Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:08, курсовая работа
Производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности организации, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, связанная с этими видами (группами) товаров (работ, услуг), может быть подвержена разным рискам, и иметь разные уровни прибыльности.
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы и нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.1.Понятие сегмента и его виды
1.2.Нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
1.3.Раскрытие информации по сегментам
1.4.Учетная политика в отношении информации по сегментам
2.Сегментная отчетность в соответствии с МСФО
2.1. Стандарт МСФО «Операционные сегменты»
2.2. Раскрытие информации по сегментам в соответствии с МСФО
2.3. Этапы создания сегментарной отчетности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
37 стр.
Международный стандарт не запрещает раскрытие дополнительной сегментной информации, подготовленной на основе, отличной от общепринятой учетной политики при условии, что:
а) эта информация предоставляется внутренним пользователям и генеральному директору для целей принятия решений о распределении ресурсов предприятия по сегментам и для оценки финансовых результатов сегментов;
б) четко описана и раскрыта основа измерения такой дополнительной информации.
Таким образом, международная отчетность представляет собой не просто колонки цифр, а очень подробные пояснения к наилучшим образом (наилучшим для финансового анализа) представленной цифровой информации. Поэтому любая информация, полезная для принятия экономических решений (в данном случае она является полезной, поскольку ею пользуется руководство предприятия при принятии экономических решений) внешними пользователями, всегда приветствуется в примечаниях к финансовой отчетности,
Остановимся также на некоторых практических примерах применения учетной политики в отношении подготовки информации по сегментам деятельности.
Активы, которые используются совместно двумя и более сегментами, должны быть распределены между этими сегментами только в том случае, если соответствующие доходы и расходы также распределены между данными сегментами.
Способы распределения активов, обязательств, доходов и расходов между сегментами зависят от таких факторов, как природа этих статей, деятельность, осуществляемая сегментом, и относительная автономность данного сегмента. Не представляется возможным определить единый базис распределения по всем сегментам, который должен быть принят всеми предприятиями. Также нельзя определить единый базис распределения активов, обязательств, доходов и расходов, относящихся к двум и более сегментам. Вместе с тем определения сегментных доходов, расходов, активов и обязательств взаимосвязаны и это нужно учитывать.
МСФО
(IFRS) 8 «Операционные сегменты», результат
сближения международных
Как
и большинство последних
IFRS 8 значительно отличается от IAS 14. В новом стандарте четко прослеживается тенденция всё большей ориентации на управленческую информацию.
Если IAS 14 требовал выделять первичные и вторичные сегменты на основе типов продуктов (товаров, работ, услуг) или географических регионов продаж, то IFRS 8 требует выделять сегменты на основе внутренних отчётов, которые используются менеджментом компании, принимающим решения о распределении ресурсов. При этом может применяться любая первооснова — виды продуктов, географические регионы, категории покупателей или другие факторы, подлежащие раскрытию вместе с информацией по сегментам.
Зато отменены ограничения по выделению т. н. обслуживающих сегментов, у которых отсутствуют или незначительны продажи внешним покупателям. Теперь обслуживающая структура может считаться полноценным сегментом для представления в отчётности, если такой подход используется менеджментом компании.
Особенно
выбивается из системы МСФО новшество
в отношении определения и
Такая оценка может не соответствовать оценкам, применяемым в МСФО, отчего показатели баланса и отчёта о прибылях и убытках не будут соотноситься с их раскрытием по сегментам. Разумеется, в связи с этим новый стандарт дополнился требованиями о раскрытии способов определения и оценки показателей сегментов, а также о представлении их числовой сверки с соответствующими общими показателями основных отчётных форм.
Информация по сегментам больше не делится на первичную и вторичную. По каждому отчётному сегменту, независимо от определяющих их факторов, должна представляться информация об основных видах продукции (товаров, работ, услуг), географических регионах и наиболее значимых покупателях. В новом IFRS 8 сохранились те же количественные критерии, что были в IAS 14, для идентификации отчётных сегментов — превышение 10% общей выручки, активов или прибыли, а также условие превышения выручки всех отчётных сегментов 75% от общей выручки.
Стоит заметить, что российское ПБУ 12/00 «Информация по сегментам» формировалось на основе старого IAS 14. Теперь его требования значительно отличаются от требований нового IFRS 8. 2
МСФО (IFRS) 8 регламентирует представление компанией информации об
операционных сегментах в годовой финансовой отчетности и в промежуточной финансовой отчетности. Он также устанавливает требования к раскрытию связанной информации о продукции и услугах, географических регионах и крупных клиентах.
МСФО (IFRS) 8 требует от компании представления финансовой и описательной информации о своих отчетных сегментах.
Отчетные сегменты представляют собой операционные сегменты деятельности или агрегированные группы сегментов деятельности, отвечающие определенным критериям.
Операционные сегменты – это компоненты компании, по которым имеется отдельная финансовая информация, регулярно рассматриваемая ответственным лицом, принимающим операционные решения о выделении ресурсов и оценке результатов деятельности.
В целом, финансовая информация должна представляться на такой же основе, что и используемая внутри компании для оценки результатов деятельности операционных сегментов и принятии решений о выделении им ресурсов.
МСФО (IFRS) 8 требует от компании указывать в отчетности показатели прибыли или убытка операционного сегмента, а также активы сегмента. Также от компании требуется указывать в отчетности обязательства сегмента и конкретные статьи расходов и доходов, если такие показатели регулярно предоставляются ответственному лицу, принимающему операционные решения.
Стандарт требует сверки показателей совокупной выручки по отчетным сегментам, совокупной прибыли или убытка, совокупных активов, обязательств и иных сумм, раскрываемых по отчетным сегментам, с соответствующими показателями в финансовой отчетности компании.
МСФО (IFRS) требует от компании представления информации о выручке, полученной от продаж своей продукции или услуг (или группах схожей продукции или услуг), о странах, в которых она получает выручку и держит активы, а также о крупных клиентах, независимо от того, используется ли эта информация руководством в принятии операционных решений.
Однако МСФО (IFRS) 8 не требует от компании представления информации,
которая не готовится для внутреннего использования, если необходимая информация отсутствует, и затраты на ее подготовку были бы чрезмерны.
МСФО (IFRS) 8 также требует от компании представления информации описательного характера: способ определения операционных сегментов, продукция и услуги, предоставляемые сегментами, разница в оценке, используемой при представлении сегментной информации и при составлении финансовой отчетности компании, а также изменения в оценке показателей сегмента в различные периоды.
Если МСФО 14 предписывал определенные принципы раскрытия информации, то МСФО 8 обязывает предприятие самостоятельно установить наиболее подходящий формат раскрытия. Изменился и подход к выделению сегментов.
Прежде стандарт требовал выделения хозяйственных сегментов (так называемые первичные: департамент, филиал, несколько компаний группы, занятых в производстве определенного товара или оказании услуги) и географических (вторичные: департамент, филиал, несколько компаний группы, действующих в определенной географической области). В МСФО 8 выведены операционные сегменты – компоненты компании, обладающие следующими характеристиками:
–
осуществляют хозяйственную деятельность,
которая позволяет получить выручку
и предусматривает несение
– по сегментам имеется отдельная финансовая информация;
– результаты деятельности сегмента регулярно анализируются ответственным лицом компании в целях принятия решений о выделении ресурсов и оценки эффективности деятельности сегмента;
Однако
приведенных критериев
Для
корректного выделения
Компания должна раскрывать информацию по каждому операционному сегменту, если прибыль, выручка или сумма их активов превышают заданные значения. Это касается и подразделений компании, большая часть выручки которых получена от операций с другими компаниями группы, включаемых в периметр консолидации. Так, отчетными сегментами вертикально интегрированной нефтяной компании будут подразделения добычи и производства, а также конечных этапов производственного цикла - перегонка нефти и сбыт. Это еще одно из коренных отличий МСФО 8 от МСФО 14, где отчетные сегменты ограничивались теми, в которых основная часть выручки поступала от внешних продаж.
Компания должна представлять информацию по операционному сегменту, если его показатели превосходят какое-либо из следующих пороговых значений:
-
выручка от внешних
- финансовый результат (прибыль либо убыток)
сегмента в абсолютном выражении составляет
не менее 10% от большей в абсолютном значении
величины: совокупной прибыли всех операционных
сегментов или совокупного их убытка;
-
на активы операционного
Если совокупная выручка от внешних покупателей по всем отчетным сегментам меньше 75% общей выручки компании, следует выделять дополнительные отчетные сегменты, даже если они не удовлетворяют количественным пороговым показателям. Делать это нужно до тех пор, пока по крайней мере 75% выручки не будет приходиться на отчетные сегменты.
В случае, если операционный сегмент не удовлетворяет количественным пороговым показателям, он, тем не менее, может рассматриваться как отчетный. Для этого достаточно, чтобы руководство компании считало необходимым отдельно раскрыть информацию по нему.
Информацию о других видах хозяйственной деятельности и сегментах, которые не являются отчетными, необходимо объединить. Раскрытия в этом случае будут сделаны по категории «все прочие сегменты». При этом приводится описание источников выручки, включенных в категорию «все прочие сегменты».
Алгоритм выделения отчетных сегментов
В каждом конкретном случае последовательность выделения отчетных сегментов будет примерно одинакова. Ниже приведем один из возможных вариантов.
Информация о работе Составления сегментарной отчетности по российским и международным стандартам