Составление сегментарной отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:
- лучше понять результаты прошлой деятельности организации;
- точнее оценить риски и прибыли организации;
- принять более обоснованные решения в отношении организации в будущем.

Содержание

Введение
Глава 1 Сущность и назначение сегментарной отчетности
1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»
1.2 Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему
1.3 Этапы построения системы сегментарной отчетности организации
Глава 2 Состав и методы составления сегментарной отчетности ОАО «Спасское молоко»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Спасское молоко»
2.2 Формирование сегментарной отчетности
2.3 Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

вариант1.docx

— 45.20 Кб (Скачать)

Заседание совета директоров может проводиться в двух вариантах:

- открытое совещание  директоров отделов в полном  составе;

- собрание директоров  некоторых отделов.

С офисом ситуация выглядит иначе. Ответственность за результаты работы этого центра ответственности  можно возложить на главного бухгалтера предприятия. Он будет осуществлять непосредственный контроль за местами возникновения затрат в офисе, а поскольку каждый отдел будет являться местом возникновения затрат, все директора отделов по требованию главного бухгалтера должны будут предоставлять объяснения по причинам любых отклонений от установленных норм, которые закреплены в бюджете предприятия, утвержденном на совете директоров отделов. Сведения об отклонениях, выходящих за рамки допустимых, предоставляются генеральному директору. Границы допустимых отклонений могут устанавливаться в процессе формирования любого бюджета.

Этап 2. Кодировка  статей затрат центров ответственности. Организация системы сегментарного  учета предполагает специальную  кодировку затратных и доходных статей центров ответственности  для их детального отражения в  системе управленческого учета  и для последующего составления  сегментарной отчетности.

Рассмотрим этот вопрос на примере организации учета  затрат обращения.

Для контроля и оценки деятельности отдельных сегментов  бизнеса необходимо провести:

- классификацию их  расходов на переменные, постоянные, условно-постоянные. К переменным, как  обычно, будем относить затраты,  размер которых находится в  прямой зависимости от объема  продаж аптеки и аптечного  пункта (от их деловой активности). К постоянным затратам, напротив, отнесем затраты, величина которых  не зависит от изменения объема  продаж. Затраты, которые нельзя однозначно отнести ни к переменным, ни к постоянным, будем рассматривать как условно-постоянные;

- разделение затрат  центров ответственности на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые -- затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от деятельности руководителя центра ответственности. Другими словами, директора аптек и аптечных пунктов путем принятия тех или иных управленческих решений могут повлиять на размер регулируемых затрат. Нерегулируемые затраты, напротив, не подвержены такому влиянию.

В соответствии с  вышеизложенным целесообразно внести следующие коррективы в рабочий план счетов организации. Каждой статье затрат присвоим два дополнительных признака. Первый признак: 1 -- переменные затраты, 2 -- постоянные затраты, 3 -- условно-постоянные затраты. Второй признак: 4 -- регулируемые затраты, 5 -- нерегулируемые затраты. Это не усложнит существенно работу бухгалтерии, но обеспечит бухгалтера-аналитика, занимающегося сегментарным учетом, всей необходимой для него информацией.

Режим работы бухгалтерии, обрабатывающей первичные документы  и формирующей информацию об издержках  обращения, с внедрением системы  сегментарного учета существенно  не изменится. Сохранится ранее действовавший  порядок кодировки статей затрат в бухгалтерском учете. Признаки статей затрат формируются бухгалтером-аналитиком при постановке системы сегментарного  учета.

В сегментарном учете  информация распределяется согласно признакам  классификации затрат в автоматическом режиме.

Признаки 3 (условно-постоянные затраты) и 4 (регулируемые затраты) видны  только бухгалтеру-аналитику.

Таким образом, бухгалтер-аналитик, занимающийся сегментарным учетом, работая  на персональном компьютере, имеет  доступ ко всей бухгалтерской информации. Для посторонних пользователей  в систему управленческого сегментарного  учета он закрыт. Возможности получения  сотрудниками бухгалтерской информации варьируются в зависимости от их должностных обязанностей.

Существует два  пути повышения оперативности формирования сегментарной отчетности.

Первый, не капиталоемкий, состоит в том, чтобы повысить частоту представления центрами прибыли товарных и кассовых отчетов (как отмечалось, в настоящее время  они представляются ежедекадно). В  отношении кассовых отчетов проблемы не возникает, поскольку они в  любом случае должны формироваться  ежедневно.

По товарным отчетам  проблема состоит в более частом их формировании и занесении в  бухгалтерскую систему. Однако при  формировании трехдневного отчета обрабатывать и проверять в бухгалтерии  документов придется в 3 раза меньше, чем  за десять дней. На складе формировать  товарные отчеты можно ежедневно. Следовательно, при сдаче товарных отчетов 2 раза в неделю (в четверг -- за понедельник, вторник и среду и в понедельник -- за оставшиеся дни недели) в бухгалтерии не будут накапливаться непроверенные документы. При применении такого варианта, документооборота в системе управленческого учета информация за первые три дня недели появляется уже в пятницу утром, что вполне оперативно.

Второй возможный  путь решения проблемы -- глобальный, высоко капиталоемкий, но обладающий чрезвычайной эффективностью. Он состоит в полной автоматизации учетного процесса с использованием электронных сетей, что предполагает как формирование товарных и кассовых отчетов непосредственно в аптеках с передачей информации в центральный офис, так и формирование системы штрихового кодирования, позволяющей вести количественный учет товаропотока.

Этап 3. Организация  плановой и отчетной работы по каждому  сегменту. С вводом в действие системы  управленческого учета появляется возможность планировать затраты  и доходы центров ответственности  и, как следствие, разрабатывать  ценовую политику сегментов бизнеса, выявлять отклонения фактических показателей  от плановых, устанавливать их причины. Одна из основных задач сегментарной отчетности -- предоставление отчетов об отклонениях от принятых норм по сегментам бизнеса. При своевременном выявлении отклонений и причин их возникновения появляется возможность их оперативного устранения.

Разработка бюджетов и смет ведется бухгалтером-аналитиком в непосредственном контакте с директорами  отделов с использованием таких  приемов планирования, как анализ фактических показателей за прошлый  период, разработка внутренних стандартов, прогнозирование. Система планирования сориентирована на организацию контроля затрат и получение прибыли центрами ответственности, а также на координацию  их хозяйственной деятельности в  интересах предприятия в целом. В системе сегментарного учета  формируются бюджеты и сметы  по всем направлениям хозяйственной  деятельности структурных подразделений  предприятия. Бюджеты и отчеты об их исполнении составляются по местам возникновения затрат в разрезе  центров ответственности. По причинам возникновения отклонений лицами, несущими ответственность за возникшие отклонения, должны быть представлены объяснения. Далее в автоматическом режиме бухгалтер-аналитик формирует сводные отчеты для  принятия руководством предприятия  соответствующих управленческих решений.

Данный отчет является одним из нескольких по движению товарных потоков. В частности, он помогает администрации  предприятия контролировать остатки  товара в аптеках и анализировать  процессы товарооборота. В связи  с тем, что остаток товара учитывается  при расчете налога на имущество  предприятий, составление такого отчета позволяет оптимизировать налоговые  платежи.

Глава 2 Состав и методы составления сегментарной отчетности ОАО «Спасское молоко» 

2.1 Краткая характеристика  ОАО «Спасское молоко» 
 

Открытое акционерное  общество «Спасское молоко» было создано в 2000 году. Основными видами деятельности предприятия являются: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство и реализация цельномолочной, обезжиренной молочной продукции, торгово-закупочная деятельность. 

Организационная структура  предприятия представлена на рис.2.1. 

Бухгалтерский учет на предприятии ведется отдельным  структурным подразделением. Помимо главного бухгалтера работает кассир и два бухгалтера.  

Основные задачи бухгалтерского учета в ОАО «Спасское  молоко», как на производственном предприятии  следующие: 

1. своевременное  и полное отражение в учете  движения денежных средств и  материальных ценностей, правильная  их оценка; 

2. своевременный  и полный учет затрат на  производство продукции и правильное  исчисление ее себестоимости; 

3. контроль выполнения  плана выпуска и реализации  готовой продукции; 

4. контроль правильного  использования оборудования, расхода  сырья, топлива в соответствии  с нормами. 

Размещено на http://www.allbest.ru/ 

Рис. 2.2. Организационная  структура управления ОАО «Спасское  молоко» 

Согласно учетной политики ОАО «Спасское молоко» установлена журнально-ордерная форма учета с элементами автоматизированной системы управления «1С-Предприятие».  

Учетная политика ОАО  «Спасское молоко» содержит следующие  документы:  

учетная политика для  целей бухгалтерского учета; 

учетная политика для  целей налогового учета; 

рабочий план счетов бухгалтерского учета; 

положение о порядке  проведения инвентаризаций имущества  и обязательств организации и  осуществлении внутреннего контроля за хозяйственными операциями; 

положение о постоянно  действующей инвентаризационной комиссии; 

формы первичных  учетных документов; 

 график документооборота  организации; 

график ревизии  готовой продукции и сырья  и материалов. 

Учетной политикой  предусмотрено, что для целей  налогообложения прибыли учет доходов  и расходов на рассматриваемом предприятии  ведется методом начисления. 

Учетная политика ОАО  «Спасское молоко» описана в  приказе «Об учетной политике»  и содержит следующие моменты:  

начисление амортизации  нематериальных активов производить  линейным способом; 

объекты основных средств, используемые в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеющих стоимость  не более 10000 рублей за единицу, списывать  на затраты производства по мере отпуска  их в производство или эксплуатацию;  

амортизацию основных средств начислять линейным способом; учет процесса приобретения и заготовления материалов осуществлять в оценке по фактической себестоимости с  применением счета 10 «Материалы»; 

при отпуске материально - производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по методу ФИФО; 

готовую продукцию  учитывать по дебету счета 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости; 

 не создавать  резерв сомнительных долгов, резерв  под снижение стоимости материальных  ценностей; 

не создавать резервы: на оплату отпусков, на выплату вознаграждения за выслугу лет. 

момент определения  налоговой базы по НДС - по мере оплаты; 

доходы и расходы  в целях налогообложения прибыли  определяются методом начисления. 

Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности ОАО «Спасское  молоко» проводится на основе учетных  данных о выручке от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости  активов, начисленной амортизации  по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных  сегментов. Его следует начинать с оценки обоснованности выделения  отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к  ним. 

2.2 Формирование сегментарной  отчетности 
 

По данным ОАО "Спасское молоко", исходя из различий типов продукции в производственном и технологическом процессах выделены следующие операционные сегменты: сливочное масло; кисломолочная продукция; сухое молоко; заменитель цельного молока. 

Оценка количественных критериев признания отчетных операционных сегментов приведена в табл. 1. 

Из данных табл. 1 следует, что выделенные ранее сегменты по качественным критериям все соответствуют  и количественным критериям (доля выручки  от продаж и финансового результата каждого операционного сегмента превышает 10% от общей величины соответствующих  показателей по организации в целом). Кроме того, на выделенные сегменты приходится более 75% всей выручки организации: в предыдущем году - 84,2%, в отчетном - более 89,6%. По данным комбината основная часть выручки каждого сегмента получена от продажи внешним покупателям. На прочие операции приходится, соответственно, 15,8 и 10,4%. Таким образом, есть все основания признать выделенные сегменты деятельности организации как отчетные. 

Информация о работе Составление сегментарной отчетности