Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать основы развития рынка потребительского кредитования в России, выявив его сущность, структуру, особенности оказания услуг на рынке, факторы и условия развития;
- выявить особенность реализации потребительского кредитования на примере Банка «ВТБ 24» (ЗАО) и обосновать необходимость совершенствования потребительского кредитования в банке;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования для Банка «ВТБ 24» и обосновать их экономическую эффективность.

Содержание

Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85

Работа содержит 1 файл

Потребительское кредитование в Коммерческом Банке МНВ - копия без рис. 2.6 - копия.doc

— 3.16 Мб (Скачать)

 

Таким образом, в 2009 году банк от реализации двух продуктов – кредитного «Кредит на отдых»; а также депозитного – «Пополняемый вклад ВТБ 24» – может получить годовой экономический эффект, величина которого рассчитана в табл. 3.12.

Таблица 3.12. – Расчет возможного экономического эффекта от внедрения кредитного и депозитного продуктов в банке «ВТБ 24» (тыс. руб.) в расчете на 2009 год

Показатель

Показатель  по кварталам 2009 года

Итого

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1. Доходы от  реализации кредитного продукта

44 200,0

4 383,0

31 500,0

3 945,9

84 028,9

в т.ч. процентные доходы

38 000,0

2 565,0

24 937,5

1 396,5

66 899,0

2. Текущие  расходы по кредиту

11 200,0

1 260,0

14 385,0

1 974,0

28 819,0

3. Чистый доход  от реализации кредитного продукта

33 000,0

3 123,0

17 115,0

1 971,9

55 209,9

4. Стоимость  привлечения ресурсов (расходы по  депозитному продукту)

5 024,4

6 906,8

5 853,8

7 813,0

25 598,1

в т.ч. процентные расходы

4 567,7

6 278,9

5 321,7

7 102,7

23 271,0

5. Чистый текущий  доход банка по проекту мероприятий

27 975,6

-3 783,8

11 261,2

-5 841,1

29 611,8

6. Объем размещения  в кредиты, тыс. руб.

200 000,0

18 000,0

262 500,0

29 400,0

509 900,0

7. Объем привлечения,  тыс. руб.

48 000,0

89 600,0

112 640,0

323 136,0

573 376,0

8. Средняя  стоимость привлечения, %

9,52

7,01

4,72

2,20

4,06

9. Средняя стоимость размещения, %

19,00

14,25

9,50

4,75

13,12

10. Процентная  маржа, %

9,48

7,24

4,78

2,55

9,06

11. Рентабельность  кредитных операций, %

10,89

7,25

1,79

-1,96

7,47


 

Таким образом, в первом году реализации мероприятий банк способен получить дополнительно 29,6 млн. руб. чистого дохода и повысить среднегодовую рентабельность кредитных операций до уровня 7,47%.

Сумма полученного чистого  дохода может быть реинвестирована  в дальнейшие доходные операции банка. Учитывая, что по результатам проведенного анализа средняя доходность активов банка составила в 2007 г. 50,0%, то при достигнутых возможностях банка реинвестирование полученных от реализации кредитного продукта доходов банк может получить в следующих периодах  дополнительную прибыль. Однако, следует также учесть, что в течение 2008 года банк должен будет продолжать выплачивать проценты по двухгодичным срочным депозитам, привлеченным в 2009 году.

Эффективность мероприятий  предлагается оценить по результатам  трехлетнего прогнозного периода. Поэтому необходимо использовать следующие параметры динамической оценки эффективности инвестиций.

Чистая текущая стоимость (NPV) – накопленный дисконтированный эффект за весь расчетный период реализации мероприятий, в которые инвестируются денежные средства. Формула для расчета чистой текущей стоимости может быть представлена следующим образом31:

  (3.2.)

где Rt – результаты (эффекты от внедрения мероприятий), достигаемые на t-м шаге;

Зt – дополнительные затраты, осуществляемые для реализации мероприятий на t-м шаге.

Ic – сумма вложенных в мероприятие инвестиций.

Коэффициент дисконта определяется по формуле:   (3.3.)

Расчет чистой  текущей  стоимости на 2009-2011 гг. с учетом изложенных условий представлен в табл. 3.13.

Таблица 3.13. – Расчет чистой текущей стоимости мероприятий

Показатель

Показатели  по годам проекта мероприятий

2008

2009

2010

2011

1. Инвестиции  на модернизацию банкоматов (установка  депозитных модулей), тыс. руб.

4 280,0

0,0

0,0

0,0

2. Чистый доход от реализации мероприятий, тыс. руб.

х

29 611,8

х

х

3. Планируемая  ставка процентной доходности  активов, %

50,00

50,00

50,00

50,00

4. Чистые процентные  доходы от реинвестирования, тыс.  руб.

х

х

14 805,9

7 403,0

5. Дополнительные  процентные расходы по привлечению, тыс. руб.

х

х

10 846,6

12 424,4

6. Чистый доход  по годам, тыс. руб.

-4 280,0

29 611,8

3 959,3

-19 827,3

7. Чистый накопленный  доход, тыс. руб.

-4 280,0

25 331,8

29 291,2

9 463,8

8. Ставка дисконтирования  (средняя ставка размещения ресурсов на МБК), %

10,5%

9. Коэффициент  дисконтирования, коэф.

1,0000

0,9050

0,8190

0,7412

10. Чистый  дисконтированный накопленный доход  (NPV)

-4 280,0

22 924,7

23 989,0

7 014,2


 

Если: NPV > 0, то мероприятия следует признать эффективным;

NPV < 0, то мероприятия следует отвергнуть;

NPV = 0, то следует обратиться  к иным методам оценки.

           NPV = 7 014,2 тыс. руб. > 0

Индекс рентабельности инвестиций (PI) – это отношение суммы приведенных эффектов по реализации мероприятия к величине вложенных в него инвестиций:

  (3.4.)

По данным табл. 3.11. индекс рентабельности инвестиций составит:

Если: Р1 > 1, то мероприятия следует принять;

Р1 < 1, то мероприятия  следует отвергнуть;

Р1 = 1, то требуется применение иных методов оценки.

Выводы:

Для того чтобы мероприятия  по совершенствованию потребительского кредитования в Банке «ВТБ 24»  могли быть признаны экономически эффективными, необходимо выполнение следующих условий:

NPV = 7 014,2 тыс. руб. > 0

PI = 1,63 > 1,0

При этом по данным табл. 3.12. вложенные инвестиции окупятся в течение первого года реализации мероприятий, поскольку отрицательных эффектов в течение прогнозируемого периода не получено.

В целом приведенные  результаты экономической оценки мероприятий  по совершенствованию потребительского кредитования в Банке «ВТБ 24» свидетельствуют о достаточной степени их привлекательности с точки зрения инвестирования средств и целесообразности практической реализации.

Заключение

 

В ходе проведенного теоретического исследования и практической работы были решены поставленные задачи и получены основные результаты:

1. Выявлены сущностные  характеристики и общие закономерности  функционирования рынка потребительского  кредитования. Определена структура  рынка потребительского кредитования, состоящая из предмета, объекта и субъектов потребительского кредитования. Установлено, что в научной и специальной литературе нет единого похода к определению объектного состава потребительского кредитования. Это проявляется в различиях к отнесению отдельных видов кредитов к категории потребительского кредитования. Однако, в работе было доказано, что к потребительским кредитам следует относить не все виды кредитов, выдаваемых физическим лицам. В частности, был сделан вывод о том, что к потребительским кредитам не следует относить ипотечные кредиты, регулируемые специальным законодательством и имеющие особую специфику обслуживания. При этом кредиты на приобретение жилья, не обеспеченные залогом приобретаемого имущества, а, следовательно, не относимые к ипотеке, следует рассматривать как потребительские. В работе также была предложена классификация потребительских кредитов по различным критериям.

Анализ развития рынка  потребительского кредитования в России показал, что в последние два  года рост рынка потребительского кредитования постепенно замедляется, что связано с некоторым насыщением рынка. Но возможности развития потребительского кредитования в России далеко не использованы, т.е. у рынка есть перспективы дальнейшего развития.

В числе важнейших  факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительских кредитов отмечены:

- наличие преимущественно  краткосрочной структуры банковских  пассивов, что не позволяет развивать  долгосрочное кредитование физических  лиц и не стимулирует спокойствие  и постоянство как клиентов, так и кредитных организаций в участии в данных сделках;

- наличие так называемых «белых», «серых» и «черных» доходов физических лиц – потенциальных заемщиков, что не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны – самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности;

- неоправданно высокий уровень процентных ставок, применяемых кредитными организациями, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитом потенциальными клиентами со средним достатком.

Проведенный анализ условий  выдачи потребительских кредитов и  факторов развития рынка потребительского кредитования в России позволил сделать выводы о том, что факторы, обеспечивающие условия для развития рынка потребительского кредита, связаны, прежде всего, с его эффективным регулированием. Это определяет необходимость выделения двух наиболее актуальных проблем.

Первая проблема заключается в недостаточности законодательной и нормативной базы, формирующей условия для активизации и стимулирования банковской деятельности в сфере потребительского кредитования.

Вторая проблема определяется неразвитостью инфраструктуры рынка потребительского кредита в лице его прямых (банки и заемщики) и профессиональных участников (кредитных бюро, коллекторских агентств), а также неурегулированностью отношений, возникающих между участниками кредитования.

2. Проведенный анализ финансового состояния банка «ВТБ 24» и потребительского кредитования позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, банк характеризуется  высокой динамикой развития по всем существенным показателям: росту активов (в т.ч. их доходной доли); капитализации; формированию ресурсной базы за счет привлеченных средств клиентов; увеличению прибыли. Однако, анализ выявил ряд проблем в части эффективности использования ресурсной базы и формирования эффективного портфеля доходных активов. Это, главным образом, отражается на снижении относительных показателей эффективности использования активов. В частности, анализ выявил практически двукратное снижение общей процентной доходности банка и рентабельности кредитных операций.

Во-вторых, анализ потребительского кредитования в банке показал, что общие проблемы потери уровня рентабельности во многом обусловлены проблемами в сфере развития потребительского кредитования, поскольку кредиты населению составляют почти 80% всего кредитного портфеля банка. В этой связи важным выводом анализа является констатация факта снижения доходности портфеля розничных кредитов почти в два раза.

В-третьих, анализ потребительского кредитования выявил также проблемы в управлении кредитным риском на этапах обслуживания долга, что требует  разработки мер по снижению рисков потребительского кредитования.

3. Результаты проведенных  теоретических и аналитических  исследования позволили сделать  следующие выводы:

Для банка «ВТБ 24» задачи совершенствования потребительского кредитования должны формулироваться, исходя из складывающихся внешних условий на рынке потребительского кредитования, и должны быть направлены на достижение целей, вытекающих из выявленных внутренних проблем в области осуществления потребительского кредитования.

Цель совершенствования  потребительского кредитования сформулирована в дипломной работе следующим образом: повышение рентабельности операций потребительского кредитования и снижение их рискованности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:

1) достижение ресурсного  обеспечения роста объемов потребительского  кредитования за счет роста и диверсификации привлеченных вкладов населения. Решение этой задачи может рассматриваться в форме разработки новых кредитных продуктов одновременно с разработкой новых депозитных продуктов, способных обеспечить формирование кредитных ресурсов для роста объема выданных кредитов;

2) совершенствование  автоматизации процессов сопровождения  потребительских кредитов;

3) разработка форм  и способов информирования заемщиков  о действительной стоимости кредита  на основе объявления эффективной процентной ставки.

Поставленные задачи реализованы посредством предложенных рекомендаций по осуществлению следующих  мероприятий:

1) разработка нового  кредитного продукта – целевого  потребительского кредита «Кредит  на отдых» с одновременной  разработкой нового депозитного продукта – «Пополняемый вклад ВТБ 24». Данное мероприятие призвано расширить продуктовую линейку потребительского кредитования с обеспечением ресурсной базы для реализации внедряемого кредитного продукта;

2) совершенствование  автоматизации обслуживания кредитных продуктов посредством модернизации сети банкоматов «ВТБ 24», предусматривающее присоединение к уже установленным банкоматам депозитного устройства CashINForser, которое является модульным устройством для приема наличных денежных средств, предоставляющее клиентам банка возможности внесения денежных средств на банковские счета и погашение потребительских кредитов без посещения кассовых узлов банка и Почты России;

3) разработка специальной  формы – информационного листа,  формируемого по каждому виду кредита и предоставляемого потенциальному заемщику для выбора кредитной программы. Данный информационный лист предлагается включать в кредитный договор как неотъемлемую его часть, которая является юридическим подтверждением того, что заемщик был достоверно информирован обо всех существенных условиях кредитного договора – прежде всего, об эффективной процентной ставке по кредиту.

Информация о работе Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО)