Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать основы  развития рынка потребительского  кредитования в России, выявив  его сущность, структуру, особенности  оказания услуг на рынке, факторы  и условия развития;
- выявить особенность  реализации потребительского кредитования  на примере Банка «ВТБ 24» (ЗАО) и обосновать необходимость совершенствования потребительского кредитования в банке;
- разработать практические  рекомендации по совершенствованию  потребительского кредитования  для Банка «ВТБ 24» и обосновать  их экономическую эффективность.
Введение	4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России	6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура	6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования	17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России	26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО)	35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО)	35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования	47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО)	61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО)	61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО)	68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий	75
Заключение	81
Список использованной литературы	85
Таким образом, в 2009 году банк от реализации двух продуктов – кредитного «Кредит на отдых»; а также депозитного – «Пополняемый вклад ВТБ 24» – может получить годовой экономический эффект, величина которого рассчитана в табл. 3.12.
Таблица 3.12. – Расчет возможного экономического эффекта от внедрения кредитного и депозитного продуктов в банке «ВТБ 24» (тыс. руб.) в расчете на 2009 год
Показатель  | 
  Показатель по кварталам 2009 года  | 
  Итого  | |||
I квартал  | 
  II квартал  | 
  III квартал  | 
  IV квартал  | ||
1. Доходы от реализации кредитного продукта  | 
  44 200,0  | 
  4 383,0  | 
  31 500,0  | 
  3 945,9  | 
  84 028,9  | 
в т.ч. процентные доходы  | 
  38 000,0  | 
  2 565,0  | 
  24 937,5  | 
  1 396,5  | 
  66 899,0  | 
2. Текущие расходы по кредиту  | 
  11 200,0  | 
  1 260,0  | 
  14 385,0  | 
  1 974,0  | 
  28 819,0  | 
3. Чистый доход 
  от реализации кредитного   | 
  33 000,0  | 
  3 123,0  | 
  17 115,0  | 
  1 971,9  | 
  55 209,9  | 
4. Стоимость привлечения ресурсов (расходы по депозитному продукту)  | 
  5 024,4  | 
  6 906,8  | 
  5 853,8  | 
  7 813,0  | 
  25 598,1  | 
в т.ч. процентные расходы  | 
  4 567,7  | 
  6 278,9  | 
  5 321,7  | 
  7 102,7  | 
  23 271,0  | 
5. Чистый текущий 
  доход банка по проекту   | 
  27 975,6  | 
  -3 783,8  | 
  11 261,2  | 
  -5 841,1  | 
  29 611,8  | 
6. Объем размещения в кредиты, тыс. руб.  | 
  200 000,0  | 
  18 000,0  | 
  262 500,0  | 
  29 400,0  | 
  509 900,0  | 
7. Объем привлечения, тыс. руб.  | 
  48 000,0  | 
  89 600,0  | 
  112 640,0  | 
  323 136,0  | 
  573 376,0  | 
8. Средняя стоимость привлечения, %  | 
  9,52  | 
  7,01  | 
  4,72  | 
  2,20  | 
  4,06  | 
9. Средняя стоимость размещения, %  | 
  19,00  | 
  14,25  | 
  9,50  | 
  4,75  | 
  13,12  | 
10. Процентная маржа, %  | 
  9,48  | 
  7,24  | 
  4,78  | 
  2,55  | 
  9,06  | 
11. Рентабельность кредитных операций, %  | 
  10,89  | 
  7,25  | 
  1,79  | 
  -1,96  | 
  7,47  | 
Таким образом, в первом году реализации мероприятий банк способен получить дополнительно 29,6 млн. руб. чистого дохода и повысить среднегодовую рентабельность кредитных операций до уровня 7,47%.
Сумма полученного чистого дохода может быть реинвестирована в дальнейшие доходные операции банка. Учитывая, что по результатам проведенного анализа средняя доходность активов банка составила в 2007 г. 50,0%, то при достигнутых возможностях банка реинвестирование полученных от реализации кредитного продукта доходов банк может получить в следующих периодах дополнительную прибыль. Однако, следует также учесть, что в течение 2008 года банк должен будет продолжать выплачивать проценты по двухгодичным срочным депозитам, привлеченным в 2009 году.
Эффективность мероприятий 
предлагается оценить по результатам 
трехлетнего прогнозного 
Чистая текущая стоимость (NPV) – накопленный дисконтированный эффект за весь расчетный период реализации мероприятий, в которые инвестируются денежные средства. Формула для расчета чистой текущей стоимости может быть представлена следующим образом31:
(3.2.)
где Rt – результаты (эффекты от внедрения мероприятий), достигаемые на t-м шаге;
Зt – дополнительные затраты, осуществляемые для реализации мероприятий на t-м шаге.
Ic – сумма вложенных в мероприятие инвестиций.
Коэффициент дисконта определяется по формуле: (3.3.)
Расчет чистой текущей стоимости на 2009-2011 гг. с учетом изложенных условий представлен в табл. 3.13.
Таблица 3.13. – Расчет чистой текущей стоимости мероприятий
Показатель  | 
  Показатели по годам проекта мероприятий  | |||
2008  | 
  2009  | 
  2010  | 
  2011  | |
1. Инвестиции на модернизацию банкоматов (установка депозитных модулей), тыс. руб.  | 
  4 280,0  | 
  0,0  | 
  0,0  | 
  0,0  | 
2. Чистый доход от реализации мероприятий, тыс. руб.  | 
  х  | 
  29 611,8  | 
  х  | 
  х  | 
3. Планируемая ставка процентной доходности активов, %  | 
  50,00  | 
  50,00  | 
  50,00  | 
  50,00  | 
4. Чистые процентные доходы от реинвестирования, тыс. руб.  | 
  х  | 
  х  | 
  14 805,9  | 
  7 403,0  | 
5. Дополнительные процентные расходы по привлечению, тыс. руб.  | 
  х  | 
  х  | 
  10 846,6  | 
  12 424,4  | 
6. Чистый доход по годам, тыс. руб.  | 
  -4 280,0  | 
  29 611,8  | 
  3 959,3  | 
  -19 827,3  | 
7. Чистый накопленный доход, тыс. руб.  | 
  -4 280,0  | 
  25 331,8  | 
  29 291,2  | 
  9 463,8  | 
8. Ставка дисконтирования 
  (средняя ставка размещения   | 
  10,5%  | |||
9. Коэффициент дисконтирования, коэф.  | 
  1,0000  | 
  0,9050  | 
  0,8190  | 
  0,7412  | 
10. Чистый 
  дисконтированный накопленный   | 
  -4 280,0  | 
  22 924,7  | 
  23 989,0  | 
  7 014,2  | 
Если: NPV > 0, то мероприятия следует признать эффективным;
NPV < 0, то мероприятия следует отвергнуть;
NPV = 0, то следует обратиться к иным методам оценки.
NPV = 7 014,2 тыс. руб. > 0
Индекс рентабельности инвестиций (PI) – это отношение суммы приведенных эффектов по реализации мероприятия к величине вложенных в него инвестиций:
(3.4.)
По данным табл. 3.11. индекс рентабельности инвестиций составит:
Если: Р1 > 1, то мероприятия следует принять;
Р1 < 1, то мероприятия следует отвергнуть;
Р1 = 1, то требуется применение иных методов оценки.
Выводы:
Для того чтобы мероприятия 
по совершенствованию 
NPV = 7 014,2 тыс. руб. > 0
PI = 1,63 > 1,0
При этом по данным табл. 3.12. вложенные инвестиции окупятся в течение первого года реализации мероприятий, поскольку отрицательных эффектов в течение прогнозируемого периода не получено.
В целом приведенные результаты экономической оценки мероприятий по совершенствованию потребительского кредитования в Банке «ВТБ 24» свидетельствуют о достаточной степени их привлекательности с точки зрения инвестирования средств и целесообразности практической реализации.
Заключение
В ходе проведенного теоретического исследования и практической работы были решены поставленные задачи и получены основные результаты:
1. Выявлены сущностные 
характеристики и общие 
Анализ развития рынка потребительского кредитования в России показал, что в последние два года рост рынка потребительского кредитования постепенно замедляется, что связано с некоторым насыщением рынка. Но возможности развития потребительского кредитования в России далеко не использованы, т.е. у рынка есть перспективы дальнейшего развития.
В числе важнейших факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительских кредитов отмечены:
- наличие преимущественно 
краткосрочной структуры 
- наличие так называемых «белых», «серых» и «черных» доходов физических лиц – потенциальных заемщиков, что не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны – самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности;
- неоправданно высокий уровень процентных ставок, применяемых кредитными организациями, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитом потенциальными клиентами со средним достатком.
Проведенный анализ условий выдачи потребительских кредитов и факторов развития рынка потребительского кредитования в России позволил сделать выводы о том, что факторы, обеспечивающие условия для развития рынка потребительского кредита, связаны, прежде всего, с его эффективным регулированием. Это определяет необходимость выделения двух наиболее актуальных проблем.
Первая проблема заключается в недостаточности законодательной и нормативной базы, формирующей условия для активизации и стимулирования банковской деятельности в сфере потребительского кредитования.
Вторая проблема определяется неразвитостью инфраструктуры рынка потребительского кредита в лице его прямых (банки и заемщики) и профессиональных участников (кредитных бюро, коллекторских агентств), а также неурегулированностью отношений, возникающих между участниками кредитования.
2. Проведенный анализ финансового состояния банка «ВТБ 24» и потребительского кредитования позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, банк характеризуется высокой динамикой развития по всем существенным показателям: росту активов (в т.ч. их доходной доли); капитализации; формированию ресурсной базы за счет привлеченных средств клиентов; увеличению прибыли. Однако, анализ выявил ряд проблем в части эффективности использования ресурсной базы и формирования эффективного портфеля доходных активов. Это, главным образом, отражается на снижении относительных показателей эффективности использования активов. В частности, анализ выявил практически двукратное снижение общей процентной доходности банка и рентабельности кредитных операций.
Во-вторых, анализ потребительского кредитования в банке показал, что общие проблемы потери уровня рентабельности во многом обусловлены проблемами в сфере развития потребительского кредитования, поскольку кредиты населению составляют почти 80% всего кредитного портфеля банка. В этой связи важным выводом анализа является констатация факта снижения доходности портфеля розничных кредитов почти в два раза.
В-третьих, анализ потребительского кредитования выявил также проблемы в управлении кредитным риском на этапах обслуживания долга, что требует разработки мер по снижению рисков потребительского кредитования.
3. Результаты проведенных 
теоретических и аналитических 
исследования позволили 
Для банка «ВТБ 24» задачи 
совершенствования 
Цель совершенствования потребительского кредитования сформулирована в дипломной работе следующим образом: повышение рентабельности операций потребительского кредитования и снижение их рискованности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1) достижение ресурсного 
обеспечения роста объемов 
2) совершенствование 
автоматизации процессов 
3) разработка форм 
и способов информирования 
Поставленные задачи 
реализованы посредством 
1) разработка нового 
кредитного продукта – 
2) совершенствование автоматизации обслуживания кредитных продуктов посредством модернизации сети банкоматов «ВТБ 24», предусматривающее присоединение к уже установленным банкоматам депозитного устройства CashINForser, которое является модульным устройством для приема наличных денежных средств, предоставляющее клиентам банка возможности внесения денежных средств на банковские счета и погашение потребительских кредитов без посещения кассовых узлов банка и Почты России;
3) разработка специальной 
формы – информационного листа,
Информация о работе Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО)