Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:08, курсовая работа
Производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности организации, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, связанная с этими видами (группами) товаров (работ, услуг), может быть подвержена разным рискам, и иметь разные уровни прибыльности.
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы и нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.1.Понятие сегмента и его виды
1.2.Нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.3.Раскрытие информации по сегментам
1.4.Учетная политика в отношении информации по сегментам
2.Сегментная отчетность в соответствии с МСФО
2.1. Стандарт МСФО «Операционные сегменты»
2.2. Раскрытие информации по сегментам в соответствии с МСФО
2.3. Этапы создания сегментарной отчетности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
37 стр.
Шаг 1. Проанализировать управленческую отчетность компании. Выделить те виды деятельности, по которым для лица, принимающего решение о выделении ресурсов или распределении активов по видам деятельности, готовится информация о доходах и расходах, рассчитываются аналитические показатели. Соотнести данные виды деятельности с организационной структурой компании. Проанализировать, есть ли в компании подразделения (руководители), отвечающие за показатели по данным видам деятельности. На основании такого анализа окончательно выделить операционные сегменты.
Шаг 2. Проанализировать возможность объединения операционных сегментов со сходными экономическими показателями. Например, сегменты могут быть однородны по производимым продуктам (услугам), производственным процессам, ориентированы на одинаковые типы или классы потребителей. Их могут сближать способы распространения продуктов или оказания услуг либо регулирующая среда (последнее относится, например, к финансовым организациям).
Шаг 3. Изучить количественные пороговые значения, необходимые для признания сегмента отчетным. Из ранее объединенных по определенным признакам сегментов выделить те, показатели которых выше количественных пороговых значений.
Шаг 4. Проверить, приходится ли на выделенные таким способом сегменты 75% общей выручки. Если нет, проводите дальнейшее выделение, чтобы раскрыть по сегментам не менее 75% общей выручки. Данные сегменты являются отчетными сегментами.
Шаг 5. Те сегменты, которые не стали отчетными, объединить в категорию «прочие».
Раскрытие информации
Показатели. Помимо описания видов деятельности, производимых продуктов (оказываемых услуг), экономической среды и географических регионов, в которых компания осуществляет свою деятельность, новый стандарт предписывает раскрывать показатели прибыли (убытка) и общую сумму активов по каждому отчетному сегменту. Раскрывается, в частности, следующая информация.
Выручка и расходы:
– выручка от внешних покупателей, а также от операций с другими сегментами компании;
– сумма амортизации;
–
доля предприятия в прибыли (убытке)
зависимых компаний и совместных предприятий,
учитываемая по методу долевого участия;
– расход (доход)
по налогу на прибыль;
– процентные доходы и расходы. Доходы раскрываются отдельно от расходов за исключением сегментов, большая часть выручки которых получена за счет процентов. В таком случае лицо, принимающее решения, может полагаться на чистую процентную выручку при оценке результатов деятельности сегмента и выделении ему ресурсов. Соответственно, в отчетности можно привести выручку за
вычетом расходов, раскрыв данный факт;
– существенные статьи доходов и расходов (например, от финансовых операций, доходы и расходы от реализации активов), существенные неденежные статьи.
Активы:
– величина инвестиций
в зависимые компании и совместные предприятия,
которые
отражаются по методу долевого участия;
– суммы приобретенных внеоборотных активов, кроме финансовых
инструментов, отложенных налоговых активов и прав, возникающих по договорам страхования.
Информация о крупных клиентах. Для раскрытия уровня зависимости компании от того или иного клиента стандарт вводит количественный критерий: величина выручки, полученной от одного покупателя, больше либо равна 10% совокупной выручки компании. При этом группа компаний, находящихся под общим контролем, рассматривается как единый покупатель для целей данного стандарта. То же относится и к государству, и к контролируемым им предприятиям.
Принципы подготовки информации. Помимо показателей, подлежит раскрытию и принцип подготовки информации о сегментах, а также данные сверки приводимой информации с показателями бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Это связано прежде всего с тем, что принципы подготовки управленческой отчетности, а следовательно, и сегментной информации могут отличаться от МСФО.
Например,
для целей подготовки управленческой
отчетности компания использует показатель
выручки, включающий НДС и акцизы.
Следовательно, в информации по сегментам,
приводимой в отчетности по МСФО, должен
быть использован аналогичный
Подобная
ситуация возникнет и тогда, когда
для целей управленческого
Несмотря
на отдельные рекомендации, стандарт
все же требует раскрывать показатели
отчетности так, как они представляются
на рассмотрение руководству, ответственному
за принятие решений. Например, рекомендуется
раскрывать отдельно информацию о финансовых
доходах и расходах по каждому
из сегментов. Тем не менее, если в управленческой
отчетности финансовые доходы и расходы
показываются в свернутом виде, то и в
сегментной информации должен использоваться
тот же принцип.3
2.3.
Этапы создания сегментарной
отчетности
Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.
Функции сегментарной отчетности состоят в следующем:
*
контроль деятельности
*
принятие на ее основе
Сегментарная
отчетность составляется на базе информации,
собранной в системе
Постановка
сегментарного учета и
При создании системы сегментарного учета и отчетности необходимо учитывать следующее:
-
затраты на внедрение и
- система должна обеспечивать конфиденциальность информации;
-
система должна быть
Важнейшее условие построения системы сегментарного учета и отчетности -- деление организации на центры ответственности.
Под
центром ответственности
Качество работы центра ответственности оценивается результативностью и
эффективностью.
Под результативностью
Существует четыре типа центров ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли и центры инвестиций. В основе данной классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, который определяется широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной ответственности.
Центр
затрат -- сегмент организации, руководитель
которого отвечает за произведенные
затраты, т. е. обладает наименьшими
среди руководителей остальных
центров ответственности
Центры затрат могут быть различных размеров, крупные центры затрат могут состоять из более мелких. Степень детализации зависит от целей и задач, поставленных руководством перед менеджером по контролю затрат, закрепленных за центром ответственности.
Центр доходов-- это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственность за издержки.
Деятельность руководителя центра оценивается на основе заработанных доходов, поэтому задачей сегментарного учета в этом случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе.
Центр прибыли -- это сегмент организации, руководитель которого отвечает
одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому сегментарный учет должен предоставлять информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, затратах внутри, а также конечных результатах деятельности на выходе. Прибыль центра ответственности в системе сегментарного учета может рассчитываться по-разному. Иногда в расчетах участвуют лишь прямые затраты, в других случаях включаются также полностью или частично косвенные издержки.
Центры инвестиций -- сегменты организации, чьи менеджеры контролируют не только затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств.
Руководители
центров инвестиций по сравнению
с руководителями всех вышеназванных
центров ответственности
Исследования
показывают, что в условиях слаборазвитой
рыночной экономики российские организации
представлены в основном центрами затрат
и доходов, в лучшем случае центрами
прибыли; центры инвестиций встречаются
крайне редко. Богатый зарубежный опыт
в области организации
При
составлении сегментарной отчетности
следует руководствоваться
1)
отчетность должна быть
Информация о работе Составления сегментарной отчетности по российским и международным стандартам