Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать основы развития рынка потребительского кредитования в России, выявив его сущность, структуру, особенности оказания услуг на рынке, факторы и условия развития;
- выявить особенность реализации потребительского кредитования на примере Банка «ВТБ 24» (ЗАО) и обосновать необходимость совершенствования потребительского кредитования в банке;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования для Банка «ВТБ 24» и обосновать их экономическую эффективность.
Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85
Таким образом, в 2009 году банк от реализации двух продуктов – кредитного «Кредит на отдых»; а также депозитного – «Пополняемый вклад ВТБ 24» – может получить годовой экономический эффект, величина которого рассчитана в табл. 3.12.
Таблица 3.12. – Расчет возможного экономического эффекта от внедрения кредитного и депозитного продуктов в банке «ВТБ 24» (тыс. руб.) в расчете на 2009 год
Показатель |
Показатель по кварталам 2009 года |
Итого | |||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал | ||
1. Доходы от реализации кредитного продукта |
44 200,0 |
4 383,0 |
31 500,0 |
3 945,9 |
84 028,9 |
в т.ч. процентные доходы |
38 000,0 |
2 565,0 |
24 937,5 |
1 396,5 |
66 899,0 |
2. Текущие расходы по кредиту |
11 200,0 |
1 260,0 |
14 385,0 |
1 974,0 |
28 819,0 |
3. Чистый доход
от реализации кредитного |
33 000,0 |
3 123,0 |
17 115,0 |
1 971,9 |
55 209,9 |
4. Стоимость привлечения ресурсов (расходы по депозитному продукту) |
5 024,4 |
6 906,8 |
5 853,8 |
7 813,0 |
25 598,1 |
в т.ч. процентные расходы |
4 567,7 |
6 278,9 |
5 321,7 |
7 102,7 |
23 271,0 |
5. Чистый текущий
доход банка по проекту |
27 975,6 |
-3 783,8 |
11 261,2 |
-5 841,1 |
29 611,8 |
6. Объем размещения в кредиты, тыс. руб. |
200 000,0 |
18 000,0 |
262 500,0 |
29 400,0 |
509 900,0 |
7. Объем привлечения, тыс. руб. |
48 000,0 |
89 600,0 |
112 640,0 |
323 136,0 |
573 376,0 |
8. Средняя стоимость привлечения, % |
9,52 |
7,01 |
4,72 |
2,20 |
4,06 |
9. Средняя стоимость размещения, % |
19,00 |
14,25 |
9,50 |
4,75 |
13,12 |
10. Процентная маржа, % |
9,48 |
7,24 |
4,78 |
2,55 |
9,06 |
11. Рентабельность кредитных операций, % |
10,89 |
7,25 |
1,79 |
-1,96 |
7,47 |
Таким образом, в первом году реализации мероприятий банк способен получить дополнительно 29,6 млн. руб. чистого дохода и повысить среднегодовую рентабельность кредитных операций до уровня 7,47%.
Сумма полученного чистого дохода может быть реинвестирована в дальнейшие доходные операции банка. Учитывая, что по результатам проведенного анализа средняя доходность активов банка составила в 2007 г. 50,0%, то при достигнутых возможностях банка реинвестирование полученных от реализации кредитного продукта доходов банк может получить в следующих периодах дополнительную прибыль. Однако, следует также учесть, что в течение 2008 года банк должен будет продолжать выплачивать проценты по двухгодичным срочным депозитам, привлеченным в 2009 году.
Эффективность мероприятий
предлагается оценить по результатам
трехлетнего прогнозного
Чистая текущая стоимость (NPV) – накопленный дисконтированный эффект за весь расчетный период реализации мероприятий, в которые инвестируются денежные средства. Формула для расчета чистой текущей стоимости может быть представлена следующим образом31:
(3.2.)
где Rt – результаты (эффекты от внедрения мероприятий), достигаемые на t-м шаге;
Зt – дополнительные затраты, осуществляемые для реализации мероприятий на t-м шаге.
Ic – сумма вложенных в мероприятие инвестиций.
Коэффициент дисконта определяется по формуле: (3.3.)
Расчет чистой текущей стоимости на 2009-2011 гг. с учетом изложенных условий представлен в табл. 3.13.
Таблица 3.13. – Расчет чистой текущей стоимости мероприятий
Показатель |
Показатели по годам проекта мероприятий | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
1. Инвестиции на модернизацию банкоматов (установка депозитных модулей), тыс. руб. |
4 280,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. Чистый доход от реализации мероприятий, тыс. руб. |
х |
29 611,8 |
х |
х |
3. Планируемая ставка процентной доходности активов, % |
50,00 |
50,00 |
50,00 |
50,00 |
4. Чистые процентные доходы от реинвестирования, тыс. руб. |
х |
х |
14 805,9 |
7 403,0 |
5. Дополнительные процентные расходы по привлечению, тыс. руб. |
х |
х |
10 846,6 |
12 424,4 |
6. Чистый доход по годам, тыс. руб. |
-4 280,0 |
29 611,8 |
3 959,3 |
-19 827,3 |
7. Чистый накопленный доход, тыс. руб. |
-4 280,0 |
25 331,8 |
29 291,2 |
9 463,8 |
8. Ставка дисконтирования
(средняя ставка размещения |
10,5% | |||
9. Коэффициент дисконтирования, коэф. |
1,0000 |
0,9050 |
0,8190 |
0,7412 |
10. Чистый
дисконтированный накопленный |
-4 280,0 |
22 924,7 |
23 989,0 |
7 014,2 |
Если: NPV > 0, то мероприятия следует признать эффективным;
NPV < 0, то мероприятия следует отвергнуть;
NPV = 0, то следует обратиться к иным методам оценки.
NPV = 7 014,2 тыс. руб. > 0
Индекс рентабельности инвестиций (PI) – это отношение суммы приведенных эффектов по реализации мероприятия к величине вложенных в него инвестиций:
(3.4.)
По данным табл. 3.11. индекс рентабельности инвестиций составит:
Если: Р1 > 1, то мероприятия следует принять;
Р1 < 1, то мероприятия следует отвергнуть;
Р1 = 1, то требуется применение иных методов оценки.
Выводы:
Для того чтобы мероприятия
по совершенствованию
NPV = 7 014,2 тыс. руб. > 0
PI = 1,63 > 1,0
При этом по данным табл. 3.12. вложенные инвестиции окупятся в течение первого года реализации мероприятий, поскольку отрицательных эффектов в течение прогнозируемого периода не получено.
В целом приведенные результаты экономической оценки мероприятий по совершенствованию потребительского кредитования в Банке «ВТБ 24» свидетельствуют о достаточной степени их привлекательности с точки зрения инвестирования средств и целесообразности практической реализации.
Заключение
В ходе проведенного теоретического исследования и практической работы были решены поставленные задачи и получены основные результаты:
1. Выявлены сущностные
характеристики и общие
Анализ развития рынка потребительского кредитования в России показал, что в последние два года рост рынка потребительского кредитования постепенно замедляется, что связано с некоторым насыщением рынка. Но возможности развития потребительского кредитования в России далеко не использованы, т.е. у рынка есть перспективы дальнейшего развития.
В числе важнейших факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительских кредитов отмечены:
- наличие преимущественно
краткосрочной структуры
- наличие так называемых «белых», «серых» и «черных» доходов физических лиц – потенциальных заемщиков, что не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны – самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности;
- неоправданно высокий уровень процентных ставок, применяемых кредитными организациями, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитом потенциальными клиентами со средним достатком.
Проведенный анализ условий выдачи потребительских кредитов и факторов развития рынка потребительского кредитования в России позволил сделать выводы о том, что факторы, обеспечивающие условия для развития рынка потребительского кредита, связаны, прежде всего, с его эффективным регулированием. Это определяет необходимость выделения двух наиболее актуальных проблем.
Первая проблема заключается в недостаточности законодательной и нормативной базы, формирующей условия для активизации и стимулирования банковской деятельности в сфере потребительского кредитования.
Вторая проблема определяется неразвитостью инфраструктуры рынка потребительского кредита в лице его прямых (банки и заемщики) и профессиональных участников (кредитных бюро, коллекторских агентств), а также неурегулированностью отношений, возникающих между участниками кредитования.
2. Проведенный анализ финансового состояния банка «ВТБ 24» и потребительского кредитования позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, банк характеризуется высокой динамикой развития по всем существенным показателям: росту активов (в т.ч. их доходной доли); капитализации; формированию ресурсной базы за счет привлеченных средств клиентов; увеличению прибыли. Однако, анализ выявил ряд проблем в части эффективности использования ресурсной базы и формирования эффективного портфеля доходных активов. Это, главным образом, отражается на снижении относительных показателей эффективности использования активов. В частности, анализ выявил практически двукратное снижение общей процентной доходности банка и рентабельности кредитных операций.
Во-вторых, анализ потребительского кредитования в банке показал, что общие проблемы потери уровня рентабельности во многом обусловлены проблемами в сфере развития потребительского кредитования, поскольку кредиты населению составляют почти 80% всего кредитного портфеля банка. В этой связи важным выводом анализа является констатация факта снижения доходности портфеля розничных кредитов почти в два раза.
В-третьих, анализ потребительского кредитования выявил также проблемы в управлении кредитным риском на этапах обслуживания долга, что требует разработки мер по снижению рисков потребительского кредитования.
3. Результаты проведенных
теоретических и аналитических
исследования позволили
Для банка «ВТБ 24» задачи
совершенствования
Цель совершенствования потребительского кредитования сформулирована в дипломной работе следующим образом: повышение рентабельности операций потребительского кредитования и снижение их рискованности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1) достижение ресурсного
обеспечения роста объемов
2) совершенствование
автоматизации процессов
3) разработка форм
и способов информирования
Поставленные задачи
реализованы посредством
1) разработка нового
кредитного продукта –
2) совершенствование автоматизации обслуживания кредитных продуктов посредством модернизации сети банкоматов «ВТБ 24», предусматривающее присоединение к уже установленным банкоматам депозитного устройства CashINForser, которое является модульным устройством для приема наличных денежных средств, предоставляющее клиентам банка возможности внесения денежных средств на банковские счета и погашение потребительских кредитов без посещения кассовых узлов банка и Почты России;
3) разработка специальной
формы – информационного листа,
Информация о работе Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО)