПБУ 9/99 приводит определение
«чрезвычайных доходов», отдельная
статья «чрезвычайных доходов» начиная
с 2000 года не предусмотрена в российских
формах отчетности, утвержденных Приказом
Минфина от 13.01.2000 №4н. А МСФО 1 «Представление
финансовой отчетности», начиная с отчетности
за 2005 год, прямо запрещает представление
доходов в отчетности как «чрезвычайных».
МСФО
18 требует раскрытия суммы каждой
значимой категории выручки, признанной
в течение периода (выручки, возникающей
от продажи товаров, от предоставления
услуг, процентов, лицензионных платежей
и дивидендов), а также раскрытие
суммы выручки, возникающей от обмена
товаров или услуг, включенных в каждую
значимую категорию выручки.
Отдельно
МСФО 18 требует раскрывать любые
условные обязательства и активы,
возникающие в связи с
В
свою очередь, ПБУ требует показывать
выручку по каждой категории, в случае
если сумма выручки по данной категории
составляет пять и более процентов
от общей суммы доходов
Различия
между МСФО 18 и ПБУ 9/99 носят в
основном концептуальный характер. Хотя
декларативно ПБУ приведено в
соответствие с международными стандартами,
тем не менее оно несет отпечаток российской
бухгалтерской традиции, когда отчетность
составляется в целях контроля государственными
органами, а не для частных инвесторов.
При этом ПБУ 9/99 на уровне принципов противоречит
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»,
в котором в частности декларируется принцип
приоритета экономической сущности над
юридической формой. В ПБУ 9/99 содержится
требование об обязательном подтверждении
факта реализации договором или другим
документом, что закрепляет в данном вопросе
приоритет формы над содержанием. Напротив,
МСФО 18 гармонично вписывается в систему
международных стандартов и соответствует
«Принципам подготовки и представления
отчетности». Нечеткость формулировок
и простор для профессионального суждения
как раз обусловлены тем, что МСФО предлагает
принципы, которыми необходимо руководствоваться
при подготовке отчетности, а не правила,
которым надо неукоснительно следовать.
Одной
из центральных проблем, волнующих
бухгалтерскую общественность во всем
мире, остается проблема стандартизации
бухгалтерских норм и правил в
международном масштабе. Все меньше
специалистов ставят вопрос о необходимости
стандартизации, для большинства он уже
не является дискуссионным. Процессы глобализации,
интернационализации экономических, финансовых,
политических и общественных отношений
постепенно приводят к созданию мирового
рынка, для которого не существует национальных
границ. Особенно наглядно эти процессы
проявляются в деятельности транснациональных
компаний.
Неотъемлемой
чертой интернационализации
Сложность
и новизна проблем, с которыми
в процессе глобализации
учета
и отчетности, соответствующих международным
стандартам. Только в таком случае
появится возможность обеспечить инвесторов,
действующих на рынках капиталов, сопоставимой
финансовой информацией об эмитентах
ценных бумаг. Практически все ведущие
организации в области бухгалтерского
учета и финансовой отчетности, включая
Комитет по международным стандартам
учета IASC , Международную федерацию бухгалтеров
IFАС , Европейскую
федерацию бухгалтеров FEE , Международную
организацию комиссий по ценным бумагам
IOSCO , определили свои позиции по вопросу
разработки международных стандартов
учета. Эти организации, высказывая различные
точки зрения по поводу конкретных механизмов
организации работы по переходу на международные
стандарты, сходятся в одном - единые стандарты
учета необходимы, их отсутствие приводит
к дезориентации инвесторов и весьма резким
действиям с их стороны в случае возникновения
проблем, особенно в странах с развивающимися
рынками. Проблемы подготовки и раскрытия
финансовой информации чрезвычайно важны,
поскольку от их решения в огромной степени
зависит прозрачность и привлекательность
рынка капиталов. Процессы гармонизации
систем бухгалтерского учета, выражающиеся
в разработке и практическом внедрении
международных стандартов отчетности,
следует рассматривать в контексте вовлечения
России в мировые рынки капитала. Необходимость
создания в